Русские Вести

Натуральные цвета дореволюционной России


Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей — то, что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века — качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Своей задачей изобретатель, педагог, ученый, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи — в Императорской Академии художеств, Сергей Прокудин-Горский видел фиксацию жизни России в истинном цвете. С 1903 по 1916 год он составил «Коллекцию достопримечательностей Российской империи» — уникальное крупнейшее собрание цветных фотоснимков.

Сергея Прокудина-Горского часто называют отцом цветной фотографии. Но это лишь один из распространенных мифов о выдающемся ученом. Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году — за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Не случайно именно Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина «родиноведение». Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения — установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Новый предмет должен был получить название «родиноведение». Эти уроки так и не были введены в школах царской России — революция 1917 года помешала замыслу. А сам ученый эмигрировал в 1918 году, узнав о расстреле царской семьи, и последние годы своей жизни провел во Франции.

Однако в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. С помощью первого биографа фотографа и ведущего специалиста по его творчеству Светланы Гараниной и основателя Музея С. М. Прокудина-Горского Василия Дрючина мы решили рассказать о Прокудине-Горском и его деятельности через десять снимков.

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский — к тому времени авторитетный ученый, широко известный и в России, и за рубежом, — написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Разрешение на приезд было получено. В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год

Реставратор: Вячеслав Ратников

В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

«Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. <...> В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения», — писал Прокудин-Горский.

Эту заметку русского фотографа-художника «К юбилейному портрету Гр. Л. Н. Толстого» в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда нашла бывшая в то время аспиранткой Московского государственного института культуры, а ныне ведущий специалист по творчеству Сергея Прокудина-Горского Светлана Гаранина. В 1970 году и заметка, и фотопортрет Льва Толстого были опубликованы в номере журнала «Наука и жизнь».

Лицо очень добродушное — лицо хорошего русского крестьянина средней полосы.

Словом, внешность не представляла чего-либо поражающего, пока вы близко не видели глаз Толстого. Вот тут только сразу чувствовалось нечто необычное, становилось ясно, что перед вами не обыкновенный человек. Глаза Толстого сине-голубые, глубоко сидящие, вдумчивые, тотчас же изучающие вас и, как глаза великого психолога, сейчас же вносящие вас к той или иной категории людей.

Чувствовалось, что соответственно этому определению и все дальнейшее общение с вами будет таким, как все ваше существо того заслуживает

— Воспоминания Сергея Прокудина-Горского

Обед на покосе, 1909 год

Отправляясь в свои экспедиции по России, Сергей Прокудин-Горский хотел зафиксировать жизнь глубинки, в том числе для горожан, чтобы они понимали красоту и многообразие родной страны. Как и многие русские интеллигенты, исследователь считал, что хранителем русской самобытности, уклада и основы России являются крестьяне.

Обед на покосе, 1909 год

Реставраторы: Константин и Владимир Ходаковские

Этот снимок сделан предположительно в июне 1909 года на берегу реки Шексна возле Череповца, сама местность в 1941–1947 годах была затоплена Рыбинским водохранилищем. Снимок показывает, что Прокудин-Горский подходил к процессу как художник, передающий живописный образ крестьян.

«По некоторым данным, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горского до самой его кончины в Париже», — рассказал Василий Дрючин.

Десять лет, помимо чистой научной области по фотохимии, я трудился над постановкой цветного дела в России. До сих пор все делалось исключительно за границею, а теперь и мы пошли вперед. Было трудно особенно потому, что я единственный русский, работающий в этой области, и все меры принимались, чтобы задушить меня, но не вышло

— Из письма Сергея Прокудина-Горского Льву Толстому

Крестьянские девушки, 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды, — один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Крестьянские девушки, 1909 год

Реставратор: Сергей Свердлов

Фрагмент именно этой фотографии выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы коллекции Прокудина-Горского.

Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До него моделям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда — естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.

Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год

Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далекие окраины империи. Снимок «Семья поселенца. Пос. Графовка» относится к этой серии. Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).

Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год

Реставрация: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, — молокане, старообрядцы, духоборы, субботники и др. В Бакинскую губернию их переселяли целыми общинами за вероотступничество. Одним из ареалов заселения русскими стала Мугань. Прокудин-Горский фиксировал исторический процесс этой колонизации. На снимке — русские переселенцы-молокане.

Эта фотография украсила обложку первого издания, посвященного Прокудину-Горскому, альбома Олсхауза «Фотографии для царя» (Нью-Йорк, 1980 год).

Неизвестная на веранде в Лугано, 1908 год

Сложность для исследователей творчества Прокудина-Горского заключается в том, что профессор не описывал подробно локации и обстоятельства своих съемок. Некоторыми историями он делился в журнале «Фотограф-любитель», главным редактором которого он стал в 1906 году. Самое подробное описание — это съемка Льва Толстого в Ясной Поляне. Обстоятельства и истории создания других фотографий собираются по крупицам.

Одна из самых загадочных частей коллекции Прокудина-Горского — фотографии представительниц дворянского сословия. Исследователи его творчества, несмотря на годы поисков, до сих пор не смогли точно определить их имена.

Неизвестная на веранде в Лугано, 1908 год

Реставрация: Станислав Пустовит

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). По данным Василия Дрючина, в Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель» Адриану Лаврову. «Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов», — рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год

Неизвестными остаются и запечатленные участники строительства Мурманской железной дороги. Несмотря на многолетние усилия, исследователи установили только одного человека на снимке — главный врач Сергей Серебренников (слева в сером костюме).

Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год

Реставраторы: Константин и Владимир Ходаковские

Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию на строительство участка Мурманской железной дороги. Дорога начала строиться в спешке, предполагалось, что она изменит ход войны.

Снимок сделан на причале в поселке Кемь-Пристань (Кемский район, Карелия). На нем — группа гражданских инженеров, работавших на строительстве Мурманской железной дороги. Они сидят на недостроенном глубоководном причале, к которому скоро должны начать швартоваться корабли стран-союзников с оружием и боеприпасами. Тогда еще никто не мог представить, что через несколько лет, в 1920-х, с этого причала пароходы будут увозить людей в Соловецкий лагерь особого назначения.

Эмир Бухарский, 1911 год

Фиксируя жизнь Российской империи, Прокудин-Горский совершил несколько поездок по Центральной Азии. «В январе 1907 года он со своими помощниками едет в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение, — рассказала Светлана Гаранина. — С погодой не повезло, но времени они не теряли и отправились снимать архитектуру города. Это имело огромное значение для культуры. В октябре случилось землетрясение, храмы погибли. Памятники Самарканда в цвете сохранились на снимках Прокудина-Горского. Сейчас в Средней Азии его имя известно лучше, чем у нас».

Этот снимок сделан в 1911 году во время поездки в Бухару, которая в те годы была вассальным государством Российской империи. На нем — Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарский (взошел на престол в 1910 году).

Эмир Бухарский, 1911 год

Реставратор: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Для истории фотографии этот снимок ценен тем, что демонстрирует высочайший уровень технологии Прокудина-Горского в передаче цвета.

Фотограф использовал технологию, основанную на исследованиях англичанина Джеймса Максвелла и француза Луи Артюра Дюко дю Орона, запатентовавшего метод тройного цветоделения. В 1902 году Сергей Прокудин-Горский обучался в фотомеханической школе в Германии у профессора Адольфа Мите, который сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и проектор для показа цветных снимков.

Метод заключается в том, что цветной предмет снимается на черно-белую стеклянную пластину с одной точки через три светофильтра — синий, зеленый и красный.

