Русские Вести

Отечественный кинематограф давно и серьёзно болен


Достаточно взглянуть как на список недавно вышедших кинопроектов, так и на перечень анонсированных премьер, чтобы стало понятно: Россию накрыла настоящая эпидемия ремейков. "Новые версии" классических лент обозначили ситуацию, при которых продюсеров всё устраивает — а крайним стал русский зритель.

Отечественный кинематограф давно и серьёзно болен.

Тоже ещё новость, наверняка скривится читатель. Ведь нездоровых симптомов в нашей киноиндустрии (к которой относятся и пресловутые сериалы) такое количество, что выбирай на любой вкус.

Начиная от стартовавшей в начале века (впрочем, есть конкретная дата — 2004-й, премьера "Ночного дозора" Тимура Бекмамбетова) гонки за Голливудом. И условно завершая мельканием на экранах одних и тех же актёрских лиц, одних и тех же — словно театральные вузы по всей стране не выпускают ежегодно тысячи дипломированных артистов.

Впрочем, перечислять все невзгоды, язвы и травмы русского кино по состоянию на 2024 год не имеет практического смысла. Достаточно внимательно присмотреться хотя бы к одной болезни — и вынесенный диагноз окажется общим для всех прочих хворей.

Вот, кстати, появился повод поговорить об одном из недугов — об эпидемии бездарного плагиата, скрывающегося под благовидным словом "ремейк".

Только "пацанского" ремейка классики нам и не хватало…

В сентябре-октябре текущего года как-то особенно кучно пошли новости о том, что отечественные продюсеры снова (какая "неожиданность"…) вцепились в очередной шедевр советского кинематографа с целью создать его "новую версию" — и заработать на этом не менее новые деньги.

Так, уже вошедший в историю как создатель сериала "Слово пацана" (если только не снимет что-то ещё более "громко выстрелившее") режиссёр Жора Крыжовников (по паспорту — Андрей Першин) начал снимать восьмисерийный сериал по мотивам легендарной ленты Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1981).

Что именно настораживает в этом известии больше, пока определиться трудно.

То ли общий для всех ремейков вопрос, зачем вообще трогать состоявшуюся и актуальную именно в своём историческом и культурном контексте историю. То ли недоумение, что будет делать с жизненной мелодраматической историей (именно комбинация бытовых реалий с почти сказочным любовным сюжетом обеспечила успех картине Меньшова) режиссёр, специализирующийся на молодёжных комедиях и криминальных сериалах.

То ли опасения по поводу тихой сапой просачивающейся на наши экраны вполне либеральной повестки: судя по доступным сведениям, сценарий проекта Крыжовникова включает в себя сильные феминистские мотивы с матерью-одиночкой и мужем-абьюзером.

Особенная "любовь" к творчеству Гайдая

В эти же дни стало окончательно понятно, что креативные команды телеканала "ТНТ" и проекта "Камеди Клаб" уже не просто освоились в сокровищнице отечественного кино, но и чувствуют себя там полноправными хозяевами. Особенно приглянулись тээнтэшникам классические комедии Леонида Гайдая — потому как объявили они о выпуске сразу двух проектов, спекулирующих на фильмах прославленного режиссёра.

Так, под горячую руку и острый глаз специалистов по штамповке ремейков попала комедия "Бриллиантовая рука" (1968). Новую версию с нетривиальным и наверняка потребовавшим изрядного напряжения всего творческого потенциала ТНТ названием "Небриллиантовая рука" предполагают выпустить на телеэкраны аккурат в Новый год.

И тут уж выбор поводов для опасений сужается до двух перспектив. Первая — увидеть в роли Семёна Семёновича Горбункова Тимура Батрутдинова (вместо Юрия Никулина), а в образе Гены Козодоева — Алексея Воробьёва (вместо Андрея Миронова).

Вторая перспектива — намерение авторов фильма смешать в одном повествовании сюжет и типажи советской комедии с элементами современного шоу-бизнеса и отсылками к голливудским блокбастерам и англоязычным поп-хитам.

Канделаки смешно. А русскому кинозрителю?

Нужно отдать должное отечественной аудитории — на новость о "творческом прочтении" любимого несколькими поколениями и разобранного на цитаты гайдаевского фильма она отреагировала в основном негативными комментариями.

Но если кто-то хоть на секунду предположил, что такой отклик публики остановит творческий задор продюсеров и сценаристов ТНТ, то глубина этого заблуждения безмерна.

Потому как директор телеканала Тина Канделаки недавно отреагировала на народное возмущение следующим сообщением в своём телеграм-канале:

Друзья, из-за неоднозначных комментариев про "Небриллиантовую руку" мы на ТНТ решили снять совсем другое кино. Теперь встречайте нашу "Некавказскую пленницу".

И хохочущий до слёз смайлик в конце сообщения.

