В этом году зрителям показали 57 художественных и документальных лент, авторами которых были кинематографисты из Беларуси, Германии, Италии, Канады, России. В конкурсной программе представили 24 картины.
Такого разнообразия сюжетов не припомнит ни один кинофестиваль. Подводя итоги работы, президент МКФ «Русское зарубежье» кинорежиссёр Сергей Зайцев так и сказал: «За дни фестиваля наш зритель получил изрядную долю информации о том, как жил и живёт русский мир, чем он дышит, чего ждёт и о чём мечтает». «…Наш фестиваль узкотематический, — добавил он, — но чрезвычайно важный для решения национальных задач самоидентификации. Мы участвуем в собирании разбитой в 1917 году мозаики русского мира. Продолжаем свидетельствовать о беззаветной любви к Отечеству тех, кто был отвергнут, или чьи достижения были приписаны западной цивилизации. Сейчас враги нашей Родины вновь хотят посеять смуту, заставляя единокровных братьев встать друг на друга с мечом. Но сила в правде, и Россия будет единой. Именно об этом фильмы нашего кинофестиваля».
Директор Дома русского зарубежья, председатель оргкомитета фестиваля Виктор Москвин подчеркнул, что сейчас значимость фестиваля, который рассказывает о жизни огромной «второй России», возникшей в результате трагедии разделения в XX веке и разбросанной по всему миру, возрастает.
«Если раньше мы говорили о событиях 17-го года как исторических, — сказал он, — то сейчас, по сути, идёт гражданская война, то, что произошло сто лет назад, дало свои результаты, так что наша деятельность становится ещё более острой». Москвин напомнил, как фестиваль возник, как прирастал вначале киностудией «Русский путь», а теперь и Национальной премией в области документального кино «Золотая свеча», и его деятельность можно назвать настоящим движением.
Конкурсные фильмы в этом году судило жюри в составе председателя благотворительной ассоциации «Вокруг России», общественного деятеля Киры Рюшти (Франция) и хореографа, основателя ансамбля русского народного сценического танца «Русичи», общественного деятеля Александра Ильина (Австралия) — под председательством актёра театра и кино, автора и исполнителя песен Александра Михайлова (Россия). Членам жюри, как обычно, не хватило призов, потому что достойных фильмов, по словам Киры Рюшти, было более, чем достаточно. Александр Ильин жалел об одном, что фестивальную атмосферу невозможно привезти в Австралию, чтобы русские люди, живущие там, своими глазами увидели, как тепло общались участники фестиваля, приехавшие из разных стран. Кроме того, он не первый из иностранцев призвал журналистов пропагандировать «Русское зарубежье», чтобы о нём знали все. Михайлов, не новичок на фестивале, подтвердил, что Дом русского зарубежья собирает потрясающие таланты, и атмосфера здесь, действительно, удивительная. «Мне кажется, фестиваль набирает силы, — сказал он. — Все игровые фильмы в этом году были глубокие и продуманные, так что выбор был сложный. А мой критерий таков: если после просмотра фильма хочется жить и творить — это хороший фильм».
Главный приз вручили дебютанту Илье Маланину за фильм «Ненормальный» (Россия): о преодолении подростком-инвалидом жизненных обстоятельств и несгибаемой воле к жизни. Поскольку режиссёр был на выборе натуры в Сербии, за границей оказались и оба российских продюсера, приз принял режиссёр и продюсер с китайской стороны Дмитрий Лю. Он рассказал, что занимался съёмками в Китае, в частности, в Шанхае, куда герой фильма прилетает на музыкальный конкурс. Кадры эти видим в финале картины. После пандемии Китай три года был закрыт для съёмок, и «Ненормальный» стал первым фильмом, снимать который приехали зарубежные кинематографисты.
