Русские Вести

Неожиданный поворот с сериалом Жигунова


На протяжении почти трёх лет с начала спецоперации оставшиеся в стране представители либеральной культуры мастерски уклонялись от обозначения своей гражданской позиции. Но ставший достоянием общественности сюжет с сериалом Сергея Жигунова наглядно выявил ключевую проблему русского кино и показал: для творческой интеллигенции настало время выбрать сторону. Вы с Россией или против неё?

Детективный сюжет с признанием артиста и продюсера Сергея Жигунова, что несколько десятков режиссёров отказались браться за сериал, тема которого связана с СВО, стал наглядным выражением критической ситуации в отечественной киноиндустрии и на ТВ.

Когда большинство представителей отечественного кинематографа в 2024 году занимает позицию "я с темой спецоперации связываться не желаю" — это культурная, идеологическая, информационная катастрофа. Которая усугубляется ещё и тем обстоятельством, что необходимость решительных мер очевидна, но к ним не готовы ни внутри киносообщества (сами кинематографисты), ни снаружи (профильные государственные структуры).

Все возмутились — никто не удивился

Вечером 18 ноября издание NEWS.RU опубликовало новость с выдержками из интервью с Сергеем Жигуновым — и она сразу стала одним из главных сюжетов отечественного информационного поля.

Сергей Жигунов. ФОТО: Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

Немалую роль сыграло искусство заголовка: "Порядка 50 режиссёров отказались". Затем утверждалось, что полсотни постановщиков не согласились на предложение Жигунова поработать над сериалом, посвящённым СВО. В прямой речи продюсера таких слов не было — Сергей Викторович рассуждал о нежелании отечественных киношников работать с патриотической тематикой и о губительном влиянии либеральных идей и "ценностей" на творческую интеллигенцию.

Неудивительно, что подобный инсайд из самой сердцевины кинопромышленности изрядно взволновал, хотя вряд ли удивил общественность. Закономерный итог — возмущение фактическими предателями Родины и требование "огласить весь список отказников".

Ситуация ещё более обострилась и запуталась, когда выяснилось, что Жигунов ничего не говорил по поводу режиссёров, отказавшихся снимать картину именно про СВО: запущенный в производство проект повествует не о спецоперации, а об истории Донбасса в период с 1918 по 2014 год.

Кадр со съёмок проекта Жигунова. Скриншот: телеграм-канал "Виктория Жигунова"

Как пояснил продюсер в эксклюзивной беседе с Царьградом:

Мы собираемся снимать трилогию, которая должна закончиться в 2014 году, а начаться в 1918-м. Снимаем картину о становлении национализма на Украине. Это всё очень серьёзно, но это не СВО

Либералы оживились: "Фильмецы про СВО никто не хочет смотреть"

Но к моменту получения "Первым русским" уточнений из первых рук и уст история с "режиссёрами-отказниками" уже обрела самостоятельную жизнь — и её попытались использовать в своих интересах и релоканты-либералы.

Сбежавший в Прибалтику сразу после начала СВО кинокритик Антон Долин*, до 2022 года считавшийся одним из главных пропагандистов либеральной повестки в отечественном кино, поспешил обрадовать своих единомышленников-эмигрантов:

Все эти фильмецы про СВО никто не хочет смотреть. Мне сегодня буквально прислали новость — Сергей Жигунов как продюсер придумал делать сериал, героизирующий СВО. А дальше двадцать режиссёров отказались, по его словам, снимать это.

Антон Долин*. Скриншот: телеграм-канал "Хуже и не скажешь"

Примечательно, как наглядно рушатся мифы о всемогуществе самых одиозных фигур либеральной культурной тусовки, после начала спецоперации оказавшихся за границей. Казалось бы, человек с такими связями в отечественном кино, как Антон Долин*, мог бы буквально за полчаса (написал одному, позвонил другому…) выяснить все подробности ситуации с сериалом Жигунова. А между тем кинокритик оперирует неточными новостями, да к тому же на ходу перевирает цифры из исходной новости.

Русофобам врать не привыкать

Да и по части "фильмецов про СВО, которые никто не хочет смотреть" Долин* выступает совсем в духе знаменитой цитаты отменённого на Украине классика Михаила Булгакова: "Поздравляю вас, господин, соврамши!".

Соврал беглый кинокритик без профильного образования. С точки зрения либералов, им можно: и кинокритиков из себя изображать с дипломами филологов, и врать о России. Проблема с фильмами и сериалами, художественными и документальными, посвящёнными спецоперации, в том, что их катастрофически мало — а вовсе не с тем, что у публики нет на них запроса.

