В Казахстане снова сгущаются тучи над Домом-музеем поэта Павла Васильева
Похоже, повторяется ситуация осени 2015 года: в казахском Павлодаре в рамках «оптимизации» музейного дела снова решено ликвидировать как самостоятельную единицу Дом-музей великого евразийского поэта Павла Васильева, который был, по словам Бориса Пастернака, «по таланту равен Пушкину».
Известный поэт Владимир Берязев (Новосибирск), один из застрельщиков фестиваля поэзии «Русский беркут» (так метафорически называли поэта П. Васильева) напомнил в этой связи в Фейсбуке: «Павел, родившийся в 1910 году в Зайсане (ныне Семипалатинской области), детство проведший в Павлодаре и среди казахских кочевий, свободно владевший казахским, — в равной степени принадлежит сокровищнице русской и казахской культуры, он явление мирового порядка, а память о нем делает честь Казахстану, помогает в достойном воспитании новых поколений граждан республики».
Не следует забывать, что поэт Павел Васильев, родоначальник «героического периода» в русской литературе, в конце 1920-х годов переехал в Москву, что Клюев называл его «своей нечаянной радостью», а Мандельштам говорил: «В России пишут четверо: я, Ахматова, Пастернак и Васильев».
Очевидцы описывают случай, когда на вечере поэзии в Доме литераторов Пастернак должен был выступать после Васильева. Павел читал «Стихи в честь Натальи» и был встречен такими овациями, что Борис Леонидович, выйдя на сцену, вдруг объявил: «Ну, после Павла Васильева мне здесь делать нечего!», повернулся и ушел.
Жизнь Васильева закончилась трагически: в 1937 г. он был арестован и расстрелян.
«Ныне чиновниками вновь планируется сделать дом-музей частью "Музея литературы и искусства имени Бухар-Жырау" (казахского акына XVII века), — пишет В. Берязев. — Несмотря на обращения местных жителей, а также российских деятелей культуры в защиту дома Васильева, глава области (в Казахстане он называется аким) Булат Бакауов тверд в своем намерении осуществить это с нового года. Так и будет, поскольку это логично укладывается в политику объявленной дерусификации, хотя с этой политикой, судя по последним событиям, даже в высших эшелонах всё далеко не так однозначно. Мотивировать оптимизацию — экономией бюджетных средств по меньшей мере смехотворно, по двум музеям годовое сбережение составит 3 млн тенге, это порядка 600 тыс. руб. – стыдно даже озвучивать такой аргумент, особенно на фоне многомиллиардных проектов (строительство гребного канала, например). Во всем этом непомерном и ретивом рвении просматривается желание услужить, этакое демонстративное стремление бежать впереди паровоза, что вовсе не красит региональные власти».
Между прочим, 2-го ноября 2015 года аким Павлодарской области Канат Бозумбаев на аппаратном совещании дал распоряжение, чтобы «объединения Дома-музея Шафера и музея имени Павла Васильева с музеем литературы и искусства имени Бухара Жырау ни в коем случае не производили», то есть отменил свое же решение, поскольку тогда прозвучали весомые голоса российских деятелей литературы и искусства в защиту музея Павла Васильева, было их обращение на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
«Видимо, предстоит всё это повторить, подключив виднейших русских писателей, журналы и газеты, медиа-ресурсы интернета, русский ПЕН-центр, депутатов и проч. Думаю, не останутся в стороне и казахская общественность, ибо большинство понимает, что Павел Васильев в равной степени явление и казахской культуры, в особенности его гениальные поэмы – плоть от плоти великой степи Дешт-и-Кыпчак, поэтому свое слово скажут и Олжас Сулейменов, и Роллан Сейсенбаев, и поэты Бахытжан Канапьянов, и Улугбек Есдаулетов, и ректор университета имени Аль-Фараби Галым Мутанов», — сокрушается поэт-новосибирец, много переводящий с казахского и сам на него изрядно переведенный и многими текстами и поэмами в Казахстане опубликованный.