Вторую по значимости награду — Спецдиплом жюри — получил Сергей Мокрицкий за детективный сериал «Эль Русо», появилось такое новшество на фестивале. События фильма происходят в Аргентине. Молодая вдова из общины русских староверов едет с сыном навестить родителей. Уже на вокзале они попадают в криминальную историю. Героиню играет Светлана Иванова, она отмечена Дипломом за лучшую женскую роль. Получая награды, продюсер фильма «Эль Русо» Наталья Мокрицкая сказала: «Нам хотелось показать, что русский человек, где бы ни жил, всегда остаётся русским. Лучшие качества души и характера остаются с ним, и Светлана Иванова — в образе Марии — сумела донести это до зрителей». Режиссёр радовался награде с Кубы, тут же позвонив продюсеру. «Рад за Свету, — сказал он по телефону, — посмотрите, как она сдержанна, скупа в средствах, как прекрасна, спасибо ей за эту роль». Дипломом за лучшую мужскую роль в фильме «Нюрнберг. Многомерность зла» Алекса Плата награждён Александр Раппопорт. Артист посвятил свой фильм отцу, прошедшему войну в танковых войсках, маме и бабушкам, одна из которых воевала, а вторая была блокадницей.
Конкурс неигровых картин судило жюри в составе кинорежиссёра, сценариста, продюсера, телеведущего Белтелерадиокомпании Сергея Катьера (Республика Беларусь) и Дмитрия Лю (Китай) под председательством режиссёра, сценариста и продюсера Светланы Быченко (Россия).
Катьер пошутил: его так потрясла программа, что он не был уверен в мирном исходе распределения призов. Но, говорит, обошлось.
Светлана Быченко отметила, что почти все фильмы были «поступками», каждый со своей миссией. А Дмитрий Лю помечтал: как было бы хорошо, если бы эти документальные фильмы посмотрели молодые люди, которые только и смотрят, что короткие видео и тик-ток. Сколько бы удивительных историй — о мире, о людях и о себе — узнали, какой заряд эмоций получили бы.
Константин Овчинников получил Диплом за лучшую операторскую работу в фильме «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Режиссёр Екатерина Орловская прокомментировала: «Тема новомучеников, которую Константин пытался раскрыть, сложна, мрачна и связана с мучениями. РПЦ канонизировала 1622 человека, и все эти люди оставили свои записи, стихи, очень ценный для нас материал, из которого можно почерпнуть многое. И здорово, что жюри отметило этот поиск оператора». Приз имени художника Сергея Голлербаха за лучший фильм об искусстве — «Донна Таня. Сто лет счастья» ушёл к режиссёру Татьяне Сорокиной (Россия). Приняла его коллега Татьяны писатель Александра Коверкина. Зачитала благодарность от создателей фильма — за награду, а также за участие в краудфандинге, фильм снят на народные деньги. И сообщила: «Главная героиня, дочь писателя Лескова Татьяна Лескова — донна Таня по сей день живёт в Рио-де-Жанейро, и через три недели ей исполнится 102 года. Что доказывает: если любить своё дело — балет, любить жизнь, каждый день делать зарядку и жить на берегу Атлантического океана, дожить можно до ста двух лет».
Спецдиплом жюри вручили Игорю Холодкову за фильм «Я найду тебя, отец». И это третья награда, которую режиссёр получает на фестивале. Две первых были главными призами. А главную награду жюри присудили фильму Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой «Русские люди». Лента рассказывает о потомках Франца Лундстрема, переселившегося в XVIII веке из Швеции в Россию. В ХХ веке всемирную известность приобрёл оркестр, созданный братьями Олегом и Игорем Лундстремами. Нынешние члены семьи продолжают музыкальные традиции.
В рамках МКФ «Русское зарубежье» уже третий год идёт специальная программа фильмов о СВО, о Донбассе. Режиссёр и оператор Максим Фадеев, продюсер и оператор Сергей Белоус именно в этом зале представляли фильм «Призраки. Солдаты забытой войны», сейчас работают над тетралогией «У края бездны. Битва за Мариуполь».
Когда первые две картины показывали на фестивале, в зале был аншлаг. За мужество, проявленное при создании тетралогии Максиму Фадееву и Сергею Белоусу вручили Спецприз. «Дорога Донбасса в Россию оказалась долгой и сложной, — сказал Фадеев. — Наш фильм посвящён жителям моего родного края, отдавшим жизни за то, чтобы Донбасс стал русским».
***
Кинопоказы на «Русском зарубежье» — лишь одна ипостась фестиваля. Многих привлекают выставки, лекции, творческие встречи с потомками эмигрантов.
Так, в этом году любители анимации побывали на выставке мультипликатора из США Аиды Зябликовой, о творчестве которой рассказал писатель и фотохудожник Сергей Майоров.