Фильм об СВО — обратите внимание на зрительскую оценку. Скриншот: интернет-сайт kion.ru

Буквально только что на вполне себе либеральной онлайн-платформе KION каким-то чудом оказался документальный фильм Максима Фадеева (несмотря на совпадение с именем и фамилией музыкального продюсера, это не он) "У края бездны", посвящённый освобождению Мариуполя весной 2022-го. И моментально у проекта множество просмотров и высочайший рейтинг одобрения зрителями — 9,7.

Скриншот: интернет-сайт kion.ru

А ещё на том же KION зрительскую оценку 8,8 имеет уже "старый", двухлетней давности художественный проект "Лучшие в аду", посвящённый работе ЧВК "Вагнер". В ещё более либеральном онлайн-кинотеатре "Кинопоиск" удивительно приличный для этой площадки, с её-то целевой аудиторией, рейтинг у вышедшего в конце сентября мини-сериала "Резервисты" о героических свершениях призванных в строй весной 2022 года жителей Донбасса.

Скриншот: интернет-сайт kinopoisk.ru

Про то, что выпущенный весной текущего года фактически безо всякой рекламной поддержки художественный фильм "Позывной "Пассажир", рассказывающий о начале боёв за русский Донбасс в 2014 году, собрал в кинотеатрах свыше 130 млн рублей, вы уж Долину* не рассказывайте. Впрочем, можно и рассказать — он всё равно сделает вид, что ничего такого нет: тогда либеральная схема про "никому не интересные фильмецы про СВО" рассыпается на глазах.

"Никто вслух не признается"

Но вот дальше Долин* откровенно раскрывает логику тех оставшихся в России деятелей культуры, которые не хотят иметь ничего общего ни с СВО, ни с Донбассом:

Ты же снимаешь фильм в сегодняшнем дне, но выйдет он послезавтра. И неуютно подумать — ты восславишь СВО, а вдруг послезавтра какой-то будет мир с Украиной, а ещё если Россия проиграет в войне. И чего тогда с моей работой? А вдруг тогда кого-то и судить будут? <…> Никто вслух не признается, скажут: "У меня другие проекты, другие есть творческие планы.

Сергей Жигунов. ФОТО: Любимов Андрей/АГН "Москва"

И вот к этому уже нужно отнестись серьёзно — потому что примерно ту же картину настроений и действий в отечественном кино рисует в комментарии для Царьграда и Сергей Жигунов:

Первоначальное, рабочее название нашей картины — "Донбасс". Так многие "свинчивали" сразу, просто услышав название. Ты звонишь режиссёру с предложением. Он говорит: "Знаешь, я занят". И сразу сказать, что этот режиссёр либерал, не патриот, ещё что-то, невозможно. Потому что они люди умные, правды не говорят.

"Сидят люди с иностранными паспортами, одной ногой здесь, другой там"

Далее в интервью "Первому русскому" продюсер даёт столь исчерпывающее объяснение причин сложившегося в кино и в культуре антипатриотического, антигосударственного, антирусского расклада, что и добавить, по сути, нечего:

Режиссёров [для сериала о Донбассе] мы нашли, и они прекрасно снимают. Дело не в режиссёрах, дело во всех. Сейчас в нашей съёмочной группе патриотически настроенные люди, они осознанно участвуют в таком проекте, не из-за денег. Но их в индустрии меньше, чем остальных. И это проблема, которую нельзя решить в течение полугод, года, двух лет, потому что эта проблема созревала десятилетиями.

У нас нет государственной идеологии. Мы уже 30 лет не знаем, что хорошо, что плохо. Люди потеряли ориентиры. Они боятся сделать выбор, сделать шаг, не понимают, что происходит. Конечно, каким-то образом это надо выправлять. Но я пока никаких шагов не вижу.

Игорь Мишин. ФОТО: Belkin Alexey/Global Look Press

Далее Жигунов предлагает конкретный пример, как действует сложившаяся либеральная русофобская система в отечественной кинопромышленности и какими результатами это чревато:

Посмотрите, что на онлайн-платформах происходит, что делается на телевидении. У нас нет и никогда не было министерства, которое отвечало бы за производство телевизионных сериалов. Если мы производим 300-400 сериалов в год, у нас ведь кто-то должен смотреть, что показывают?

Появляется Игорь Мишин, например, на KION, и начинают выходить сериалы вроде "Клиники счастья". Никто заранее сценарий не читал, кроме Мишина и его редактора. И все спрашивают потом: а что какие-то странные фильмы показывают на платформах? Конечно, странные — потому что сидят люди с иностранными паспортами, одной ногой здесь, другой там, и люто ненавидят нас всех и нашу страну. И это всё визуализируется в самых разных проектах. А на них растут дети. И потом, в течение 30 лет, мы получаем соответствующий результат.

"Тоже понять можно…". А нужно ли?

А вот потом в беседе с Сергеем Жигуновым появляется мотив, который наглядно демонстрирует одну из главных причин, по которым позитивных изменений в нашем кино нет до сих пор. А ведь СВО идёт уже более тысячи дней:

У кого-то [в киноиндустрии] недвижимость за рубежом или счета в каких-то банках, потому что мы долгие годы жили в таком ощущении, что это нормально. У кого-то родители на Украине, кто-то откровенно говорит: хочу на похороны матери съездить. Очень много градаций здесь, 256 оттенков серого. Мы все каким-то образом завязаны. И все думают о себе. Тоже понять можно.

Резню начинать не хочется никакую, но раздражение я испытываю по этому поводу.

Сергей Жигунов заслуживает уважения и благодарности за то, что озвучил проблему, о которой среди киношников практически никто не осмеливается говорить. Все всё видят и почти все молчат из принципа "как бы чего не вышло".

Однако со словами Сергея Викторовича "резню начинать не хочется" согласиться никак нельзя. Потому что если с этим принципом согласиться, тогда нужно будет смириться со сложившейся ситуацией, когда от одного только слова "Донбасс" (тем паче — "СВО") наши кинодеятели шарахаются, как кое-кто от ладана.

ФОТО: Pavel Kashaev, Павел Кашаев/Global Look Press

Это не "резня", а необходимое наглядное разграничение — кто за Россию, а кто против. Понятно желание сформировавшихся при господстве либералов и государственном финансировании "элит" взвалить на плечи русским бойцам на фронте да простому народу в тылу борьбу за будущее нашей страны.

В это же время спортсмены будут вздыхать по поводу "проведённых зря тренировок и загубленной карьеры" и отказываться от национального гимна, флага и даже гражданства ради возможности поехать на чемпионат мира и Олимпиаду. А "творческая интеллигенция" будет делать вид, что никакой спецоперации нет, а если всё-таки есть, то их она не касается.

Желание-то понятное — но оно должно стать несовместимым с жизнью в России.

Что с того?

После появления сюжета с сериалом Жигунова в адрес продюсера сразу раздались призывы и даже требования назвать имена отказников, чуть ли не поимённый список составить.

Очевидно, что никаких имён в данном случае названо не будет — хотя бы в силу того, что переговоры велись в частном порядке, на уровне личных знакомств, связей и обязательств.

Что ж, значит нужно выводить эти взаимоотношения "из тени". И создавать такую систему, при которой работа киноиндустрии и культурной сферы будет максимально открытой.

Например, отправлять официальные запросы режиссёрам, киностудиям, продюсерским компаниям: "Уважаемые, предлагаем вам работу над фильмом/сериалом, тематика — СВО". И чтобы ответ был не менее официальным и публичным. Согласились — замечательно. Отказались — указывайте причину.

И если эта причина выглядит очевидной отпиской-отговоркой-отмазкой, то режиссёр, студия, компания лишаются доступа к бюджетному финансированию. Чтобы даже не подавали заявки на тендеры, предусматривающие предоставление государственных денег.

Коллаж Царьграда

Слишком заняты и работаете над другими, не такими "рискованными" проектами? Ваше право — выход там, первая дверь налево. А ещё дальше, через два дома — биржа труда. Вам теперь туда, потому как без государственных денег отечественная киноиндустрия представляет собой специфическое зрелище…

Да, установление такой или подобной системы означает неизбежные обиды ("ты что, не мог мне лично позвонить, как раньше, без этой бумажки официальной?") и разрыв многолетних профессиональных и даже личных отношений.

Ну а как вы думали, господа и граждане творческая интеллигенция? Что солдаты на линии боевого соприкосновения будут рисковать здоровьем и отдавать свои жизни, а пенсионерки покупать на свои сбережения дроны для фронта, а для вас всё будет как прежде?

Нет уж, не сработает такой фокус. Не должен сработать.

*Антон Долин — включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

Александр Бабицкий

Коллаж Царьграда

Источник: tsargrad.tv