Русские Вести

«Он, пожалуй, самый честный свидетель той эпохи…»


Алексей Бурыкин

Фильм снят на студии «Русский путь» в Доме русского зарубежья к 150-летию Героя Русско-японской и Первой мировой войн генерала Антона Ивановича Деникина. Свой многолетний замысел худрук студии, кинодокументалист Сергей Зайцев из-за занятости передал Алексею Бурыкину, создателю около десятка фильмов о русских эмигрантах, но «Деникинъ» стал, по признанию самого режиссёра, для него фильмом-экзаменом: уж очень причудливо вела по жизни судьба его героя, одного из главных руководителей Белого движения, опалённого Гражданской войной.

 Алексей Анатольевич, скажите, как вы сформулировали для себя идею фильма, когда взялись снимать картину о генерале Деникине?

– Идея фильма формировалась постепенно, по мере того, как я больше и больше узнавал о личности Деникина. Если кратко: похоже, его избрал Бог для свидетельства борьбы с большевизмом. Думается, поэтому он прожил дольше всех своих соратников...

 Антон Иванович Деникин, полагают, был едва ли не единственным генералом Русской армии не дворянского происхождения, сказалось ли это на его судьбе?

– Кто это сказал, что генералитет Русской армии состоял сплошь из дворян? Великое заблуждение! Да, основной костяк составляли дворяне, но достаточно, например, упомянуть о двух фигурах в непосредственном окружении Деникина – генерале Корнилове, сыне казака, и генерале Алексееве, сыне крестьянина.

 Что больше всего поразило в личности Деникина, когда вы стали изучать материалы о нем, в частности, мемуары «Путь русского офицера» и материалы, переданные Мариной Антоновной Деникиной-Грей в Госархив? Какие из высказываний генерала Деникина кажутся вам особенно актуальными сегодня?

– Начну с последнего, актуальнейшее высказывание генерала приведено в фильме, оно из работы «Окраинный вопрос» 1932 года: «Идея расчленения России не оставлена и поныне. Она вспыхивает, как болотный огонёк, то в одной, то в другой точке земного шара; она ищет обоснования, укрепления и благовидных внешних форм – в российских центробежных устремлениях. Ищет и находит – главным образом со стороны людей, поражённых честолюбием и шовинизмом, зачастую грубо невежественных, иногда продажных и во всяком случае остро ненавидящих. Не народные массы, а именно люди, выносимые волною революции и безвременья на мутную поверхность вскипевшей до дна жизни, привносят такую ненависть к России. Искажая перспективы и причинную связь исторических событий, порывая родственные связи, игнорируя тесные экономические взаимоотношения, путая прошлое с настоящим, отождествляя русскую власть с русским народом, – они приняли на себя роль суровых и пристрастных судей России, её истории и народа. Их голоса раздаются в молодых парламентах, в приёмных иностранных политических деятелей и финансовых магнатов, в мировой печати».

Теперь о части семейного архива, которая сейчас хранится в Госархиве РФ. Это кладезь нашего познания о Деникине-человеке, когда его письма, открытки, рисунки «очеловечивают», что ли, образ лихого генерала, каким знаем его по мемуарам других. То же и в не разобранном ещё архиве Деникина, хранящемся в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. Автобиографическая книга «Путь русского офицера», увы, не была закончена, но и то, что написано Деникиным, чрезвычайно интересно ещё и потому, что он, пожалуй, самый честный свидетель той эпохи – и по отношению к себе (в первую очередь), и по отношению к другим. Да и вообще, я бы сказал, честность – основная черта генерала Деникина. По поводу русских «смут» – это слишком разные исторические пласты, чтобы можно было, сравнивая, один «наложить» на другой. Я думаю, Деникин это понимал, потому никаких параллелей не проводил.

 На что вы ориентировались в работе, были ли референсы, как сейчас говорят, – книги, статьи, киноленты, посвящённые Добровольческой армии?

– Ненавижу всеми фибрами это словечко – «референс». Весной 2021 года довелось общаться со студентами ВГИКа – будущими сценаристами и режиссёрами, так знаете на какое сопротивление я наткнулся, когда сказал, что, если вы – художник, никакого «референса» у вас быть не может, потому что ваше сердце, ваше сознание и ваше мышление – уникальны, следовательно, вы призваны творить, не оглядываясь ни на кого? Ууу, меня заклевали! Вот такие у нас теперь учатся «оглядыватели»! А лучше сказал поэт Николай Глазков: «На творителей и вторителей / Мир поделён весь». При этом, тех, кто творил до тебя, конечно, нельзя забывать ни в коем случае и учиться у них, обогащая свой опыт их опытом, но не копировать. Так что в отношении фильма «Деникинъ» – нет, ни на что не ориентировался, только на то, что подсказывала мне моя совесть. Я на могиле Антона Ивановича сказал: «Не посрамлю Ваше имя». Что касается материала по Добровольчеству, он огромен. Список основной литературы приведён в финальных титрах. В течение года я ничего, кроме относящегося к Деникину, не читал, чем, конечно, себя обокрал, но зато фильм есть.

 Фильм снимался только на Юге России? Как определяете жанр «Деникина»? Привлекает ли вас модный ныне жанр реконструкции в документальном кино?

 Фильм снимался не только на Юге России, но и на севере – в Санкт-Петербурге, в Москве, а ещё во Франции (мы проехали почти по всем «деникинским местам», упомянутым в письмах и открытках), а также в США. Жанр – наверное, фильм-портрет, всё-таки целью было наиболее полное раскрытие личности Деникина. Реконструкцию в документальном кино приемлю, если это талантливо сделано, а вот эти все «ряженые» с бесцветными глазами, изображающие гениев – по мне, смехотворно, больше ничего и не скажешь…

– Каково ваше личное отношение к истории взлёта и падения Добровольческой армии? Погибель её была предрешена или дело в каких-то просчётах генерала Деникина? Что было самым сложным на съёмках «Деникина»?