Вот уж действительно — хоть смейся, хоть плачь… Снова Батрутдинов замещает собой одного из культовых отечественных киноперсонажей (кто бы мог разглядеть в этом резиденте "Камеди Клаб" столь "мощный актёрский талант"…). Снова откровенная пародия на классику с привнесёнными современными хитами.

Впрочем, удивление от подобных ремейковых новостей должно было уже иссякнуть. Ведь прошедший новогодний эфир ТНТ представил отечественному телезрителю проект "Иван Васильевич меняет всё" (связь с очередным шедевром Гайдаем, думается, очевидна). Главным событием вокруг которого стала экстренная замена проштрафившегося с "голой вечеринкой" Филиппа Киркорова на Никиту Кологривого.

А ранее были эксперименты над творческим наследием Эльдара Рязанова в виде ремейка "Самоирония судьбы" и уже кажущаяся атрибутом прошлой жизни якобы комедия 2011 года "Служебный роман. Наше время". Той самой, в которой актёрский десант "Камеди Клаб" был усилен Владимиром Зеленским, тогда ещё известным как комик и шоумен.

Наш кинематограф слишком сытно живёт?

Очевидно, что проблема ремейков, множащихся в нашем кино и на ТВ с близкой к космической скоростью, отнюдь не нова. Соответственно, и негодование по этому поводу, порой переходящее в практические предложения по борьбе с эпидемией "новых прочтений", тоже имеет свою историю.

В основном корень ремейковой лихорадки общественность видит в продюсерах, которые и заказывают всё новые варианты "старых фильмов о главном".

По одной версии, сформулированной телеграм-каналом "Медиакинез", ситуация патовая: "Тупик, одним словом". Созданная либералами и из либералов продюсерская "корпорация" не пускает в индустрию новые лица и сполна использует новые сложившиеся условия (прежде всего, уход с рынка западных конкурентов) для извлечения прибылей.

В общем, всё как в ретрорекламе стирального порошка с забытым названием: "А если не видно разницы, зачем платить больше?". С поправкой на обстоятельства: "Если бесконечные ремейки получают прокат и место в сетке вещания и приносят солидный доход — зачем придумывать что-то ещё?".

Другая версия озвучена блогером Дмитрием Конаныхиным. Согласно ей, причина кризиса сугубо финансовая. И все беды оттого, что продюсеры активно используют построенную вне какой-либо логики, но тем не менее активно функционирующую систему государственного финансирования частных проектов.

И в самом деле, когда воротилы кино и ТВ тратят миллиарды, полученные задаром (формально, конечно, по тендерам и конкурсам) из казны, они не имеют никаких поводов для позитивных изменений и развития. И достаточно, гласят сторонники этого объяснения, перекрыть продюсерам бюджетное финансирование, как в кинематографе останутся лишь те, кто готов будет тратить свои собственные деньги. И, соответственно, постараются создать на них максимально качественный продукт.

Что с того?

Правда есть в обеих версиях.

Либеральные продюсерские кадры по-прежнему решают всё — а в русском кино образца 2024 года должны решать совсем другие кадры.

И отечественная индустрия производства фильмов и сериалов развращена государственными деньгами, которые в значительной доле случаев и возвращать нет необходимости.

Но главной причиной общего кризиса, одним из проявлений которого выступает "эпидемия ремейков", является отсутствие идеологии.

Идеологии не в смысле отпечатанного в типографии справочника, в котором расписано, на какие темы можно снимать, на какие нет, какие слова могут звучать с экрана, какие ни в коем случае.

Идеология в данном случае это две понятные вещи.

Во-первых, железобетонный, не сдвигаемый с места сквозняками моды и финансовой выгоды перечень принципиальных ценностей народа, общества и государства. Чтобы на уровне подсознания и спинным мозгом кинодеятели понимали, что, например, во время проведения СВО не могут, не должны, не имеют права появляться пустые и пошлые фильмы вроде "Неприличных гостей".

Во-вторых, идеология — это заказ на кинопродукт, определяющий, что именно итоговый фильм/сериал должен сказать, какому зрителю и с какой побуждающей целью.

Кинематограф без идеологических установок — как организм без жёсткой опоры в виде позвоночника. Нет такого позвоночника — и киноорганизм превращается в желеобразную, растекающуюся амёбу, движимую простейшими инстинктами. Именно таким инстинктом — "заработать побольше, усилий затратить поменьше" — ныне и руководствуются кинопродюсеры.

Хотя, безусловно, нужно и кадры в индустрии почистить, и финансовые потоки из казны отрегулировать заново.

Вот последнее, что нужно делать в этой ситуации, — слушать неизбежные либеральные вопли и релокантские охи на мотив "это же откат в дремучее прошлое, в "совок", к цензуре и указивкам от ЦК…".

Потому как западный кинематограф, Голливуд в особенности, строго и насквозь идеологичен. Уж там-то точно знают, что именно и кому и как хотят внушить.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ

Источник: tsargrad.tv