Попытки повысить чувствительность пластинок к цветным лучам делались разными учеными сравнительно давно, но получить вполне равномерную чувствительность ко всем спектральным лучам — не удавалось. После многих лет работы я нашел способ приготовить бромистое серебро не только с равномерною, но и с очень высокою общей чувствительностью, что дает возможность приступить к работе по конструированию кинематографа в натуральных цветах

— Из выступления Сергея Прокудина-Горского на Всероссийском съезде художников в Петрограде 4 января 1912 года

«Одно из этих трех стекол пропускает все красные, оранжевые и желтые лучи спектра, задерживая все остальные; другое пропускает все зеленые лучи и задерживает все остальные; третье пропускает голубые, синие и фиолетовые лучи, но не пропускает остальных», — объяснял сам Прокудин-Горский. Затем позитивы просматривались через проектор с тремя объективами. Каждый кадр проецировался через светофильтр соответствующего цвета. Сложение трех изображений очень точно воспроизводило цвет объекта.

Вместе с тройным цветоделением в Европе и в России активно развивалась другая методика цветной съемки — автохром, которую в 1904 году запатентовали братья Люмьер. Прокудин-Горский исследовал фотопластинки братьев Люмьер после начала их массового выпуска в 1907 году. В результате русский фотограф предпочел сложную технологию последовательных экспозиций с помощью фотоаппарата Мите. Автохром сильно уступал по качеству цветопередачи и давал зернистую картинку. Однако именно эта технология нашла широкое распространение из-за более простого процесса фотографирования. После Прокудина-Горского в России цветная фотография с помощью тройного цветоделения не получила развития.

Вид монастыря преподобного Нила Столбенского, 1910 год

На снимке — Богоявленский собор Ниловой пустыни на озере Селигер. В качестве точки для съемки Прокудин-Горский выбрал полуостров Светлица.

Вид монастыря преподобного Нила Столбенского, 1910 год

Реставрация: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Монастырь Нилова пустынь был основан на острове Столбный в конце XVI века. Он был широко известен по всей России как одно из наиболее посещаемых паломниками святых мест. На фотографиях Прокудина-Горского запечатлена та архитектура монастыря, которая сложилась к середине XIX века.

Здание пострадало в годы советской власти, а внутреннее убранство Богоявленского собора, каким запечатлел его Прокудин-Горский, практически полностью утрачено.

Этот снимок стал эмблемой организованной в 2001 году Библиотекой Конгресса США выставки «Империя, которой была Россия» — именно с нее началось пробуждение интереса к наследию русского фотографа.

Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год

Фотографию храма Рождества Христова в Крохине (Белозерский район Вологодской области) Сергей Прокудин-Горский сделал в 1909 году. В том же году в жизни Прокудина-Горского и в развитии его дела произошло важное событие — ученый получил предложение представить свои фотоснимки государю Николаю II.

Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год

Реставратор: Юрий Катанов

Судьбоносный для коллекции Прокудина-Горского показ состоялся 3 мая в Царском Селе. «Ровно в половину девятого дежурный араб (В рукописи, скорее всего, допущена опечатка. Имеется в виду арап — прим. ТАСС) возвестил: „Их Императорские Величества" и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные свиты. После первой же картины, когда я услыхал одобрительный шопот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке» (Орфография и пунктуация оригиналы сохранены — прим. ТАСС), — вспоминал Прокудин-Горский во вступлении к своим мемуарам, датированном 1932 годом (орфография и пунктуация автора сохранены). После этого фотограф получил официальную поддержку документирования Российской империи. Заключалась она в следующем: Прокудину-Горскому были предоставлены специально оборудованный железнодорожный вагон и небольшой пароход, также царская канцелярия выдала документы, которые давали ему разрешение на съемки всех территорий империи. Все остальные расходы на технику и содержание экспедиции Прокудин-Горский по-прежнему оплачивал из собственных средств, осознавая значение своего дела для современников и для будущих поколений.

Сейчас села Крохина не существует, оно затоплено в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища. Из воды выступают тающие с каждым годом развалины белых стен. Это то, что осталось от церкви Рождества Христова.

