Кажется, что музыка Таривердиева была со мной всегда, сколько себя помню. Прежде всего, конечно, в кинофильмах. Памятен детский фильм «Пассажир с “Экватора”» (1968), в котором для детворы «Артека» и других пионерских лагерей Крыма, где проходили съемки, звучит песня на стихи Николая Добронравова «Маленький принц». Помните? «Кто тебя выдумал, звездная страна?».
Чудесно исполнила этот шедевр, тронувший детей и взрослых, Елена Камбурова. «Где же вы, где же вы, счастья острова!..»
В следующем десятилетии «Маленького принца» споет дуэт Галина Беседина и Сергей Тараненко — сначала на телевидении, а потом и на большом диске, который станет для меня самой любимой пластинкой, крутившейся десятки (сотни?) раз, где одну сторону занимал цикл «Мы с тобою, товарищ» (1975) на стихи Михаила Светлова — и таривердиевское прочтение «Гренады», и «Болота проходит пехота», и «Было холодно, было мокро», и «Ходят грустной парою комсомольцы старые», и «Я другом ей не был», и «Я вижу снова, как и прежде», а также потрясающее сочинение «В разведке». В котором в последней строке происходит поразительное, рассказанное убитым красноармейцем: «И Меркурий плыл над нами, иностранная звезда...».
В 1966 г. уроженец Харькова поэт Григорий Поженян, феерический морпех-десантник Черноморья в годы Великой Отечественной войны, как режиссер-постановщик и сценарист снял на Одесской киностудии военную кинодраму об обороне Севастополя «Прощай!» — с артистами В. Заманским, О. Стриженовым, И. Переверзевым, Ж. Прохоренко и другими. Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев. Вообще у Таривердиева есть памятный нам с детских лет, ни на что не похожий цикл «Семь песен-речитативов на стихи Г. Поженяна». В него включены тексты «Дельфины», «Мне хотелось бы…», «Скоро ты будешь взрослым…», «Сосны», «Я такое дерево…», «Я принял решение…», «Вот так улетают птицы…». Цикл очень интересно исполняла и Е. Камбурова, и сам автор. На одном из сайтов поклонник этих сочинений воскликнул: «Жители России-матушки делятся на тех, кто слышал этот цикл, и тех, кто не слышал. Присоединяйтесь к слышавшим»! Правильный призыв.
Стоит ли говорить о всенародной любви к инструментальной музыке Таривердиева к телевизионному сериалу Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973), а более того к песням на стихи Роберта Рождественского «Мгновения» и «Боль моя, ты покинь меня», которые запомнил каждый наш зритель.
С проникновенным драматическим тембром уроженца Донбасса Иосифа Кобзона. А когда бы еще вся страна слушала чудесное фортепиано!
А уж большой цикл из восьми романсов и песен в ленте Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1975) осуществил культурный прорыв в массовом сознании благодаря «озвучиванию» высокой поэзии прекрасных мастеров-современников и поэтов Серебряного века. Эти шедевры запели все социальные слои Советской страны — не только «высоколобая интеллигенция», но и школьники, студенческая молодежь и домохозяйки. Это была замечательная культурная прививка социуму, и во многом благодаря таривердиевской «подсветке» фильм стал популярен настолько, что уже четыре с половиной десятилетия не сходит в новогодние дни с телеэкранов.
А ведь были еще фильмы-сказки по Карло Гоцци «Король-олень» (1969) Павла Арсенова и по Андерсену «Принцесса на горошине» (1977) Бориса Рыцарева — с потрясающими ансамблями артистов и чудесной инструментальной и романсовой музыкой Микаэла Леоновича. Помним и киноленты «До свидания, мальчики!» и «Старомодная комедия» (с романсом на стихи Вознесенского «Не возвращайтесь к былым возлюбленным»).
Телесериал Александра Прошкина «Ольга Сергеевна» (1975) по сценарию Эдварда Радзинского, с блистательной плеядой актеров, начиная с Татьяны Дорониной, Армена Джигарханяна и Ростислава Плятта, остался лишь в истории отечественного телевидения, а вот таривердиевская музыка из него жива, и в первую очередь два шедевральных романса — «Память» (на стихи Давида Самойлова) и «Не исчезай» (на стихи Андрея Вознесенского), блистательно исполненных И. Кобзоном.
А ведь Таривердиев и сам недурно пел! Как неожиданно он предстал на телеэкране в двухсерийном художественном фильме Виктора Титова, комедийной драме по мотивам одноименной пьесы немецкого драматурга Руди Штраля «Адам женится на Еве» (1981), где за белым крылатым роялем исполнил романсы на сонеты Шекспира в переводах Маршака. «Люблю, люблю, но реже говорю об этом…»
И уж если мы выше сказали про несравненный таривердиевский дуэт Бесединой и Тараненко, который однажды в 1979 г. по приглашению профкома пел в битком забитом большом актовом зале моего родного Харьковского института радиоэлектроники, а на следующий день — в переполненном же Дворце студентов ХПИ, то нельзя не вспомнить и чудесное трио «Меридиан» (г. Иваново) с волшебной солисткой Надеждой Лукашевич.
В случае обоих упомянутых коллективов Таривердиев проявился и как замечательный наставник молодых исполнителей, с помощью которых показал, что на нашей эстраде может звучать современная камерная ансамблевая музыка, что проникала в сердце любого слушателя, возвышала, воспитывала вкусы и чувства.
«Меридиан» с начала 1980-х не раз участвовал и в заключительных концертах «Песня года» Всесоюзного ЦТ с таривердиевскими шедеврами, в том числе — «Любовь, не покидай меня» на стихи Пабло Неруды, «Предчувствие любви» на стихи Н. Добронравова, а также «Запомни этот мир», «Тишины» на стихи А. Вознесенского и др.
* * *
11.jpgВсего народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Микаэл Леонович Таривердиев написал музыку к 132 (!) кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфонию для органа «Чернобыль» (1988), фортепианное трио, цикл пьес для фортепиано «Настроения» и мн. др.
Всех его творческих премий, в том числе международных, музыкально-кинематографических, — не перечислить.
Родился Микаэл 15 августа 1931 г. в армянской семье в Тифлисе, где учился в средней школе и музыкальной десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, затем в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции у профессора Шалвы Мшвелидзе. Кстати, 43-я тифлисская школа знаменита также тем, что в ней учились Булат Окуджава и Марлен Хуциев; Микаэл ходил в школу вместе с мамой Сатеник Григорьевной Акоповой, которая преподавала в ней историю и географию.
Отец будущего композитора Леон Навасардович, директор Госбанка, был репрессирован в 1937 г.
В 1957 г. Таривердиев закончил класс композиции Государственного педагогического института им. Гнесиных у знаменитого Арама Хачатуряна, ярко дебютировал как композитор в Зале имени Чайковского с циклом романсов, который исполнила Зара Долуханова.
Обязательно вспомним о героическом сыне композитора от первого брака, с Еленой Андреевой, Карене Таривердиеве (1960–2014), выпускнике Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, майоре, участвовавшем в войне в Афганистане на различных должностях в подразделениях спецназа ГРУ, награжденного орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, получившем несколько тяжелых ранений.
После отставки работал журналистом, писал рассказы об Афганской войне, работал на телевидении.
М.Л. Тариведиев скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 г. в последний день отдыха в сочинском санатории «Актер», накануне вылета в Москву. Похоронен на Армянском кладбище Москвы.
Вдова маэстро Вера Таривердиева ведет активную просветительски-популяризаторскую работу. Как президент Благотворительного Фонда М. Таривердиева, автор книги «Биография музыки» (о жизни и творчестве композитора), арт-директор Международного конкурса органистов им. М. Таривердиева. Вера Гориславовна публикует теплые воспоминания о супруге и в социальных сетях. Завершим наше краткое приношение ее свидетельством о том, насколько почитаем композитор и в наши дни: «…Я знала Константина Дмитриевича Кримца шапочно. Знала только, что он один из тех дирижеров, с кем Микаэл Леонович работал много и всегда с удовольствием. … Вслед за концертом в Зале Чайковского в 1997 г. был исторический концерт на “Кинотавре”. … В Сочи, городе ухода Микаэла Леоновича, месте навечно с ним связанном, мне хотелось сотворить что-то невообразимое. Что-то празднично-невообразимое. Оркестра не было. И вдруг на голову, как чудо, свалился Оркестр Луганской филармонии, который приехал за свой счет, поселился за свой счет. Ради того, чтобы принимать участие в программах “Кинотавра”. Костя вызывал оркестр на репетиции к семи утра (Зимний театр был занять весь день под кинопросмотры). … И оркестр приходил. В концерте участвовали звезды: Сергей Маковецкий, Люба Полищук, Трио “Меридиан”, Саша Гиндин, Алексей Козлов, Галина Беседина и Сергей Тараненко. Даже Марк Рудинштейн пел. А я играла на клавесине в дуэте с Гиндиным. Вел концерт Миша Мишин. Концерт был назначен на восемь вечера. За сутки до события фестиваль потребовал присутствия на концерте. Но билетов уже не было. Они были сметены дней за десять. Было решено концерт повторить сразу после его окончания для участников фестиваля.
Все было так необыкновенно, потрясающе, неописуемо безумно. Люди висели на люстрах, сопереживали, плакали и смеялись вместе с нами. И когда первый концерт закончился, Миша Мишин сказал, что невозможно повторить ЭТО еще раз. И вообще, есть кто-то в зале, для кого это нужно повторять? И попросил Олега Ивановича Янковского выйти в зал и посмотреть. Олег Иванович, обычно сдержанный, воскликнул: “Я не могу больше войти в этот зал”. Марк Рудинштейн плакал, как ребенок. Второй концерт состоялся в полночь. Зал был полон».
Станислав Минаков