Один философ сказал: «Больше всего я боюсь жить в городе без памятников!» И хотя жителям Новомосковска это давно не грозит (есть здесь даже поистине уникальные памятники: истоку Дона и легендарным братьям – старшему Дону и младшему Шату), но явление памятника Пушкину – яркая веха в истории города. Как бы наперекор всему и всем, а в особенности нашим недавним братьям-славянам и «друзьям» из ближнего Зарубежья, где с особым рвением низвергают с пьедесталов памятники поэту, бронзовый Пушкин стал новым символом Новомосковска!
И если Москва конца XVIII века – историческая родина поэта, то Новомосковск начала двадцать первого столетия – духовная. Да, Пушкин, никогда не бывал в городе, носившем прежде старое название Бобрики, но его предки жили и сражались в этих краях. Один из них боярин Николай (Микула) Вельяминов, и соратник князя Дмитрия Донского, пал смертью храбрых 8 сентября 1380 года в битве на поле Куликовом. Возглавлял Коломенский полк. Имя храброго боярина, предка поэта в 15-м колене, вписано было в синодик Успенского собора Московского Кремля на вечное поминание.
Будто бы ему, своему далёкому неведомому предку, посвятил эти строки Пушкин:
Зато со славой, хоть с уроном,
Другой Езерский, Елизар,
Упился кровию татар,
Между Непрядвою и Доном,
Ударя с тыла в табор их
С дружиной суздальцев своих.
Куликово поле – знаковое в истории России. И вот на днях мне довелось побывать на этом историческом месте, причём не одной, а вместе с потомками Пушкина и прямыми наследницами славного боярина – Ольгой Кологривовой-Бунеевой и Еленой Кологривовой; и далёкой племянницей жены поэта – Еленой Гончаровой (Соловьёвой) с шестилетней дочкой Настей.
Экскурсию по местам бранной славы провёл для столь дорогих гостей сам Олег Вронский – заведующий музейным комплексом Государственного музея-заповедника «Куликово поле», доктор исторических наук. Не случайно профессор Олег Вронский, блестящий знаток времени Дмитрия Донского, утверждает, что именно на Куликовом поле и родилась Россия!
Но вернемся в Новомосковск.
В Пушкинском сквере при звуках оркестра и праздничных фейерверков, спало белое покрывало с монумента, и жителям города явился бронзовый Пушкин. Поэт, придерживая цилиндр, словно приветствует своих почитателей – творение известного московского скульптора Дениса Стритовича, тотчас стал любимым памятником горожан.
Как говорит сам ваятель, он замыслил изобразить Пушкина идущим, в развевающейся на ветру крылатке: «Это динамическая композиция, выполненная в лёгкой манере, с элементами экспрессионизма. Наклон символизирует шаг к нам, то, что поэт к нам возвращается и то, что Пушкин – это поэт, который идёт впереди времени».
Будто Александр Сергеевич сам избрал это место, – настолько удачно вписался новый памятник в городской сквер. И как не вспомнить здесь пронзительные пушкинские строки:
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь… и, может быть, утешен буду я
Любовью…
Да, Пушкин поистине утешен народной любовью. Но такой плотности любви к поэту на каждого жителя Новомосковска (замечу, города химиков!), от мала до велика, нет, пожалуй, во всей России. И прямым свидетельством тому – юбилейная городская программа: «С Пушкиным в сердце».
Это и пушкинский бал в сердце города, где в день рождения поэта на главной площади исполняли замысловатые па старинного контрданса, кружились в вихре вальса двести пар юношей и девушек в костюмах далёкой эпохи; это и творческие встречи с писателями в огромнейшей (в пять этажей!) новой библиотеке, носящей имя поэта; это и конкурсы, фестивали, в коих участвовали совсем маленькие артисты из детсадовских групп «У Лукоморья» и «Пушкинёнок», ученики Пушкинской школы, юные чтецы, воспитанники Пушкинской программы Свято-Успенского мужского монастыря, победители Международного конкурса «Читаем Пушкина», студенты-иностранцы местного института.
Возглавили юбилейную Пушкинскую программу глава администрации муниципального образования Руслан Владимирович Бутов и руководитель аппарата администрации МО Александра Николаевна Соколова, люди неравнодушные и большие поклонники поэта. Они же, руководители города, и открывали памятник Пушкину в недавний декабрьский день уходящего года.
И бесспорно, вряд ли всё это грандиозное торжество, включая великолепный праздничный концерт, что прошёл в Культурно-деловом центре «Азот», и необычный обед для гостей и потомков поэта, где подавались лишь блюда, любимые Александром Сергеевичем, не могло бы пройти без участия таких энтузиастов, как Наталия Яковлевна Бородина, руководитель Пушкинской программы Свято-Успенского монастыря; Светлана Геннадиевна Змеева, бессменный директор Центральной городской библиотеки имени Пушкина; их единомышленниц – Евгении Владимировны Ивановой и Валентины Петровны Ильинской.
Вот уж, воистину, как написал Давид Самойлов:
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
Открылось и вовсе удивительное обстоятельство – Новомосковск и белорусский Бобруйск не столь давно стали городами-побратимами. А ведь в Бобруйске после свадьбы обосновалась внучка поэта Наталия Александровна Пушкина, в замужестве Воронцова-Вельяминова. Эту же историческую фамилию будет носить в девичестве и её дочь София. Судьба определит Софии Павловне Воронцовой-Вельяминовой стать бабушкой Ольги Кологривовой-Бунеевой и прабабушкой Елены Кологривовой, впервые побывавших в Новомосковске. Вот такие необычные родственные связи меж двумя славными городами!
Так что беру на себя смелость назвать тульский Новомосковск самым пушкинским городом в России! И в этом со мной отныне согласны наследницы Пушкина и Гончаровых.
Лариса Черкашина