Работа моя производится с соизволения Государя Императора уже четыре года. Я езжу по всей России и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении. Работа длится 7–8 месяцев в году подряд. Для этого я имею некоторые удобства, в смысле путешествия. Цель моей работы — дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, — знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, — народности и т. д. Понятно, знание своей родины — это первая задача каждого живущего в государстве человека

— Из выступления Сергея Прокудина-Горского на Всероссийском съезде художников в Петрограде 4 января 1912 года

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки, предположительно 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива — документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки фотографии «Обед на покосе». Рядом с Сергеем Михайловичем — 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957). В 1908 году он вместе с сыном Прокудина-Горского Дмитрием сопровождал фотографа в Ясную Поляну для съемок Льва Толстого. Далее участвовал во многих экспедициях Прокудина-Горского и до конца жизни работал в Государственном оптическом институте в Ленинграде. Эта фотография впервые была представлена на выставке «Неизвестный Прокудин-Горский» в 2017 году в Музее современной истории России.

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки, предположительно 1909 год

Сергей Прокудин-Горский с помощником

Ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции. Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность.

Впрочем, говорить, что его наследие оценено в полной мере, пока рано. На территории России пока нет ни одной мемориальной доски, посвященной Прокудину-Горскому, — ни в Санкт-Петербурге, где находились квартира и типография исследователя, ни в Киржаче, неподалеку от которого он родился. Память о нем поддерживается энтузиастами. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы «Романовская школа».

Да и само творчество Прокудина-Горского еще ждет новых исследователей. «Очень трудно найти информацию о Прокудине-Горском в архивах, — говорит Василий Дрючин. — Например, во Владимирском архиве хранятся крестильные книги, но ровно за год, когда родился Прокудин-Горский, книги нет. Так почти во всем, когда дело касается документов о нем».

Загадкой до сих пор остается, каким образом Прокудин-Горский вывез коллекцию во Франции. 1902 стеклянные пластины, которые он вывез за границу, занимали два товарных вагона. «Как писал сам Прокудин-Горский в мемуарах, коллекцию он вывез „благодаря благополучному стечению обстоятельств", — говорит Дрючин. — Никакой информации в архивах МВД и МИД, по нашим данным, не сохранилось. Как будто кто-то за ним подчищал эти данные».

Вся коллекция Прокудина-Горского насчитывала около 3,5 тыс. снимков. В Библиотеке Конгресса США хранятся 1902 из них. Судьба других негативов неизвестна. По воспоминаниям родственников Прокудина-Горского, самую ценную часть своих фотографий он спрятал перед эмиграцией в России, очевидно, среди них были оригиналы снимков Льва Толстого и царской семьи. «Скорее всего, ничего, что осталось в России из собрания Прокудина-Горского, не уцелело. Он мог спрятать часть коллекции на даче под Лугой. В годы войны там проходил Лужский рубеж, сохраниться там ничего не могло», — отметила Светлана Гаранина.

Однако отчего-то хочется думать, что время преподнесет подарок тому, кто посвятил Сергею Михайловичу свою жизнь и в биографии Прокудина-Горского не останется ни одного белого пятна, а история его наследия предстанет в той же четкости, с которой он сумел передать нам жизнь и атмосферу утраченной Российской империи.

Благодарим за помощь в создании материала кандидата педагогических наук, профессора-доцента Светлану Гаранину, основателя Музея С. М. Прокудина-Горского Василия Дрючина.

Источник фотоматериалов: Библиотека Конгресса США

Отреставрированные снимки предоставлены Международным научным проектом «Наследие С. М. Прокудина-Горского».

Использованные источники: С. М. Прокудин-Горский. Неделя в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого. Воспоминания // Иллюстрированная Россия, 1936, № 8 (562), с. 1-4; С. П. Гаранина. Л. Н. Толстой на цветном фото // Наука и жизнь. № 8, 1970, Сергей Михайлович Прокудин-Горский; С. М. Прокудин-Горский. «О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России» // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. Том III, с. 122–125.

Редактор: Дарья Бурлакова
Бильд-редактор: Роман Канащук

Читайте также

Источник: tass.ru