Русские Вести

Непобедимый Попенченко


Фильм посвящен жизни легендарного советского боксёра Валерия Попенченко, чемпиона СССР, Европы и победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио. В главной роли Виктор Хориняк, известный зрителям по картине «Последний богатырь». Накануне премьеры режиссёр фильма Артём Михалков и исполнитель роли тренера Валерия Попенченко Григория Кусикьянца – Сергей Безруков рассказали журналистам, как снимался «Мистер Нокаут».

Славу Валерия Попенченко (1937-1975), спортсмена-интеллектуала, по воле обстоятельств не закончившего докторскую диссертацию, автора поэтического сборника, сравнивали со славой Гагарина, но немногие сегодня даже вспомнят его. Своих героев в России умеют забывать, а это имя ещё и овеяно трагическим флёром: уйдя из спорта в возрасте 37 лет и имея в активе 200 побед в 213 поединках, Валерий Владимирович погиб при невыясненных обстоятельствах.

Родился будущий выдающийся боксёр 26 августа 1937 года в Кунцево, ныне район Москвы, в семье военного лётчика. Отца не помнил, тот погиб в 1942-м году на Великой Отечественной. Благодаря отцу-герою, мальчишку приняли в Ташкентское суворовское училище без экзаменов и на полное довольствие. И он оправдал ожидания матери: был одним из лучших учеников, с 12 лет занимался боксом, принимал участие в турнирах. Его поддерживал тренер Юрий Матулевич-Ильичёв, и в 17 лет парень одержал победу на Всесоюзном юношеском первенстве.

Окончив учёбу с золотой медалью, поступил в Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище и начал тренироваться у известного тренера – Григория Кусикьянца. Легко освоил классические приемы в боксе, но уже в это время прорезался его собственный стиль, его методы ведения боя были особенны. Об этом его периоде специалисты пишут: «Валерий провоцировал соперника на атаку, а потом молниеносно ловил его встречное движение. Его коронным ударом был правый прямой, который он наносил от подбородка, и всё выглядело, словно выстрел из пушки: коротко, сухо и сокрушающе. Правая «рабочая» перчатка боксёра всегда находилась не как в классической стойке – сбоку, а прямо перед лицом, что сокращало расстояние до цели и защищало спортсмена от прямого удара, а также сбивало с толку оппонентов».

Интерес к учёбе, к разным искусствам и вообще к жизни уже в эти годы перебивал спортивные амбиции Валерия: он забросил бы бокс, если бы не тренер, который держал его в ежовых рукавицах. И успехи не заставили себя ждать, очень скоро спортсмен стал шестикратным чемпионом Советского Союза.

В 1963-м одержал победу на европейском первенстве, а год спустя получил звание Заслуженного мастера спорта СССР. Ещё через год во второй раз стал чемпионом Европы. А в 1964-м году на Олимпийских играх в Токио выиграл «золото» и получил Кубок Вэла Баркера как самый техничный боксёр.

Вернувшись из Токио, на выставке в музее чемпион познакомился со студенткой кораблестроительного института Татьяной Вологдиной (в фильме ее сыграла Ангелина Стречина. – Н.К.). Это была любовь с первого взгляда: обаятельный Валерий покорил Таню интеллектом и эрудированностью – разбирался в живописи, скульптуре, поэзии. Заявление в загс подали через несколько дней после знакомства. Сына назвали Максимом.

Через год на европейском первенстве, проходившем в Берлине, Валерий одержал пять побед, причем, всех соперников нокаутировал в первом раунде. Правда, с финальным боем вышел казус: британец Уильям Робинсон, как показалось всем, оказался в нокауте в результате точного удара Валерия, но позже выяснилось, что, испугавшись, он всё имитировал. Британца обвинили в трусости, а Валерий Попенченко на следующий день объявил о завершении спортивной карьеры. Объяснил тем, что перед глазами у него стали появляться «мушки», и он не хочет усугублять ситуацию.

