Есть замечательная пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты». Так вот, сегодня её можно перефразировать следующим образом: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты» или «Скажи мне, кто твой кумир, и я скажу, кто ты».
Музыка. С чем ассоциируется у вас это слово: классика, джаз, рок, кантри или, может быть, блюз? Сможете ли вы вспомнить Баха, Моцарта, Чайковского, Скрябина, Гершвина, Блэкмора? Кто-нибудь скажет, какие песни исполняли на крупнейших российских рок-фестивалях группы «Ария» и «Мастер»? А знает ли кто-нибудь, что стихи для этих коллективов писала и продолжает писать неподражаемая Маргарита Пушкина? Является ли для кого-нибудь секретом, что когда-то Валерий Кипелов и Николай Расторгуев пели в одном ансамбле? На эти и похожие вопросы с лёгкостью ответят поколения 70-х, 80-х, 90-х, и даже нулевых. Но сумеют ли ответить представители нынешней молодёжи? Сомневаюсь.
Печальнее всего то, что некоторые из ребят, обучающихся в школах и высших учебных заведениях, не смогут назвать ни одного классика ни в одном из музыкальных жанров.
Однако возникает вопрос: разве интеллект или культурное развитие зависит от того, знает ли человек Баха? Каждый вправе выбирать, что ему слушать и кого. И вот тут-то можно возразить. Конечно, пусть это играет, пусть это слушают. Но! Зачем это распространять? Зачем пропагандировать нездоровый образ жизни, наркотики, алкоголь, разврат, азартные игры и так далее.
Предлагаю провести виртуальный социологический эксперимент. Представим себе автобус, до отказа заполненный пассажирами. Среди людей присутствуют дети до 10 лет, подростки до 18 лет, молодёжь до 30 лет и взрослые от 45 лет. Внезапно в микрофонах, размещённых по всему салону, заиграла «музыка». Слова в ней такие:
Делать деньги, *****, вот так,
Пальцем «щёлк» и деньги в банк.
Самый дикий – это факт
Мной гордился бы мой папа.
Припев:
На связи молодой, будто Джэй Коул,
Снова забираю этот банкролл
**** меня любят будто Френк, О!
О, не путай меня с грязью – это мой флоу пау, пау.
Надеюсь, вы понимаете, почему слово «музыка» взято в кавычки. Воспитание не позволяет моему языку обозвать сие творение «искусством». Разве только в том смысле, что искусство делать деньги на дураках – это прибыльный бизнес. Однако это немножко другое.
Искусство зарабатывать на псевдоискусстве – вот кредо большинства современных исполнителей, художников, писателей, поэтов и их менеджеров.
Как вы думаете, какая категория людей не пожелает слушать данное «произведение» больше минуты, и спустя время просто повредит источник звука тем, что под руку попадётся. Скорее всего, адекватная молодёжь и более старшее поколение. Маленькие дети, наверное, ничего не поймут, а пубертаты просто будут молчать вне зависимости от того, нравится ли им это или нет.
А теперь включим Symphony №40 легендарного Моцарта. Как вы думаете, отыщется ли среди пассажиров хоть один человек без моральных и психических отклонений, который потребует выключить это и не тревожить его и без того несчастные уши? Лично мне кажется, что такого индивидуума не найдётся. Маленькие дети, ещё не испорченные «коммерческим музлом» будут рады слушать классику, подростков это тоже никак не передёрнет, взрослые также будут вслушиваться. Почему так может произойти, и почему я так считаю? Всё очень просто. Классическая музыка не имеет пространства и времени. Она бессмертна и бесконечна. Как говорил небезызвестный российский музыковед Михаил Казинник: «Классическая музыка – это разговор с Богом». И ведь это действительно так и есть.
Например, Иоганн Себастьян Бах на каждой новой сочиненной работе писал: «Посвящается Богу». Он справедливо считал, что такие порывы мыслей, такие волны, способные растопить самое холодное и жестокое сердце, не могут приходить ему в голову только потому, что он талантлив. Я не буду отвечать за великих композиторов, но попробую предположить, что их скромность и преданность своему нелегкому делу были с ними неотступно в течение всей жизни. Настоящий музыкант того времени никогда не сказал бы вам в лицо, что он лучший, он крутой, и вообще его творчество «cool», на нём он «словит хайп», «будет рвать стадионы» и прочее, прочее…
Можете представить себе Фёдора Шаляпина или Дмитрия Хворостовского в полуголом виде, в окружении обнажённых женщин и с огромной пачкой долларовых купюр, которую они после концерта будут пафосно разбрасывать по всей комнате?
