Когда-то невозможно было себе представить лезгинский дом без традиционного лезгинского ковра. По своему уникальный шедевр народного промысла лезгинский ковер был широко известен за пределами Лезгистана. На сегодняшний день лезгинское ковроткачество практически перестало существовать.
Конечно, существует еще единичные семьи, где сохранились азы ковроделия, однако это скорее исключение из правил. С каждым годом теряется уникальная технология производства ковров, забываются неповторимые краски лезгинского орнамента. А ведь это культурное наследие нашего народа!
Если постепенную гибель народного ковроткачества еще можно объяснить конкуренцией со стороны конвейерного производства современных ковров, то вызывает обеспокоенность другое: утрата интеллектуальной составляющей лезгинского ковроделия. То есть, теряется информация о неповторимых лезгинских узорах.
Восстановить производство ковров можно всегда, так как технология их производства у всех народов более или менее одинакова, а вот воссоздать лезгинский узор невозможно, если информация о нем беззаботно утеряна.
А ведь лезгинам есть что терять! О красоте лезгинского узора говорит тот факт, что его «приватизировали» наши южные соседи – азербайджанцы. Теперь с серьезной государственной поддержкой на весь мир под брендом «азербайджанские ковры» преподносятся наши родные лезгинские узоры. Как говорится, у бесхозной вещи всегда найдется хозяин.
В данной статье на основе практического материала попробуем проанализировать и выявить характерные особенности лезгинского ковра, его типичные символы и узоры, попробуем разгадать философию лезгинского ковра. Автор выражает огромную благодарность коллективу в социальной сети «Вконтакте» и «Одноклассники» группе «Лекьермакан» за сбор и предоставление фотоматериалов о лезгинских коврах и оказанную сопутствующую поддержку. Без этой помощи наш анализ растянулся бы не на один месяц.
На первом этапе были отобраны изображения (фотографии) ковров и отсеяны явно не типичные, выбивающиеся из общего ряда. После отсева остались ковры, а их более 200, на основе которых и был произведен дальнейший анализ. Пробежитесь по изображениям лезгинских ковров. Сразу же можно сделать первый вывод:
1. На лезгинских коврах не изображаются реально существующие в жизни объекты (животные, люди, здания, пейзажи и пр.).
В этом выводе подразумевается то, что на лезгинских коврах не изображаются объекты как они есть на самом деле. Исключением, быть может, является восьми лепестковое изображение, что может ассоциироваться с цветком. Другие же узоры могут рассматриваться как стилизация чего-либо (например, круг – стилизованное солнце, «Г»-образные символы – стилизованные волны моря и тд. ). Таким образом, все символы на ковре представляют собой геометрические фигуры, которые в основном имеют правильную форму (то есть обладают симметрией). О симметрии не только символов на ковре, но и самом ковре можно сказать в следующем выводе:
2. Лезгинский ковер обладает симметрией.
Причем у лезгинского ковра традиционно двойная симметрия, то есть, если разделить ковер на четыре части, то эти части будут идентичны. Реже встречаются ковры с одной осью симметрии (по длине).
Теперь взглянем на цветовую гамму лезгинских ковров. Сразу же бросается в глаза следующий факт:
3. На лезгинских коврах нету зеленого цвета. Основные цвета – красный и синий, меньше – белый/желтый.
Конечно, на более поздних коврах зеленый цвет может присутствовать, однако даже и на них зеленый цвет занимает не более 10% площади. Поэтому, если судить с точки зрения традиционности, то можно сказать, что зеленый цвет не используется на лезгинских коврах. Возможно, это связано с трудностями получения зеленого красителя в старые времена.
После того как мы определили цветовую гамму и явно бросающиеся в глаза особенности лезгинских ковров, перейдем к рассмотрению структуры и элементов, попробуем выявить некие закономерности. И сразу же легко заметить, что:
4. На лезгинском ковре присутствует окантовка.
Окантовка представляет собой полосу с узором или без него (одноцветная), которая идет по всему периметру ковра. Лезгинский ковер похож на картину, где окантовка выполняет роль рамы. Окантовка может быть однополосной, двух, трех и более полосной.
Что же изображено в центральной части лезгинского ковра, можно ли найти какой-то характерный тип построения элементов на ковре. Оказывается можно. Просматривая сотни ковров , можно выявить несколько типов:
А. Ковры с единичным узором (основных элементов на ковре от 1 до 6 шт.), которые подразделяются на
(по степени распространенности):
- трехобъектные;
- четырехобъектные;
- двухобъектные;
- однообъектные;
- др.
Б. Ковры с массовым однотипным узором.