Но жизнь, как оказалось, существовала и после бокса, как существовали и скрытые противники. Спортсмен намеревался заняться наукой, хотел защитить докторскую, но влиятельные люди не простили ему своевольных выходок и не позволили сделать это. Его перевели в столицу, и в результате он оказался заведующим кафедрой физвоспитания в МВТУ им. Баумана. Это надломило спортсмена, а 15 февраля 1975-го года Валерия Попенченко не стало. По некоторым данным, в тот день он обсуждал-таки с ректором защиту своей докторской.

Что случилось потом, доподлинно неизвестно. Попенченко оказался в корпусе университета, строительство которого контролировал, и сорвался с лестницы без перил с третьего этажа. Произошедшее квалифицировали как несчастный случай. Похоронен спортсмен на Введенском кладбище.

Признаться, в последнее время зрители, заслышав, что снимается новая спортивная драма, пожимают плечами: «Если честно, уже достало, что все вдруг бросились, как по заказу, фильмы о спорте снимать, будто других тем нет». Фильм о Попенченко, несомненно, не из этой серии.

Картину снимали на протяжении трёх с половиной лет. «А началось всё с того, что, увидев документальный фильм о боксёре, я заинтересовался его судьбой, – рассказал режиссёр Артём Михалков на творческой встрече, – прочёл книгу "И вечный бой" и был крайне удивлён, что о нём нет художественного кино. Братьям Пресняковым, с которыми знаком давно, было дано задание написать сценарий. Мы познакомились с вдовой боксёра Татьяной Игоревной и его сыном Максимом, они показали нам фотографии и рассказали о жизни Валерия Владимировича, которая осталась за рамками книги. Фильм наш художественный, но в основе лежит правда о жизни великого боксёра».

Фильм понравился вдове и сыну Попенченко, незначительные расхождения с реальными событиями их не напрягли, всё же группа снимала не документальное кино. «Сейчас молодёжь забыла о легендах спорта, – заметил Максим Валерьевич, – фильм будет полезен, прежде всего, молодым».

Виктора Хориняка на встрече не было, и Сергей Безруков отдувался за двоих, подробно рассказывая о взаимоотношениях боксёра и его тренера Григория Филипповича Кусикьянца. Филиппыча не стало в 2002 году после тяжелой болезни, ему было 87 лет.

«Был рад, когда мне предложили роль тренера, – рассказал Безруков. – Скольких мастеров он воспитал! Но для нас было важно рассказать о главном воспитаннике Кусикьянца – Валерии Попенченко, о котором, действительно, говорили, как о Гагарине, и молодежь вряд ли знает, что он, единственным в СССР, кто обладал Кубком Вэла Баркера, и что только с ним хотел встретиться Мухаммед Али, когда приезжал в Советский Союз».

Безруков сам занимался боксом, и ему доводилось встречаться с тренером Кусикьянцем. «Когда мы приходили к Филиппычу, он, будучи больным, всё время шутил, поддевал ребят, говоря, что "боксёр никогда не сдаётся". Характер у него был непримиримый, многие не любили его за это. Он же выступал против боксёрской стойки, то есть всё делал левой, а не правой рукой. Неслучайно его называли "тренером уличной драки", потому что в драке не показываешь, куда будешь бить. Знаменита его цитата: "Предупреждён – значит, вооружён", то есть, если ты в стойке, уже предупреждаешь противника. Кроме того, он был великим шахматистом – гроссмейстером, учил просчитывать бои и своих подопечных, заставлял играть в шахматы. Его фраза – "Сильных много, умных мало" – о том, что боксёрам требуется процентов 30 силы и 70 – ума и тактики, хотя, казалось бы, надо наоборот – выйди большим, накачанным и - побеждай. Правда, подвижность у тебя будет нулевая, если будешь совсем уж огромным, но о Тайсоне Кусикьянц говорил, что "эта машина идёт и бьёт до конца".