Таким образом, классическая музыка никому и никогда не сможет навредить. Другой вопрос – под какое настроение её выбирать. Может, молодое поколение и не знает, но я могу от себя лично заявить, что классика подойдёт и для яркого пробуждения с утра, для душевного спокойствия, для сосредоточенной работы, а также и для тренировок. Кстати, такая же история и с рок-музыкой. Я ещё нигде не встречал такого огромного количества смешений жанров. Например, в 2017 году оно составляло более 1100. Где вы ещё найдёте столько же?
Наконец, мы подошли к главному: почему молодёжь выбирает не ту музыку? От слова «совсем». То, что «музыкой» можно назвать с натяжкой, а в некоторых случаях она таковой не является вовсе. На этот, сложный для наших отцов и дедушек вопрос есть простой ответ. Новым людям не нужно думать. Точнее, не хочется думать. Собственно, по этой причине текстовая составляющая большинства гламурных, пошлых и глупых песен являет собой собрание просторечий и матерных слов, положенных на электронную музыку, которая тоже оставляет желать лучшего. Я даже не буду упоминать композиции, где за вокальную основу взяты нечленораздельные звуки.
А вот ещё один яркий пример музыкальной деградации. Уже всем хорошо знакомый рэпер Алишер Morgenstern для своего последнего альбома «Легендарная пыль» записал трек, где на фоне битов звучит флатус, или, иными словами, «газоиспускание». Да, он приставил микрофон к своей пятой точке и послал всем своим слушателям «привет из глубины души». Я боюсь представить, что кто-то это прослушивает раз за разом...
Сам же исполнитель на своём официальном канале в YouTube похвастался, что чистая прибыль с продажи этого альбома составила более 13 миллионов рублей. Это не считая концертных туров в поддержку релиза. Подчёркиваю, Моргенштерна слушает аудитория преимущественно до 18 лет. А ведь это будущее нашей нации. И некоторые из них наверняка займут управляющие должности. В том числе и в политике.
Знаете, меня давно мучает ещё один вопрос. Почему Роскомнадзор с таким остервенением запрещает некоторые песни групп «Коррозия Металла» или «Коловрата», разжигающие, по их мнению, межрасовые конфликты, а клипы Алишера, собирающие десятки миллионов просмотров и открыто рекламирующие секс и наркотики без рок-н-ролла, нет?
Я пока не нашёл ответа…
Подытоживая, хочу сказать одну важную вещь. Я уверен, что до меня об этом говорилось сотни раз. Например, ребята с канала «Палата №6» на YouTube в ролике про тупые песни ещё в 2017 году заявили, что подобные безвкусные шлягеры будут выпускаться до тех пор, пока вы их слушаете. Возвращаясь к Моргенштерну. В своём интервью популярному блогеру Юрию Дудю он заявил, что занимается этим всем только по одной причине: люди покупают его продукт. Он даже признался в том, что его творчество – «г…о». Этот ролик посмотрело более 23 миллионов человек, но никого эта фраза не задела. Хотя это прямое оскорбление тех, кто это «г…о» слушает! Наоборот, подписчиков и слушателей у него стало на порядок больше. Это же о чём-то говорит…
Остаётся ещё несколько безответных вопросов. Как заставить молодёжь думать? С какого возраста им необходимо прививать те или иные вкусы? Кто виноват в том, что сейчас дети стали безнравственными?
Ведь именно музыка напрямую воздействует на моральный облик человека.
Если личность образованная, то ей не составит труда отличить меломана, рокера или классика от рэпера, гламурного «попсушника» или низкопробного шансонье. Да, они разные. Но в одном схожи – как правило, неумны, хамоваты, дерзки и трусливы.
И захочется ли нам или нашим будущим поколениям жить с ними бок о бок? Выбор остаётся за вами.
Илья Муромский