Самыми распространенными коврами являются трехобъектные ковры (тип А). Обычно все три объекта на таких коврах имеют одинаковые геометрические размеры, хотя их раскраска может отличаться. Реже встречаются четырех- и двухобъектные ковры. Причем, обычно, такие ковры, соответственно, удлиненные или укороченные.
Кроме обозначенных выше ковров встречаются особые типы ковров, которые нельзя отнести к типу А или Б. Такие ковры односимметричны (в отличие от вышеназванных ковров, которые двусимметричны). Однако процент таких ковров не высок, что дает основание предположить, что узоры таких ковров имеют узколокальный характер (распространены в одном или нескольких селах).
Таким образом касательно типов лезгинских ковров можно сделать вывод:
5. На лезгинском ковре самым распространенным типом узора является три геометрических фигуры расположенные в ряд.
Теперь перейдем, пожалуй, к самому интересному вопросу: какие традиционные символы расположены на лезгинских коврах? Как уже было сказано, эти символы представляют собой геометрические фигуры. Сложность их описания заключается в том, что каждый лезгинский ковер, его узор по-своему неповторим. Один и тот же символ на разных коврах может быть изменен в пропорциях, в окраске, добавлены декоративные вставки. Складывается такое ощущение, что каждая рукодельница, мастерица, которая работала над ковром, не хотела повторять чей-то символ, а хотела немного его изменить, сделав индивидуальным и неповторимым. Поэтому, чтобы описать и систематизировать лезгинские символы на коврах, рассматривались контурные очертания этих символов.
1) Один из самых простых и распространенных лезгинских символов является: символ «кувшин». Он представляет собой квадрат или ромб с усеченными всеми углами (правильный или вытянутый восьмиугольник).
Символ «кувшин» может изображаться с двумя волнистыми противоположными сторонами. Схематические модификации символа «кувшин»:
Примеры ковров с символом «кувшин»:
2) Еще одним распространенным символом является сочетание таких геометрических фигур как квадрат и крест. Для удобства дадим этому символу обозначение «лезгинский крест». Что он означает? Какой смысл изначально вкладывался в этот символ? Быть может «лезгинский крест» представляет собой стилизованное скрещение щита и меча. Этот вопрос еще должны разгадать ученые.
Каждый вид «лезгинского креста» в свою очередь имеет свои несколько вариантов исполнения. Приведем примеры некоторых из них:
А вот как реально выглядит символ «лезгинский крест» на коврах:
3) Наряду с перечисленными выше и, пожалуй, самый емким на лезгинских коврах является символ «лезгинская звезда».
Упрощенно «лезгинская звезда» представляет собой правильную фигуру из трех накладываемых друг на друга крестов (в отличие от символа «лезгинский крест», где накладывается друг на друга квадрат и крест) Вообще, тематика с изображением крестов очень любопытна. Ее можно связать с албанским (I-VII вв. н.э.) периодом истории лезгин, когда в народе имело место христианство. Из этого можно заключить, что дошедшие до нас ковровые узоры имеют по меньшей мере 1500-летнюю историю. Вероятно, в те далекие времена символы, изображаемые на коврах, имели какой-то религиозный смысл, а по прошествии веков утратили свой религиозный подтекст, став традиционным лезгинским «почерком» ковроткачества. Как и описанные выше символы, «лезгинская звезда» также имеет свои модификации. Несколько примеров приведены ниже.
«Лезгинский крест» на коврах:
Все описанные выше символы относятся к так называемым основным, то есть они обычно занимают центральное место на ковре и имеют большие геометрические размеры, сравнимые с размерами самого ковра. Следующие символы, о которых пойдет речь обычно занимают второстепенную роль на ковре, то есть дополняют и приукрашивают основные символы.
4) Символ «цветок». В самой простой форме он представляет собой крест с двумя зубьями на каждой стороне креста. В других модификациях «цветок» может быть поделен на четыре, на восемь частей, с закругленными краями и тд.
Фотографии ковров с символом «цветок» ниже.
5) Еще одним часто встречающимся символом является символ «волны». Обычно они расположены в окантовке ковра (то есть по периметру).
Фотографии ковров с «волнами» ниже.
Таким образом, мы рассмотрели основные символы на лезгинских коврах. Однако, список описанных нами символов не является окончательным. Еще раз подчеркнем, нету двух похожих лезгинских ковров. Каждый ковер - венец народного творчества. На богатом лезгинском ковре обычно присутствуют все описанные (и не описанные) символы. Это наглядно видно на следующем ковре:
Пару слов о коврах народов лезгинской группы. Имея свой уникальный «почерк» агульские, рутульские, табасаранские, цахурские и др. ковры имеют сравнимые с лезгинскими коврами символы и цвета. Философия построения ковров всех народов лезгинской группы одна. Это косвенно свидетельствует о генетическом родстве, общей исторической судьбе и принадлежности к одному культурному полю.