Русские Вести

«Одно сокровище, святыня…»


Артисты Геликон-оперы в третий раз приезжают на площадку Принарского парка. Сцена – под открытым небом, где декорацией служат купола Высоцкого мужского монастыря, зелень парка, облака и неожиданно взошедшая радуга (хороший знак, не будет дождя)…

Отношение худрука Геликон-оперы Дмитрия Бертмана к встречам со зрителями в Серпухове известно: «Мы влюбились в этот город и с радостью возвращаемся. Играть здесь спектакли – огромное счастье. Всё дышит атмосферой настоящей Руси – удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Каждый спектакль под открытым небом уникален, повторить его при всем желании невозможно. Постоянно меняется освещение, цвет неба, может пролететь птица, и когда эти "спецэффекты" ложатся на музыку, результат получается потрясающий».

Оперу «Мазепа» П.И. Чайковский, с перерывами, писал за границей, в Риме и Париже, в 1881–1883 годах. Эпическую поэму Пушкина «Полтава», написанную в трех песнях, с реальными действующими лицами, исключив лишь Петра I и шведского короля Карла XII, композитор почти в полном объеме уместил в трех действиях оперы. Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом, как эта опера: ему предстояло показать личную драму Марии на фоне эпических картин Полтавской битвы и истории заговора гетмана Мазепы.

Для самого Пушкина «Полтава» была новаторским произведением, потому что он захотел совместить несколько важных политических и личных тем, волновавших его на тот момент, порассуждать о судьбе русского государства и его многонациональности, а также о судьбах людей, попавших под колеса истории.

При этом поэма необычайно поэтична, читая ее, ощущаешь влияние на творчество поэта народных песен, преданий, украинских дум и сказок. О том, как был тронут некоторыми пушкинскими сценами, набрасывая план оперы во время отдыха на Украине, вспоминал и Петр Ильич Чайковский: «В результате начал со сцены между Марией и Мазепой, которую без изменения перенес из поэмы в либретто».

Предполагают, что поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, декабристке, последовавшей за мужем в ссылку. «Тебе – но голос музы темной\ Коснется ль уха твоего?\ Поймешь ли ты душою скромной\ Стремленье сердца моего?\ Иль посвящение поэта,\ Как некогда его любовь,\ Перед тобою без ответа\ Пройдет непризнанное вновь?\ Узнай по крайней мере звуки,\ Бывало, милые тебе - \ И думай, что во дни разлуки, \В моей изменчивой судьбе,\ Твоя печальная пустыня,\ Последний звук твоих речей\ Одно сокровище, святыня,\ Одна любовь души моей». Помнится, в одной из викторин участникам был задан вопрос, сколько раз имя Мария появляется в произведениях Пушкина. Правильным был признан ответ – 10. И это всегда особенные героини.

Первоначально поэма называлась – «Мазепа», в последний момент Пушкин изменил его на «Полтаву», как пишет пушкинист А.Н. Вульф, «из-за нежелания прослыть эпигоном Байрона», из которого взят эпиграф и у которого было произведение с таким же названием.

События, происходящие в опере «Мазепа», имеют реальную подоплеку, реальна и история отношений гетмана Мазепы и дочери стольника Петра I Василия Кочубея Марии (прототипа звали Матреной). Место действия – Украина, начало XVIII века.

Юная дочь Кочубея Мария (Ольга Щеглова) страстно влюблена в седовласого гетмана, бывшего друга отца, и не получив благословения, бежит с ним из отцовского дома. Желая отомстить Мазепе (Михаил Никаноров) и зная о его намерении перейти на сторону шведов, чтобы с их помощью отделить Малороссию от России, Кочубей (Александр Киселев) доносит царю. В свои планы он посвящает преданного Искру (Иван Волков) и молодого казака Андрея (Иван Гынгазов), влюбленного в Марию. Но Петр I бесконечно верит Мазепе, и вот уже Кочубей в темнице Белоцерковского дворца, его ждет казнь. Накануне ее Мария с ужасом узнает от матери (Лариса Костюк) о готовящейся расправе над отцом и спешит вместе с ней к месту казни. Но – поздно, увидев отрубленную голову отца, Мария сходит с ума. Мазепа после Полтавской битвы бежит со шведами. В финале безумная Мария поет колыбельную умирающему Андрею, которого видит на поле боя…

Творчество Чайковского, как известно, тесно связано с его биографией. Большинство сочинений исповедальны, опера «Мазепа» - не исключение. Работая над ней, композитор был свидетелем драмы в жизни племянницы: от связи с человеком, который был намного старше, у нее родился внебрачный ребенок. Вот почему в «Мазепе» красной нитью проходит мысль о разрушительной силе страсти, способной лишить человека разума. Именно на этой мысли сделан акцент в геликоновской постановке.

Спектакль был поставлен Дмитрием Бертманом в конце 90-х и до реконструкции шел на не очень приспособленных сценах, в 2017-м возобновлен в зале «Стравинский» с прекрасной акустикой.

«В новом зале намного больше технических возможностей, – рассказал главный дирижер «Геликон-оперы» Валерий Кирьянов, – в большей степени используется пространство сцены – машинерия, световая аппаратура. Опера стала масштабней, смотрится совсем по-другому».

Поклонникам классических постановок, конечно, лучше слушать геликоновскую «Мазепу» с закрытыми глазами. Им трудно будет согласиться с тем смешением времен, которое представлено на сцене: Мария в сценах с Андреем – в образе советской школьницы, а с Мазепой в дорогих одеждах XVIII века; мужская часть хора в торжественной форме советских пионеров, салютующих Кочубею, тоже меняющему свои костюмы. В последней сцене вместо роскошных одежд – он в форме белогвардейского офицера. Декорацией разных сцен – в интерьерах дома, в саду, на эшафоте, в лодке, – по замыслу сценографов, заслуженных художников России Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, становится огромная белая шлюпка, качающаяся на волнах. Лодка любви, которую на глазах зрителей по-настоящему будет рубить Мария в роковой момент. Происходящее на сцене захватывает, голоса геликоновцев, как всегда, завораживают.

– Опера «Мазепа» замечательна тем, что в ней есть все, – отметил главный дирижер Валерий Кирьянов, – это опера о любви, и в то же время в ней политический подтекст – о национальной идее, о патриотизме, о предательстве и вере в свои идеалы – целый клубок эмоций и страстей.

Очень интересно следить за тем, как Петр Ильич разворачивает музыкальную драматургию. Полтавский бой – гигантское симфоническое полотно с большим оркестром, с набором ударных инструментов, где воспроизводится настоящая звукопись сражения – взрываются пушки, все блещет и искрится. Это полотно насыщено музыкальными и драматургическими идеями, как ни одно другое.

Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» организован под эгидой губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

«Театр "Геликон-опера" – постоянный партнер проекта, за время существования которого более 20 тысяч зрителей Коломны, Дмитрова и Серпухова посмотрели оперы "Борис Годунов", "Царская невеста", "Алеко", а теперь и – "Мазепу". Великое наследие нашей культуры – русская опера – пронизана христианскими мотивами, содержит глубокий нравственный смысл. Не исключение и "Мазепа" – сложная и потому не так часто исполняемая опера Чайковского по пушкинской "Полтаве"», – заметила министр культуры Московской области Нармин Ширалиева.

…Дождя в тот день не было. В небе летали только дроны, снимавшие спектакль с высоты птичьего полета.

Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru