Музыка, которую мы слушаем в детстве, — одна из тех вещей, которые взращивают нашу личность и делают нас самими собой. Когда общаешься с детьми, которые приходят петь в хор, почти всегда можно безошибочно определить, слушают ли музыку родители ребенка и какого качества эта музыка. Сейчас «на волне» рэп-культуры, из портативных колонок во дворах доносится нечто агрессивное, зачастую изобилующее отборной бранью. Дети, которые слушают подобную «музыку», не попадают в ноты, не воспринимают мелодические линии, не понимают, что такое пение. И совсем иначе поют дети, которых воспитывают на музыке, в основе которой лежит мелодия.
Именно мелодии — яркие, задорные и напевные, проникновенные, трогательные — сочиняли для детей советские композиторы. Детская музыка стала в СССР полноценной отраслью, в которой работала плеяда талантливых музыкантов. Песни Евгения Крылатова, Владимира Шаинского, Георгия Струве широко известны не одному поколению детей.
Заметный и яркий вклад в детскую советскую музыку внес Юрий Чичков. 26 июля исполнилось 90 лет со дня его рождения.
Коллега композитора Марк Фрадкин отмечал: «Песни Чичкова просты, легко запоминаемы, мелодии их рельефны, ритм упруг и выразителен. Но это простота, а не упрощенность. Простота, за которой — настоящее творчество».
Юрий Михайлович Чичков родился в Москве. С самого детства будущий композитор проявлял интерес к музыке, с удовольствием слушал пение матери и много пел сам, ходил в музыкальную школу.
В годы Великой Отечественной войны весь уклад жизни страны был нарушен, для многих детей была затруднена и даже невозможна учеба, тем более внеклассное развитие. Музыкальная школа, в которой учился будущий композитор, была отдана под военный госпиталь. Но учитель музыки, разглядевший в юном Чичкове неординарные способности, настоял на продолжении занятий в индивидуальном порядке. Тогда же, в военные годы, будучи подростком, Чичков сочинил свои первые произведения.
Он дежурил на крыше своего дома в ожидании воздушной тревоги, ходил в соседний госпиталь, куда уже прибывали первые раненые. Играл на пианино в столовой, пел любимые песни «Синий платочек», «Катюшу», «Три танкиста»...
Атмосфера военных лет отразилась и в этом своеобразном воспоминании композитора: Юрий гулял с друзьями по городу, изрядно пострадавшему от бомбежек. И в одном из полуразрушенных домой, на четвертом этаже увидел пианино, чудом уцелевшее. Рискуя жизнью, он забрался туда и устроил небольшой концерт для прохожих.
В 1949 г. Чичков закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории и был призван в армию. Армейские годы не прошли для юноши даром, он был верен избранному пути и продолжал совершенствоваться как музыкант — так, Чичков выучился в Институте военных дирижеров и в Московской консерватории — по классу композиции у В. Шебалина.
А в детскую музыку Чичков пришел благодаря следующему случаю. В 1961 году он с поэтом Петром Синявским пришел на Красную площадь, чтобы присоединиться ко всенародному ликованию по поводу возвращения Юрия Гагарина из первого космического путешествия. И какой-то мальчишка в толпе выкрикнул: «Чур, я второй!»
Чичкова восхитила искренность, дерзость и безыскусность возгласа, он засмеялся и предложил Синявскому сделать это сюжетом песни. Через несколько дней появилась песня, которую авторы так и назвали «Чур, я второй».
Музыкальный редактор детской редакции Радио Ида Горенштейн высоко оценила песенку, а также познакомила композитора с молодым поэтом Константином Ибряевым. Они сразу нашли общий язык и сочинили песню «Наша школьная страна», которая стала ключевой для Чичкова и открыла ему путь в детскую, школьную страну. «Я стал ее подданным и певцом», — признавался композитор.
Многие помнят слова и мелодию этой замечательной песни…
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нём
Той страны, страны особой,
О которой мы поем.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
А страна большая эта -
Вечно «белое пятно»….
А еще композитор говорил: «Творчество для детей держится на трех китах — музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зернышко. И самое главное — любовь к детям!»
Композитор был не только признан детьми и взрослыми, но также получил немалое количество государственных наград. Народный артист РСФСР (1989), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1983) и премии Ленинского комсомола (1972).
Чичков работал в разных жанрах, но в большей мере тяготел к тем, в которых музыка непосредственно связана со словом: оперы, кантаты, сюиты для хора. В наследии композитора есть песни-баллады на слова узников фашистского концентрационного лагеря «Заксенхаузен». Он создал десятки патриотических песен, с ним тесно сотрудничали такие известные поэты-песенники, как К. Ибруже упомянутый яев (создавший за два десятилетия в тандеме с Ю. Чичковым целый сонм песен), П. Синявский, М. Пляцковский, Я. Халецкий, С. Гребенников, Н. Добронравов.
На слова Петра Синявского композитор написал и цикл-сюиту, и лучезарные и мелодичные песни под общим названием «Музыка русских узоров».
Если вам захочется прямо сейчас послушать песни Юрия Михайловича, рекомендуем эти — «Песня о волшебном цветке», «Родная песенка», «Рожок и свирель», «Самая счастливая», «Шуми, сосна», «Мой щенок», «Наташка-первоклашка», «Наша школьная страна», «Лесной марш», «Походная», «Из чего же, из чего же…», «Детство — это я и ты».
Композитор Ян Френкель так говорил о творчестве Юрия Михайловича: «Что так привлекает детей и взрослых к творчеству Чичкова? Мне кажется, главным достоинством песен композитора является их мелодичность. Именно через мелодию, прежде всего, выражает он свое отношение к жизни, свое понимание ее движения и развития. Мелодии его песен наделены яркой образностью».
Песни Чичкова звучали широко, на всю страну — на Всесоюзном радио и Центральном телевидении — в исполнении как знаменитых коллективов, например, Большого детского хора под управлением В. Попова, так и маленьких школьных хоров.
И сейчас детские хоровые коллективы в странах постсоветского пространства с удовольствием берут песни композитора в репертуар, а дети — с энтузиазмом их исполняют. Потому что эти песни естественны, добры, не надуманны.
Да, сейчас многие из сочинений Чичкова звучат несколько устаревшими, «заказными», слишком комсомольскими/пионерскими. Но в лучших сочинениях его песни — трогательно чистые, застенчивые и ласковые. В них — ясность и теплый мелодический дар.
Моя любимая «Песня о волшебном цветке» Юрия Чичкова (на слова М. Пляцковского) написана в миноре. Она печальна, но полна надежды. Она как рассветная дымка, как нечто невесомое, способное раствориться в воздухе... Эта песенка родилась в 1977 г. для мультфильма «Шелковая кисточка» (впоследствии композитор сочинил музыку к нескольким мультфильмам, в том числе «Солдатская сказка», «Жил-был Саушкин», «Кто придет на Новый год», «Болванка», «Солдатская лампа», «Не хочу и не буду»). В основу сценария легла алтайская легенда, которая гласит, что волшебный цветок — цветок жизни — мог попасть в руки только человеку с чистым, добрым и отважным сердцем. И главная героиня, маленькая девочка по имени Шелковая кисточка, отправилась на поиски цветка, чтобы спасти своего больного отца. Конечно, ей все удалось. «Может, там, за седьмым перевалом, вспыхнет, свежий, как ветра глоток, самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок?» Не то ли это чудо, которого ждет и ищет каждый из нас?
Ю. Чичков скончался 6 августа 1990 г. в Москве. Похоронен на 34-м участке Ваганьковского кладбища.
* * *
Советская детская песня — наряду с замечательными книжками, добрыми фильмами — была одним из краеугольных камней гуманистического, братского воспитания. Один из самых ярких интерпретаторов песен Ю. Чичкова, выдающийся хормейстер, создатель и художественный руководитель Большого детского хора В. Попов, говорил: «Дети должны петь.
У детей должны быть свои — детские — песни. А что сейчас поют: английские и американские песни? Поют такое, где ни голова не работает, ни сердце. Я думаю, сейчас идет целенаправленное разрушение культуры… Но все равно кто-то наши песни достает, и все равно они звучат. И, слава Богу, что нашлись люди, которые стали это поддерживать.
Понимают, что без этого жить нельзя. Все равно наша детская песня, нормальная детская песня, должна найти выход и должна снова выйти на свои рубежи, которые ее достойны, ей принадлежат. Голос в России — это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. И всегда в России понимали, что именно через голос идет все воспитание».
В одном из писем, присланных Юрию Чичкову его юными слушателями, была такая реплика: «Ваши песни наполнены светлой радостью. Услышишь знакомую мелодию, и хочется сделать что-то необыкновенное, хорошее для мамы, для товарищей, для школы».
Кажется, в этом «побуждении» сделать «хорошее» заключается функция не только песенного жанра, но искусства как такового. И в этом случае песня, действительно, «как друг — и зовет, и ведет». Песня становится воспитателем и помощником. Встреча с по-настоящему проникновенной песней — это настоящее событие, это путь к пробуждению души человека. Тем более, если речь идет о юной, восприимчивой детской душе.
Замечательные песни Ю. Чичкова, В. Шаинского, Е. Крылатова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и других советских детских композиторов зачастую не так просты, как может показаться. Они обращаются и к совести, и к памяти, и к фантазии, они говорят о необходимости совершать добрые дела, брать на себя ответственность, заботиться о тех, кто слабее, любить своих близких, свою землю, свою планету, весь живой мир.
Один из солистов Большого детского хора п/у В. Попова, Виталий Николаев в своих воспоминаниях писал: «Песни, спетые нами, будут жить вечно! И если проходящий ребенок напевает песню, которой уже много, много лет, то мы не напрасно прожили эту жизнь! Иногда мы встречаемся на юбилеях хора. С каждым годом становимся менее узнаваемы, но это нас не пугает. Мы узнаем друг друга по песням, которые когда-то пели вместе».
Ульяна Дроздова