– Знаете, меня прямо злят режиссёры, которые в интервью начинают рассуждать, как им было сложно снимать, через какие трудности они прошли… Я всегда думаю: иди-ка, дружок, в забой, расскажи шахтёрам, как тебе тяжело режиссировать! Трудности есть всегда, но что о них говорить, когда фильм сделан? На ваш другой вопрос ответить не так-то просто… Если кратко, я, пожалуй, обращусь к словам Пушкина: «…ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». Замысел Господа о нашей стране разве доступен нам? А просчёты Деникина… Я согласен с военным историком Андреем Кручининым, который на премьере фильма сказал, что не пенять надо белым, что были под Тулой и откатились в два месяца к Новороссийску, а удивляться, как за два года Добровольческая армия смогла стать силой вообще, как бы мы сейчас сказали, на «энтузиазме» и генералов (прежде всего), и русского офицерства, и казаков, и простых солдат, которым небезразлична была судьба Родины. Показательна цифра: в Гражданской войне принимали участие всего полтора миллиона человек из более чем ста сорока миллионов населения, остальные ждали, чем дело кончится…

 Кстати, на обсуждении фильма в Доме русского зарубежья не очень охотно говорили о конфликте Деникина и Врангеля, которому в конечном итоге Антон Иванович и передал командование Добровольческой армией. Известно, что историки расходятся во мнениях: одни называют противоречия «политическими», другие видят причину конфликта в разном понимании союзничества и дальнейшей стратегии для сил Белого движения на Юге России, а кто-то указывает на разное социальное происхождение генералов (Врангель  барон, а Деникин  из семьи крепостного крестьянина). Что вы думали на эту тему, когда снимали свой фильм?

– Часто люди, берущиеся делать кино на историческую тему, судят и рядят о действиях исторических личностей со «своей колокольни», из сегодняшнего времени, что, на мой взгляд, в корне неверно. Об этом сказала в фильме Лидия Петрушева: «Мы должны научиться перестать наших предков заставлять перед нами отчитываться за свою позицию в тот период». В русской истории столько лабиринтов, что не надо рубить с плеча. Что такое фраза Деникина: «Не мешайте Врангелю. Может быть, у него что-нибудь получится»? Какое благородство! Не испытывающему к барону никакой симпатии как к человеку, Деникин тем не менее это произносит, будучи в Англии: дело – прежде всего. Я снимал фильм о Деникине – мне хотелось, чтобы его мысли и его чувства транслировались зрителю. Именно поэтому в картине так много цитат из «Очерков русской смуты», «Пути русского офицера», публицистики, писем. Было ли у Врангеля чувство социальной неприязни к Деникину – откуда мне знать? Знаю, что барон искал встречи с Антоном Ивановичем уже за границей, но Деникин любые попытки сблизиться пресёк.

 На обсуждении фильма было сказано много добрых слов о личности генерала Деникина, в частности, о его порядочности, «праведности», более того, был приведён тот факт, что, когда вскрыли гроб, тело Деникина оказалось нетленным. Почему вы не вставили этот удивительный момент в фильм?

– На Свято-Владимирском кладбище в Нью-Джерси, где прах генерала был упокоен с 1951 года произошла эксгумация, которая не афишировалась. Один из свидетелей писал: «Прах достали из гроба. Вот здесь я понял, что такое – гробовое молчание. Все действительно онемели! Тело Деникина не истлело, только потемнело. И это – с учётом 50-летнего пребывания в земле и уже одного перезахоронения ранее. Деникин умер в 1947 г. и был похоронен в Детройте. Через несколько лет его прах перезахоронили на Св.-Владимирском кладбище». До премьеры фильма мне казалось: сказать об этом – значит, накликать на себя что-то вроде: «О, Деникина делают святым…».

С другой стороны, он умер в августе, самом жарком месяце, известно, что в Детройте хоронили только на четвёртый день, с воинскими почестями: ждали из Вашингтона полк американской армии. Возможно, тело было забальзамировано. Но это только домыслы – в существующих в наших руках документах нигде об этом не сказано… А теперь, после премьеры, выслушав резкие и несправедливые отклики в адрес Деникина, я всерьёз думаю: может быть, и стоит об этом в фильме сказать. Пока в размышлении.

 К фигуре Деникина в России, в разных слоях населения, до сих пор относятся неоднозначно, притом, что мемориал генерала на Донском кладбище создан на личные средства нашего президента, а помощник президента Мединский на церемонии возложения цветов назвал Деникина «настоящим русским патриотом» и «одним из символов примирения красных и белых». Как вы считаете, придут ли когда-нибудь русские люди к единой оценке тех, кому пришлось покинуть родину в начале XX века?

– Гоголь написал о Пушкине: «…это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Написано в 1832 году. Нам ещё десяток лет подождать... Деникин же, услышав, что он «один из символов примирения красных и белых», уверен, написал бы (по меньшей мере) очередной «Мой ответ», как в случае с ложью Врангеля. Более непримиримого к красным человека, чем Деникин, трудно вообразить! И пытаться Антона Ивановича сейчас сделать «символом примирения», это просто желание подверстать его к современной «модели» всепрощенчества. Примиряться – с кем? С теми, у кого была государственная идеология террора? Я с негодованием выкрикиваю: «Руки прочь от Деникина!» Хочу спросить: вы согласны сегодня примиряться с той Украиной, чем она стала? И почему мы сегодня воюем там?

Беседу вела Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru