Русские Вести

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ


Заимствованная одёжа никогда хорошо не сидит. (Руская народная поговорка)

С наступлением холодов мы начали кутаться в тёплые одёжи: куртки, шубки, дублёнки, пальто, которые в большинстве своём довольно просты и без лишних украс. Лишь редкие модники позволяют себе красоваться в ярких оригинальных одёжах. Давайте посмотрим во что зимой наряжались наши предки – их верхняя одёжа была весьма разнообразной и практичной – и, возможно, почерпнём для себя интересные идеи.

Ещё до середины XIX века в разных губерниях, да и в разных деревнях, одёжа различалась особенностями кроя и пошива, тем более это касается вышивок и цветовой палитры. Ведь шилась она всегда индивидуально, собственными силами, или под заказ у какой-нибудь именитой портнихи, а не производилась массово где-нибудь в Китае...

Современным дизайнерам-модельерам есть смысл обратиться к древней культуре славян в части народных костюмов и начать возрождать традиции «живой», обережной одёжи. Ну или как минимум каждому русичу следует знать, какую одёжу носили его предки.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Армяк

Армяк был традиционной крестьянской одёжей. Шился он из шерстяной ткани, был длинным и имел капюшон. Никаких застёжек к нему не пришивали, а завязывали на пояс, как халат. Его надевали как верхнюю одёжу на кафтан или тулуп.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Кафтан

Слово кафтан проникло из тюркских языков. В руской письменности отражается с 1524 г. Кафтаны были общесословной одёжей, но шили их в зависимости от достатка из разного материала.

Сермяжные предназначались крестьянам. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одёжи, кафтан мог быть тёплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одёже появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и тёплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу.

У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний — шубным.

Разновидности кафтанов по покрою или по назначению получали специальные названия: проезжой, ездовой, столовый, дождевой, турской, польской, становой.

Первоначально руский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII в. у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Зипун

С кафтаном «неразлучен» зипун. Зипуны получили широкое распространение в конце XVI - начале XVII.

Их шили из грубого сукна, часто оторачивали мехом для тепла, а в качестве застёжки — и украшения — брали яркие шнуры, выделяющиеся на ткани. Одёжа эта была мужской, могла быть с небольшим

воротником и без него и подразделялась на праздничную и повседневную. Более нарядный вариант зипуна, который и женщины носили — однорядка. Её украшали различными декоративными элементами и носили знатные люди.

Уже в XVI в. они становятся общесословной одёжей и мало отличаются от кафтана. Кафтаны и зипуны долго сохранялись в руском быту, особенно у крестьян. Особый тип кафтана на меховой подкладке, покрой которого был заимствован у поляков, получил название жупан, родственное со словом зипун.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Ферязь

На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одёжу без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застёгивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Пониток

Пониток (понитник) – верхняя мужская и женская одёжа для весны и осени. В XIX — начале XX века пониток был широко распространён среди крестьян Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Вятской,Пермской, Ярославской, Костромской, Тверской, Владимир ской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Калужской, Рязанской, Пензенской губерний.

Пониток шили, как правило, из пониточины серого, синего, чёрного цветов без подкладки и на подкладке до талии. В Рязанской и Пензенской губерниях пониток изготавливался из тонкого домашнего сукна, лучшей чёрной осенней шерсти.

Покрой понитков был разнообразен. В большинстве губерний это была распашная двубортная одёжа, длиной ниже колен, в талию, с цельными полами и отрезной по талии спинкой, собранной в подоле в мелкие складки, с длинными рукавами и стоячим воротником. Он запахивался обычно справа налево и застёгивался на крючки. Кроме понитков с борами, встречались понитки, сшитые в талию, но не со сборками сзади, а с клиньями, вставленными с боков между цельной спинкой и полами. Такие понитки могли быть как праздничной, так и будничной одёжей.

Праздничные понитки украшались по вороту, краям рукавов кожей, плисом, разноцветными шнурами. В южных уездах Вологодской губернии, в Ярославской, Рязанской губерниях были распространены понитки халатообразного покроя. Они представляли собой однобортную распашную одёжу, длиной ниже колен, с прямой спинкой и полами, с боковыми клиньями. Рукава понитка делались обычно очень длинными и достигали края подола. Понитки надевались в рукава, запахивались справа налево и подпоясывались кушаком. В некоторых случаях их носили как плащ, накидывая на голову.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Поддёвка

Поддёвка — разновидность мужской верхней одёжи типа укороченного отрезного пальто; верх прилегающий, низ по талии в густых мелких сборках, с застёжкой на крючках. Поддёвка ведёт происхождение от кафтанчика, обычно стёганого, поддевавшегося под верхний кафтан. Отличается застежкой справа налево. Являлась предметом руской купеческой и кучерской одёжи.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Однорядка

Однорядка — широкая долгополая одёжа без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье её носили и в рукава и внакидку.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Охабень

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), отличительная деталь — жёсткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнеруский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Фёдоровича, первого руского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одёжку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Свита

Длинное тёплое одеяние из сукна. Своё название получило от слова «свивать» — «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси...»), рукава были снабжены обшлагами, а ворот — отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была различной. Края одёжи нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнеруской одёжи.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Кожух

«Кожух» — тоже древнейшее, праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одёжу из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одёжей с рукавами и застёжками. Эдакий кафтан на меху.

Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой — золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одёжи надевали не только ради тепла.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого. Это была одёжа из дубленой овчины, белой или окрашенной в красно-коричневый или чёрный цвет, либо покрытая сукном. Длина полушубка - до колен или выше, спинка выкройная, сзади ниже талии сборки, запах налево, на крючках. У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам. Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.

Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный, и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одёжи, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный. После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.

Тулуп

В конце XVI в. в письменности появляется слово тулуп (из тюркских; языков). А до этого долгополую меховую одёжу без пояса именовали шуба якутская. Да и тулупы имели определения: якутский, калмыцкий, нетрудно догадаться поэтому, откуда заимствовали покрои. Носили же их сначала только на Севере и в Сибири, к середине XVII в. про тулупы узнают москвичи, а к концу столетия и южане.
О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из древнеруского языка «тулуп» попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой берег Балтийского моря.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Шуба

Самой нарядной, как и самой дорогой одёжей, была шуба. Её носили не только в мороз на улице, но бывало, что и дома во время приёма гостей – дабы себя во всём достатке показать. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

О слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одёжа с длинными рукавами». Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян...

У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские). Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины. Первые были исподними, вторые называли шубой одевальной, одевальницей, одеялом и шубой якутской (имелся в виду тулуп). Названия одеяло и одеяльница применительно к шубе встречались лишь на Севере. Одевальные имели особый покрой и большую длину. Понятно почему: согревались в поездах. Иногда они имели внизу закрытое отверстие для ног.

Меховая одёжа для служилых людей получала наименование по роду войск и воинских чинов: шуба гусарская, гусарка, солдатка. Женскую и детскую меховую одёжу называли шубками. Среди них различались столовые, или холодные, то есть комнатные, и выходные, или тёплые. Некоторые специалисты утверждают, что шубки надевались через голову.

Крестьянская рабочая одёжа из непокрытой овчины с укороченными полами была распространена на Севере и в Заволжье. Это шубняки, или шубники, известные и сейчас в вологодских, ярославских местах.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шёлка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шёлком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

Из языков народов Сибири и Дальнего Востока руские заимствовали ещё несколько слов. Одновременно и некоторые другие типы меховой одёжи: малица - мужская верхняя меховая одёжа типа рубахи с капюшоном; парка — длинная одёжа из шкур, мехом наружу, надевается поверх малицы; санаяк — вид меховой одёжи; яка — род охабня мехом наружу.

Одёжа, подбитая мехом песца-крестовика, в Подвинье, а также по Енисею называлась крестоватик и крестовик: шушун крестоватик, кафтан крестовик.

Душегрея

Душегрея – самобытная руская одёжа, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одёжа. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.

На Руси наибольшее распространение имели душегреи без рукавов и воротника, часто на бретельках; в музейных собраниях встречаются образцы короткой утеплённой одёжи с рукавами и сквозной застежкой на пуговицах, также называемые «душегреи», поскольку это зафиксировано в районах их бытования.

Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Душегрея входила в состав праздничной одёжи и в таких случаях была особо нарядной, отделывалась позументом, жемчугом, вышивкой и шилась из самых ярких, нарядных, часто золотных тканей. «Невеста, молодая и высокая, была одета в голубой сарафан, шитый серебром, и, несмотря на жару, в пунцовый штофный душегрей» (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина, 1910 — 11). Душегреи могли быть на дорогой шёлковой подкладке, но чаще на меху, особенно в городском быту, как тёплая домашняя одёжа. Душегрея в городах служила признаком сохраняемых связей с деревней, с традиционным костюмом. Люди, претендующие на причастность к городской бытовой культуре, предпочитали иные названия сходного типа одёжи — епанечка, кацавейка.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Душегрею называли ещё по-другому – «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш руский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одёжа чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одёжа.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Шугай

Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перед с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава – длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одёжа достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.

Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному – «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Телогрея

Телогрея известна с XVI века, в настоящее время вышла из обихода. В истории костюма можно выделить два типа женских телогрей: 1) длинная верхняя одёжа распашного типа, с откидными рукавами и большим количеством пуговиц спереди; она носилась поверх сарафана, закрывая его полностью; 2) утеплённая кофта без рукавов длиной до пояса или середины бедра. Телогрея шилась на подкладке, с использованием сукна, шёлка, меха. Её носили представительницы всех слоёв населения, но для крестьянок она считалась праздничной одёжей.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Опашень

Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Шушун

В письменности слово шушун отмечается с 1585 года, учёные предполагают его финское происхождение, первоначально оно и употреблялось только на востоке северноруской территории: в Подвинье, по р. Ваге в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, затем стало известно в Зауралье и Сибири. Шушун – женская одёжа из ткани, иногда подбитая мехом: «шушун лазорев да шушун кошечей женской» (из приходо-расходной книги Антониево-Сийского монастыря 1585 г.); «заечинной шушун под ветошкою и тот шушун сестре моей» (духовная грамота – завещание 1608 г. из Холмогор); «шушуненко тёплое заечшшое» (роспись одёжи 1661 г. из Важского у.). Таким образом, шушун – это северноруская телогрея. После XVII века слово распространяется к югу до Рязани, к западу до Новгорода и проникает даже в белоруский язык...

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Салоп

В России начала XIX в. — предмет верхней женской утеплённой, как правило, ватой или мехом, одёжи — широкая длинная накидка с пелериной и прорезями для рук или небольшими рукавчиками, скреплявшаяся лентами или шнурами.

ОДЁЖА, СОГРЕВАЮЩАЯ ТЕЛО И ДУШУ

Безрукавка

Ещё одним распространённым видом меховой одёжи, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы знаем, что у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы...

***

Уже давно ни для кого не секрет, что та одёжа, которую человек носит, оказывает на него большое влияние: на его самоощущение, походку, настроение. А традиционная руская одёжа, сшитая родным человеком с добрыми помыслами и пожеланиями, к тому же имеет не только привлекательный внешний вид, но и обережные свойства. Согревает не только тело, но и душу. А порой и пробуждает Родовую память.

Но даже если вы не планируете в ближайшее время порадовать себя тёплым руским народным нарядом, то помните о том, что душу можно согреть ещё и тёплым словом. Поэтому как можно чаще произносите тёплые слова. Как в свой адрес, так и в адрес близких людей.

Источник: drevoroda.ru