Также были открыты художественная выставка Софьи Ечиной из Сербии и фотовыставка «К 100-летию основания Общества русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско». Дипломами за вклад в сохранение Русской культуры за рубежом были отмечены почётные гости фестиваля.
Спецдиплом «За вклад в сохранение русской культуры во Франции» получил председатель международной Ассоциации рода Мусиных-Пушкиных Андрей Мусин-Пушкин. Получая награду, Андрей Андреевич рассказал, как часами смотрел кино, и каждый фильм был для него открытием. На встрече со зрителями поведал о древнем роде Мусиных-Пушкиных, который описал в пятитомнике. Вскоре книги будут доступны любителям русской истории, а библиотеке Дома русского зарубежья Андрей Андреевич подарил это мини-собрание.
Общественный деятель и публицист Наталья Заика из Австралии рассказала, что старается, как может, доносить до людей знание о русской культуре, о нашей истории и обычаях.
«Помните, дорогие соотечественники, — сказала она, — вы живёте в великой стране. И моё пожелание: рассказывайте об этом фестивале повсюду, сделайте так, чтобы кинозалы на всех просмотрах были полны. Этот фестиваль важен для всех русских».
А какие истории рождались на этом «Русском зарубежье»! Ну, можно ли было сочинить такое? В программе был белорусский документальный фильм «В кадре и за кадром. Кинооператор Анатолий Заболоцкий» — о том самом Заболоцком, который снимал фильмы Шукшина, в том числе, и «Калину красную». На фестивале Анатолий Дмитриевич присутствовал как герой картины, а в качестве гостя приехал Почётный консул России в Риу-Гранди-ду-Сул Жасинто Анатолий Заболоцкий из Бразилии. Со сцены трогательно рассказывал, как в его краях любят Россию и молятся за неё, показал два любительских фильма. Сам Жасинто с Россией связан через отца, который родился в Красноярске, и двухлетним был увезён в Бразилию. Говорят, гора с горой не сходится, а человек с человеком... На фестивале встретились два Заболоцких. И обнаружили, что состоят в родстве!..
Монологу Александра Зацепина, получившего медаль имени Михаила Чехова, аплодировали не меньше, чем его песням. «Мне очень приятно получить эту премию, — сказал 98-летний автор хитов, звучащих во всех лентах Гайдая, а также в фильмах «Земля Санникова» (помните - «Есть только миг…»), «31 июня» и многих-многих других.
«Сейчас у меня нет ни поэта, ни режиссёра, и я переквалифицировался, пишу мюзиклы, так, к юбилею Пушкина мы с моей помощницей, постановщиком Музой Ли сделали "Сказку о царе Салтане", заканчиваем "Снегурочку", —рассказал Александр Сергеевич. — Работаю так, как учил меня мой педагог в Алма-Атинской консерватории. Помню, на первом курсе написал я народную песню, и он при разборе сказал: "Вот посмотрите, Шура, у вас одна нота, вторая, третья повторяются, это очень надоедает", я возражаю — "Но гармония и аккорды меняются". А он: "Народ гармонию не слышит, ему подавай мелодию". Так что правило у меня железное: сначала мелодия, потом слова, все мои песни написаны так. И решает, что хорошо, а что плохо, тоже народ. Вот был у меня фильм "Отважный Ширак", и там две песни, так сценарист Аркадий Инин сказал, что лирическая стопроцентный хит, а "Волшебник-недоучка" никому не будет нужен. А фильм этот никто не видел, я спрашивал — полное молчание в зале на тысячу человек. "Но песню оттуда, говорю, вы знаете — "Волшебник-недоучка" — "Да-да-да!", то есть, случилось всё наоборот, так что, будет ли песня популярной, решает только народ».
Зацепин рассказал и о своём режиме дня: встаёт рано и работает каждый день. Как велел педагог. Делает зарядку, потому что в его возрасте обязательно надо двигаться: «Знаете, как трудно завести старый двигатель в грузовике? Дымит, пыхтит и никак не тянет, а как прогреется — только догоняй, так и я»…
Фестиваль проводится при поддержке МИД РФ, Департамента культуры г. Москвы, Отдела внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ, Россотрудничества, Фонда наследия Русского зарубежья, Мосгордумы.
Нина Катаева