А ещё Филиппыч увлекался биомеханикой, которую артисты проходят в театральных вузах: это же Мейерхольд и все его постановки, а также гениальный Игорь Ильинский, всё идёт, как говорится, от индивидуальности человека. Кусикьянц говорил: "Мы ходим по-разному, у каждого боксёра своя походка, почему я должен всех стричь под одну гребенку?! Не лучше ли, исходя из внешних данных спортсмена, выбирать только ему свойственную технику поведения на ринге?!" Это сильно отличало Филиппыча от других тренеров и не могло не раздражать коллег. Он был истово предан спорту и, действительно, был великим.

Мне рассказывали, что Филиппыч настолько мастерски настраивал Валерия Попенченко на бой, в фильме показано, что просто раздражал порой, чтобы разбудить боевой дух, и человек делал верный удар и – вот он, Мистер Нокаут. В эти моменты тренер становился отцом подопечного. Напомню реальный факт, когда Кусикьянцу чиновники не выдали командировочные в Токио, и он окольными путями за свой счёт полетел на Олимпиаду, ночевал в номере Попенченко, потому что не мог оставить Валерия одного. Боксёр выиграл "золото", но это речь уже о человеческих взаимоотношениях».

Кстати, идея позвать на роль Попенченко профессионального боксёра была отвергнута по той причине, что бои профи, несомненно, сделал бы хорошо, но в кадре ему, по признанию Михалкова, было бы «сложновато». Чудом нашли Виктора Хориняка, который идеально подошёл по фактуре, темпераменту и внутреннему состоянию, кроме того, энергетически сильный артист занимался боксом. На первых же тренировках поняли, что выбор правильный.

Оценку фильму дали и специалисты. Президент Международной ассоциации бокса (AIBA) Умар Кремлёв поблагодарил создателей картины, но не согласился с Максимом Попенченко, что молодёжь якобы забыла о легендах спорта.

Сообщил, что перед Новым годом во Франции местные боксёры спрашивали его о фильме, задавал вопрос на эту тему и Президент Международной ассоциации военного спорта, когда в Москве проводили чемпионат мира среди военных. «Уровень Мухаммеда Али и Валерия Попенченко одинаков, – сказал Кремлёв, – они известны всему миру, а вот внутри страны нам следовало бы больше славить своих спортсменов. Благодаря Попенченко, дети пошли в бокс, он же не только в СССР развивал этот вид спорта. Демонстрировал красивые бои, технику, а также нокауты на ринге. Иные тренеры взяли на вооружение его метод».

«Чем больше будем снимать таких фильмов, тем лучше будет наше молодое поколение», – подытожил гендиректор хоккейного клуба «Динамо» (Москва), автор идеи и руководитель проекта «Легенды и судьбы» Михаил Тюркин. И поддержал Максима: «Мы, действительно, мало рассказываем молодым, как становятся великими наши спортсмены». И поведал, как семь с половиной лет назад в продюсерском центре «Динамо» занялись популяризацией забытых великих людей, и, не имея финансирования, сняли 25 документальных фильмов, написали 13 книг о хоккее и футболе. «Можно, конечно, найти, за что покритиковать наши работы и «Мистера Нокаута», – сказал Тюркин, – но я благодарю создателей фильма за то, что не побоялись взять эту тему, сняли кино и сумели установить взаимоотношения с родственниками, вспомните, сколько проблем было на съемках "Легенды № 17" и "Движения вверх". Тюркин рассказал, что Борис Михайлов, капитан великой тройки – Михайлов, Петров, Харламов фильм "не воспринял", но Тюркин поспорил с ним: «Ты не воспринял, потому что играл рядом с Харламовым, а внуку твоему, знаю, понравилось, и он пойдёт в хоккей, так как, цель достигнута?» Его друг согласился.

В планах проекта «Легенды и судьбы» ежегодно снимать 3-4 фильма и писать 2-3 книги. В ближайшие годы решили заняться темой бокса, с Умаром Кремлёвым, поскольку больше половины боксёров РФ из «Динамо», подписали договор. В списке более 150 спортсменов самого высокого уровня, есть чем заняться.

Автор: Нина Катаева

Заглавное изображение: кадр N193831 из фильма «Мистер нокаут»

Источник: www.stoletie.ru