На 82-м году жизни скончалась советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко. О её смерти сообщили в МХТ имени Чехова, в котором она проработала почти 60 лет. Причиной смерти стала полиорганная недостаточность вследствие септическего шока, а осложнения развились из-за воспаления внутренней оболочки сердца.
Мирошниченко была госпитализирована 30 июля; в СМИ сообщалось о том, что у неё остановилось сердце, но врачам удалось реанимировать актрису. Кроме того, у неё диагностировали острую вирусную инфекцию и обнаружили новообразование в головном мозге. Мирошниченко скончалась, не приходя в сознание.
Мирошниченко родилась 24 июля 1942 года в Барнауле в семье военного. Росла она в Москве, в детстве училась в музыкальной школе при училище имени Гнесиных, а затем окончила Школу-студию МХАТ. После выпуска стала актрисой труппы МХАТ, в котором прослужила всю жизнь; во время раздела театра в 1987 году осталась с Олегом Ефремовым — в МХТ имени Чехова. В советское время Мирошниченко много снималась в кино — среди её работ фильмы «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублёв», «Ошибка резидента», «Вам и не снилось…», «Рыжий, честный, влюблённый» и многие другие; с 1990-х годов она почти перестала появляться на экране.
Коллеги очень скорбят по Мирошниченко и вспоминают её жизнь исключительно добрыми словами.
Станислав Садальский, актер:
«Она была немного придуманная. На это она мне парировала: "Это такая защита от злого мира". Мы с Ириной Петровной друг друга не воспринимали по жизни. Но все равно артисты драматические — это мои братья и сестры! Прощай, сестра».
Марина Зудина, актриса:
«Ирина Петровна, дорогая!!! Спасибо вам за вашу нежность ко мне, моим детям, Олегу Павловичу! Я помню, как вы были терпеливы, деликатны и требовательны к себе и партнерам, когда мы с вами репетировали… Я помню, как вы поддерживали совсем юного Павла, репетируя с ним, — написала Зудина в своем блоге в соцсетях. — Я помню вашу доброту, аристократичность, красоту, я помню вашу неиссякаемую энергию, позитив и сильный характер. Помню вашу веру в свое призвание и служение театру!!! Я еще помню, как, пересмотрев фильм "Дядя Ваня" А. Кончаловского, поняла, что никогда не сыграю Елену Андреевну так, как вы, и, выходя на сцену МХТ в этой роли, ясно осознавала это… Я не спросила вас так о многом, я не сказала вам и половины того, что чувствовала к вам!!! Простите меня… Я навсегда запомню вас молодой, красивой и наполненной энергией жизни!!!»
Лев Лещенко, певец:
«Она излучала добро, всегда дарила хорошее настроение, проявляла внимание и заботу, в каких-то мелочах всегда пыталась сделать приятное людям» (по материалам телеканала «360»).
Евгений Герасимов, актер, режиссер:
«Ирина была великой актрисой. Везде узнаваема и везде разная. Найдя свой стиль, она никогда ему не изменяла, но при этом никогда не выглядела в своих ролях однообразно. Она умела передать тончайшие оттенки чувств в любой роли. Всегда безупречный образ и особое женское очарование».
Лариса Лужина, актриса:
«Мы были близки с Ирой, много общались, особенно раньше, когда были общие поездки. У многих к ней были претензии, кто-то говорил, что она высокомерная. Не знаю. У меня этих претензий не было — со мной Иронька всегда была очень доброжелательной и общительной, мне с ней было легко. Ещё Ире завидовали, конечно, я это объясняю тем, что она была красивая, много играла, снималась. Она действительно была невероятно яркой, жизнь прямо брызжет! Прекрасно одевалась».
Никита Михалков, актер, режиссер:
«Погасла звезда Ирины Мирошниченко. Она действительно была настоящей звездой. Господь дал ей талант, обворожительную внешность, огромную энергию — и жизненную, и творческую, — отметил Михалков. — И всему этому она принесла в жертву все остальные радости жизни женщины — семью, материнство, создание дома в самом большом смысле этого слова. Она горела в своей работе и горела очень ярко. Предполагаю, все бытовые неурядицы и проблемы, возникающие в жизни, она топила в деле, в профессии. И профессия отблагодарила ее за это, подарив замечательные роли в пьесах великих драматургов, в фильмах великих режиссеров. Она сумела сберечь себя и свою жизнь от разъедающих сплетен, от ненужной публичности, от чужих и злых глаз и развязанных языков. Испытала ли она счастье женщины — я не знаю. Счастье актрисы, я думаю, испытала в полной мере. Во всяком случае, с момента, как ее звезда зажглась, она никогда не меркла. Она была звездой, она ей и осталась».
Ксения Студенова, Ольга Шаблинская