Мы понимаем, что процессы в Казахстане проистекают мудреные: на высшем уровне декларируется дружба с Россией, глава казахов выступает по ТВ с поддержкой кандидата в президенты В. Путина, однако и кириллицу медленно, но несгибаемо в Казахстане заменяют на латиницу, и, как видим и знаем, есть силы, мечтающие вытеснить из общественного поля Казахстана всё или почти всё русскокультурное.
«Когда они окончательно покончат с предметом их тайного страха — русским языком и культурой, — пишет один сетевой комментатор, — тогда напомнят своим сородичам об экзотическом явлении на казахской земле — поэте Павле Васильеве».
Журналист Ирина Ковалева в октябре 2015 г. писала в еженедельнике «Наша жизнь» (Павлодар), как павлодарская общественность следила за ситуацией вокруг «оптимизации» музеев региона. Тогда предполагалось, что часть самостоятельных музеев Павлодарской области должны стать структурными подразделениями других музеев, объясняли это нерентабельностью этих учреждений. Между тем к защите самостоятельности музеев в тот раз подключились не только казахстанцы, но и деятели культуры других стран. К тому же обсуждение ситуации с реорганизацией позволило обнажить многие проблемы, о которых раньше предпочитали молчать.
Тогда российское издание «Известия» опубликовало материал «Писатели Казахстана обратились к российским коллегам с просьбой помочь спасти Дом-музей Павла Васильева», где говорилось, что писатель Захар Прилепин, удивленный известием, признался, что Павел Васильев входит в число его любимых поэтов, и обещал приложить силы для того, чтобы защитить музей.
«Когда-то в детстве я прочитал одно его стихотворение, а потом перечитал все, что написал Васильев. Это поэт, с которым мало кто может соперничать по гениальности. Я не представляю, как можно реорганизовать Музей Васильева» — сказал Прилепин.
Главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев, автор книги «Русский беркут», тогда заявил: «Поскольку мы входим в ШОС и в евразийское пространство, нам нужно укреплять не только военные, но и культурные связи. И как одну из точек, навеки скрепляющих историю Казахстана и России, — этот замечательный Музей Павла Васильева в Павлодаре».
Просьбу отменить решение об «оптимизации» поддержали три года назад и другие известные писатели и культурные деятели России: председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, лауреат Патриаршей премии Владимир Крупин, писатель Эдуард Лимонов.
В адрес главы Павлодарской области были тогда направлены и другие письма — от дочери Павла Васильева. «Пусть Павел Васильев не казах, но ведь он не просто русский поэт. Он воспел Казахстан в своих стихах, и разве он не достоин Дома-музея на своей родине?» — недоумевала дочь поэта, 82-летняя Наталья Павловна Фурман-Васильева.
Написали Канату Бозумбаеву и первый директор музея Л. Бунеева, доктор филологических наук из Омска Хомяков, а также В. Бутов, который был председателем литобъединения имени П. Васильева. От имени Омского регионального отделения Петровской академии наук и искусств — академик Лебедев. И многие другие — с просьбой еще раз пересмотреть актуальность именно такой оптимизации.
Заслуживает цитирования одно из многих писем руководству области, поступившее тогда из Владивостока. «Культурная общественность Владивостока и в целом Приморского края чрезвычайно огорчена и встревожена сообщением из Павлодара об изменении статуса Дома-музея великого евразийского поэта Павла Васильева. Известный на весь литературный мир, с самого основания самостоятельный, утвердившийся в сознании проживающих на всех континентах историков, литературоведов, любителей поэзии и васильеведов как главный научный центр популяризации его бесценного литературного наследия, мемориальный дом в Павлодаре, став филиалом литературного музея, неизбежно утратит свои былые достоинства и возможности. Мы говорим об этом, основываясь на опыте оптимизации учреждений культуры, накопленный в России за последние два десятилетия. С уверенностью свидетельствуем, что эта «оптимизация», принеся весьма сомнительную экономию, чрезвычайно плохо сказалась на состоянии функциональных возможностей музеев, библиотек и других центров культуры, которые были подвержены реформированию. Мы обращаемся к вам с убедительной просьбой изыскать возможность для сохранения музея Павла Васильева в прежнем статусе. Нет сомнения, что грядущие поколения россиян и казахстанцев будут вам за это благодарны и признательны». Это письмо подписали ректор Дальневосточной государственной академии искусств; председатель Приморского отделения русского географического общества; художественный руководитель приморского краевого театра; заслуженные деятели искусств РФ.
* * *
Музей П. Васильева — маленький деревянный домик в Павлодаре, где жил и работал Васильев. Говорить о его реорганизации по меньшей мере странно, убеждена директор Дома-музея Закия Мерц. В тексте обращения 2015 г. от жителей Павлодара на имя главы Павлодарской области Каната Бозунбаева говорится, что «в начале 1990-х годов, когда создавался Дом-музей Васильева, экономика страны была вообще в развале, тем не менее были найдены средства для создания самостоятельного мемориального музея единственного в Казахстане репрессированного русского поэта».
Историческая справка. В декабре 1990 года литературный отдел Музея литературы и искусства им. Бухар-Жырау, занимавшийся изучением творчества П. Васильева, переехал в исторический дом поэта, построенный в 1866 году и принадлежавший деду поэта М. Ржанникову. А в 1995 году Дому-музею Павла Васильева был присвоен статус Мемориального Дома-музея. С марта 1999-го – это Государственное казенное коммунальное предприятие. Сейчас Дом-музей признан методическим центром по вопросам изучения жизни и творчества Павла Васильева.
Сюда приезжают васильеведы всех стран для изучения материалов из фондов. В настоящее время Дом-музей проводит научно-исследовательскую работу по изучению поэтического окружения Васильева в 1920 – 1930-е годы, творчества поэтов-современников П. Васильева, для которых Казахстан стал второй родиной.
Директор мемориального Дома-музея П. Васильева Закия Саясатовна Мерц в своем комментарии И. Ковалевой выразила убежденность: перевод в филиал не спасет, экономия не такая уж большая. И потом, неужели сейчас ситуация гораздо сложнее, чем она была тогда, когда музей открывали в 1990-х, и он стал самостоятельным? Да, мы себя не окупаем, как нам говорят, мы не умеем зарабатывать деньги. Но музеи — это заведения, основной задачей которых не является приносить финансовую прибыль. Должны быть дотации. Государство должно поддерживать культуру.
«Неужели нужны только деньги, выгода и больше ничего? — восклицала З. Мерц. — С другой стороны, чтобы получать прибыль из заведения, даже пусть культурного, надо вкладывать что-то. В наших двух комнатках нет вентиляции, нет даже форточек. Трудно в таких условиях делать какие-то деньги. Но мы все равно делаем план. И в то же время мы много мероприятий проводим бесплатно — выезжаем в колонии, в приюты к сиротам, в дом престарелых. Мы не можем с них брать деньги, понимаете? У нас впереди юбилей — 25 лет. Но сейчас нам не до него, честно говоря. Хотя была задумка пригласить васильеведов, которые стояли у истоков музея. Научную конференцию мы уже провели в прошлом году в ПГПИ, причем полностью на собственные средства, дополнительно нас никто не финансировал. Издали 30 сборников, и отзывы были очень хорошие. ... Сейчас стать филиалом музея Бухар-Жырау – это шаг назад. Мы уже из него выросли: были его отделом, но переросли в 1995 году в самостоятельный музей. Такая экономия – это несерьезно. И потом, Павлодар в мире многие знают по Дому-музею Павла Васильева».
Надо понимать, что при смене статуса музея работа не останется в прежнем режиме — не будет самостоятельности. Хотелось бы более плотного сотрудничества музеев, но и оно вряд ли появится после оптимизации.
Чего боятся музейщики кроме сокращений, урезания зарплат, потери самостоятельности в исследовательской работе? Каждый музейщик опасается еще и того, что многие экспонаты, собранные с таким трудом и любовью, — очень лакомые кусочки...
Надеемся, что павлодарский музей Павла Васильева устоит. Это имя — часть культуры русско-казахского взаимодействия и единства. Верим, что скажут свое слово в защиту музея и деятели культуры Казахстана.
Автор: Илья Алаев