1. Полотенце как оберег:
- «В старинных лечебниках встречаются указания на те волшебные средства, обладая которыми можно смело выходить на поединок: …под правую пазуху привяжи себе утиральник и бери с собою, когда пойдёшь на суд или на поле биться» (А.Н. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. М. 1995, С.142).
- Похожий способ ношения рушника, видимо, с той же целью магической поддержки применяли на свадьбе в Калужской губернии (потомки вятичей): жених венчался «с рушником, один конец которого засунут за пазуху, а другой – в правый рукав» (А.В. Гура Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М. 2012, С.319).
- «Того, кто сажал в печь свадебный каравай, подвязывают утиральником и сажают на покутье, чтоб каравай не разошёлся, не расплылся» (А.Н. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. Том 3. М. 1995, С. 216).
- В обряде проводов в армию «Мать, перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. При этом произносилось напутствие. Не в прямой речи, а в иносказательной или стихотворной. Нечто вроде: «Служы – нэ тужы» или «Пэрэвьяжу тэбэ пичальныком, шоб був ты начальныком»» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 116).
- «Полотенце, рушник …символизировали дорогу. …Так, перевязывая призывника рушником и приклепляя ему платочки, участники обряда негласно желали ему доброго пути» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 118).
- Для защиты свадебного поезда: полотенцами украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. (Изобразительные мотивы в русской народной вышивке М.1990).
В Калужской области обвязывая возчика полотенцем крест-накрест приговаривали: «в случае, если оборвётся вожжа, чтобы было чем подвязать» (И.Л. Симакова Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах. М. 2000, С.112).
- «… в Житомерской обл. во время мора скота ткали за одну ночь обыденные полотенца и привязывали на рога скотине» (Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Том 4. М. 2009, С. 439).
2. Ритуалы изменения социального статуса
а) обещание взаимной верности
- В станицах Кубани невеста, провожавшая своего парня в армию, украшала его следующим образом: «цепляла на грудь первый, специально ею подготовленный и вышитый платочек. А правую руку она же перевязывала полотенцем. Затем все приглашённые девушки «уквичалы» парня платочками. …это было действительно публичной демонстрацией парнем и девушкой взаимной верности. Она его будет «ждать со службы», а он не привезёт со службы новую невесту…это полотенце хранила мать провожаемого до возвращения сына из армии. Затем, если молодые женились, мать доставала это полотенце и вручала им» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 118).
б) брачная клятва
- «На ручнiку стаяла, / За белую ручку дзяржала/ Да Якубку прысягала» (Фальклор у запiсах Яна Чачота i братоу Тышкевiчау. Мiнск 2005, №94, С. 65).
в) развод
- «При разводе у восточных славян разрывали или разрезали полотенце (свадебное) над проточной водой или на перекрестке» (А.В. Гура Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М. 2012, С.42).
3. Средство трансформации пространства
а) создание водной преграды:
- В волшебных сказках в эпизодах бегства героев от злодея (Яги, Кащея, Чуда- Юдо, Некрещенного Лба и пр.) брошенный за спину рушник или взмах им образует водную преграду: «Увидала девица, что Яга их догоняет, и бросила щётку. Перед Ягой вырос густой лес…Бегут они, а Яга опять стала нагонять, вот – вот схватит. Бросила девица полотенце, и сзади них появилась широкая река» (Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2. М. 2012, № 2, С.252). Или в сказках сюжета «Три царства»: ««Ещё бог милостив! Есть у меня оборона от царя Некрещёного Лба!» Махнула назад щёткою – и сделался большой дремучий лес…махнула назад гребёнкою – и сделалась большая-большая гора…махнула назад полотенцем – и сделалось великое-великое море. Царь прискакал к морю, видит, что дорога заставлена, и поворотил домой» (Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том 2. М. 1957, №№224, 225, С. 204, 207).
б) устроение дороги, перехода:
- «В с. Первомайское, когда кто-нибудь умирает, «вешают на паличке два полотенца…Переход упакойника – вроде, раздашь эти, утиральники»…»Эт палатенце на переход упакойника», ну, чай, каму-нибудь итдадут» (Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Том 1. М. 2012, С.392).
4. Средство личной трансформации / Превращение человека в животного и обратно:
В сказке «Иван -царевич и железный волк» герой оживляет «живящей и целящей водой» жену старика и тот в благодарность даёт царевичу волшебный рушник: «…махни рушничком и сделайся котиком, потом вбежишь в хату и подслушаешь, что станут они (ведьма и её дочери) говорить, чтоб тебя извести: а когда захочешь сделаться опять человеком, то выбеги на двор, махни рушничком – и станешь человеком» (Украинские сказки и легенды. Симферополь 1971, С.183).
5. Индикатор состояния героя / Магическое оповещение:
В сказке «Иван Быкович» с сюжетом «Бой на Калиновым мосту»: «На третью ночь собирается на дозор идти Иван Быкович; взял белое полотенце, повесил на стенку, а под ним на полу миску поставил и говорит братьям: «Я на страшный бой иду; а вы, братцы, всю ночь не спите да присматривайтесь, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит – ладно дело, если полна миска набежит – все ничего, а если через край польет – тотчас спускайте с цепей моего богатырского коня и сами спешите на помочь мне»» (Диво дивное, чудо чудное. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М. 1988, С. 91). То же и в сказке «Буря- богатырь Иван коровий сын»: «Подходит третья ночь, собирается Буря-богатырь на караул: поставил на стол свечку, воткнул в стену ножик, повесил на него полотенце, дал братьям колоду карт и говорит: «Играйте, ребята, в карты, да меня не забывайте; как станет свеча догорать, а с этого полотенца будет в тарелке кровь прибывать, то бегите скорей на мост, ко мне на подмогу»» (Диво дивное, чудо чудное. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М. 1988, С. 82).
6. Средство магического отнятия / прибавления молока:
- В 1984 году в Брестской области Белоруссии был записан рассказ о том, как знахарь с помощью рушника показал каким образом ведьма отняла молоко у хозяйской коровы: он перекинул полотенце через жердь в хате а под ним поставил деревянный сосуд «цэбэр» и стал тянуть за рушник. «И тягне за того ручника, утиральника, молоко у цэбэр тече, ей-богу прауда!» (О.В. Белова «Другие» и «чужие»: представления об этнических соседях в славянской народной культуре // Признаковое пространство культуры. М. 2002, С. 78).
– «Росу – это на Юрия. Нужно до солнца рано выйти. Взять освящённую тряпку - вот, например, как святят на Пасху, несут в церковь, то какую-нибудь там скатёрку или там какой рушник, и уж это берегут. Вот я хочу у соседки молоко отобрать. Вот я уже иду на её межу и на её жито. …Уже этой тряпкой потягну два раза, она мокрая от росы. Прийду домой и выкручу росу на свою корову – и мне богато молока, а у нее мало. Вот этим занималися» (перевод мой. А.Гура, О. Терновская, С. Толстая Материалы к Полесскому этнолингвистическому атласу // Полесский этно-лингвистический сборник М. 1983, С. 86). Точно таким же способом, собирая росу на своём поле для своей коровы повышали свои удои.
7. Для предков в поминальные дни:
На Троицу в окно вывешивали полотенце - «родители будут утираться», а утром смотрели, если полотенце мокрое – это кукушкины слезы (А.В. Никитина Зачем крестить кукушку?... // Русский фольклор ХХХIV материалы и исследования. С.-Пб 2011, С. 192).
8. Для снятия с души покойного греха самоубийства:
«На крест удавленникам или утопленникам трижды вешают или полотенце, или материал какой. Первый раз повесят и следят, когда люди снимут, что вешается, значит люди и снимут грех с души» (Т.И. Рожкова Некоторые аспекты изучения традиционной культуры русских южноуральского региона// Русский фольклор ХХХII материалы и исследования. С.-Пб 2004, С.270).
9. На любовь в новой семье:
«На второй день свадьбы на Кубани дружки рано утром будят молодую и посылают её за водой для умывания свёкра и свекрови – новых родителей молодой жены. Она подаёт для вытирания своё полотенце, и, поклонившись три раза в пояс, целует всех в хате. Рушник же, которым утирались свёкор и свекруха, молодая вешает на иконах» (Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар 2009, С.109).
10. Для обретения ритуальной чистоты:
После приезда свадебного поезда на двор невесты сватов спрашивают издалека ли они пришли. Те подтверждают, что издалека, со стороны невесты им подносят воду и рушник со словами «Як то вы здалэка, то найдить им воды, бо воны, можэ, кобылу лупылы, то трэба побаныть им рукы…». После вытирания рук поднесёнными рушниками, сваты перевязывают эти полотенца себе через плечо, и только после этого их впускают во двор и принимают от них угощение стороне невесты (Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар 2009, С.92).
Праздники и обряды
1. На Вознесение девочки-подростки устраивали пир отдельно от взрослых, в сарае, на веранде. Это помещение украшали рушниками. Обычай бытовал до 1960-х годов ХХ века, каждая девочка приносила свой рушник (Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязань 2001, С.139).
2. Обряды Троицы – кумление, «кукушка» - завязывание и развешивание на березах, выбранных для обряда (Гасанов Д.А. Фольклор «Приобнинского края». Обнинск 2006, С. 30-31).
3. В Костромском крае «был зафиксирован сложный ритуал гадания в овине под Новый год, в котором фигурировал не только накрытый на двоих стол, но и расстеленные на земле полотенца; в 12 часов ночи девушка опять приходила к овину и спрашивала три раза: «Суженый-ряженый, приходил ли ужинать?» - затем смотрела – есть ли следы на полотенцах и по кушаньям, если следы есть, то это к замужеству (Смирнов В. Народные гаданья Костромского края. Кострома 1927, с.63)» (Славянский и Балканский фольклор. Обряд, текст. М. 1981, С. 16).
4. В белорусском весеннем обряде «куст» украшенную зеленью девушку водили по дворам селения, славя хозяев, желая им здоровья и счастья. Считалось, что «где Куста ходила, там пшеница родила». Девушку – «куст» во дворе ставили на рушник выражая тем самым своё уважение «гостье от бога» (Т.I. Кухаронак. Маскi у каляндарнай абраднасцi беларусау. Мiнск 2001. С.111).
Свадьбы
1. «…Приносила ко мне сваха что четыре рушника.
Выбирала я у свахи рушничёк себе один,
Выпроваживала сваху за тесовы ворота…» (Сборник народных песен П.В. Киреевского. Ленинград 1986, том 2. №493, с. 200. Плясовая, без указания места записи, сюжет уникален, середина 19 века).
2. «А на ёлке жениху полотенце принесут» (Гасанов Д.А. Фольклор «Приобнинского края». Обнинск 2006, С. 35).
В белорусской свадебной песне поётся: «Взвеселилась хата, / Что невеста богата. / Рушников навешала, / Свекровь потешила» (перевод мой. У.I. Раговiч Песеены фальклор Палесся. Том 2 вяселле, С. 326). В Рязанской области на второй день свадьбы гости снимали со стен «утирки» новобрачной и, подпоясавшись ими, отправлялись в дом молодой. Там угощение, пляска. Там – угощение, пляска. Возвращаясь назад, дорогой пели, плясали, били в косу Полотенца молодой в доме родителей мужа – знак того, что сюда пришла ещё одна хозяйка (Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязань 2001, С.139, со ссылкой на Мансурова).
Игры, танцы
1. В кубанской станице Ладожская танок (хоровод) «На песку да на камешку селезень косицы вьёт» вели, взявшись за вышитые полотенца (Н.И. Бондарь Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2012, С. 140, со ссылкой на КОВ. 1873. №9).
2. Игра на Троицу «Прясло». Соревновались парни с двух концов села, для игры сооружали поперёк улицы плетень длиной 3 м и высотой 1 м. По сигналу к плетню бежали по одному игроку от каждой команды, надо было перепрыгнуть через плетень, обогнуть его с обеих сторон и вернуться к своей команде. Эстафетной палочкой служило полотенце, повязанное через плечо. Проигравшая команда говорила победителям: «Можете теперь выбирать невесту с нашего конца». Если же два игрока сталкивались, то игра откладывалась до следующего года (Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А. Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. 1994, С. 83).
3. В свадебной забаве - «Снопы вязать – это все на свадьбе. Говорят: «Умеет ли наша молодая снопы вязать?» Она берет полотенце, кладёт молодого на лавку и перевязывает его, как сноп, а потом подтыкает… Вот одного, помню, положила молодая на пол, да еще коленкой придавила, снопы вязала так» (А.Ф. Войтенко Что ни двор, то говор. М.1993, С. 166).
4. В свадебной забаве второго дня свадьбы «Умывки»: «Все сажей мажутся у колодца, смеху было! Набалуются, потом потеряха (сваха) покрывает ушат полотенцем, чтобы воды больше не лили. Только потеряха покрывает ушат» (А.Ф. Войтенко Что ни двор, то говор. М.1993, С. 174).
5. Героиню Святочного игрища «Мыланка» на Кубани наряжали в традиционную одежду «Юбку завешивали льняным вышитым рушником» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 82).