Появление этих людей на сцене неизменно вызывало овации. Когда они возникали на экране, в зале возникало радостное оживление. Они – народные артисты СССР – пользовались уважением и купались в лучах славы. Потому что зрители знали, что лицедеи в очередной раз покажут свой талант, непревзойденное умение перевоплощаться. За время существования Советского Союза почетным званием было награждено более тысячи человек.
Небольшое предисловие. В царской России существовали звания «Заслуженный артист императорских театров» и «Солист его императорского величества». Ими были, в частности, удостоены драматическая актриса Мария Ермолова, балерина Матильда Кшесинская, певица Антонина Нежданова. Последняя в 1936 году получила и звание народной артистки СССР.
После революции «царские» звания упразднили и ввели новое –«Народный артист республики». Первыми обладателями этого звания в 1918 году стали певцы Федор Шаляпин и Леонид Собинов. Однако с Федором Ивановичем случилась неприятность – весь сбор от одного из зарубежных концертов он пожертвовал детям эмигрантов. Это было расценено как предательство, и в августе 1927 года Постановлением Совета Народных Комиссаров Шаляпин был лишен звания народного артиста и права возвращаться в СССР. Владимир Маяковский бросил вслед звезде гневные строки: «Вернись /Теперь /такой артист / назад / на русские рублики – / я первый крикну: / – Обратно катись, / Народный артист Республики!».
Наверняка, хотя это доподлинно не известно, учреждение звания народного артиста СССР произошло благодаря протекции Сталина. Он был большим театралом, часто посещал драматические и музыкальные спектакли. В частности, в приоритете у него были МХАТ и Большой театр.
Иногда вождь даже давал указания, как играть, строить мизансцены и так далее. За плохое, по его мнению, исполнение не карал, но мог дать такие уничижительные оценки, что исполнители надолго теряли сон и аппетит.
Были у Сталина свои любимцы, которые пользовались его расположением, осыпались всяческими благами. Таковой, в частности, стала замечательная певица Наталия Шпиллер. Как рассказывала Галина Вишневская в своих мемуарах, однажды вождь после концерта прилюдно сказал другой блестящей исполнительнице Большого театра Вере Давыдовой, указывая пальцем на Шпиллер:
– Вот у кого вам надо учиться петь. У вас нет школы.
Этим не слишком «изящным» замечанием он отнял у Давыдовой несколько лет жизни.
Говоря об учрежденном при Сталине звании «Народный артист СССР» нельзя не сказать, почему советский вождь относился к нему так серьёзно. А также о его собственных творческих наклонностях. Дело в том, что Сталин еще в юношестве, во время учебы в Горийском духовном училище, пел в хоре. У него был красивый высокий альт, и вскоре он стал солистом и любимцем учителя пения Симеона Гогличидзе. Об этом пишет в своей книге «Большой театр. Культура и политика. Новая история» известный журналист, писатель и культуролог Соломон Волков. По его словам, Сосо стал помощником Гогличидзе по управлению хором. Иосифа приглашали на торжества, и его выступления пользовались успехом. Забавно представить, что этот человек мог стать не знаменитым политиком, а известным исполнителем. И мир бы не узнал грозного и величественного Сталина, а награждал бы овациями артиста Джугашвили...
Впрочем, он мог стать и стихотворцем, ибо в молодости писал недурные лирические стихи. Например, такие:
Рядом с фиалкой-сестрой
Алая роза раскрылась.
Лилия тоже проснулась
И ветерку поклонилась.
В небе высоко звенели
Жаворонка переливы,
И соловей на опушке
Пел вдохновенно, счастливо:
«Грузия, милая, здравствуй!
Вечной цвети нам отрадой!
Друг мой, учись и Отчизну
Знаньем укрась и обрадуй.
Юный Иосиф занимался живописью и выступал в спектаклях драматического кружка. Однако все его увлечения со временем растворились в неукротимом желании перевернуть Россию вместе с Лениным и другими большевиками. Но хотя политика стала его страстью, Сталин не забывал своего увлечения. Он не только посещал храмы Мельпомены, но и сам слыл мастером Большого политического театра, где был и актером, и режиссером. Не зря же многие современники отмечали его бесподобное умение перевоплощаться. Сталин бывал то обаятельным, добрым, то злым, беспощадным –словом, кем угодно. Вероятно, он сам упивался подобным «творчеством».
«Что касается актерства, то оно стало, можно сказать, одной из определяющих черт сталинской личности: недаром Никита Хрущев называл его лицедеем, а Лазарь Каганович заметил однажды, что он знал как минимум нескольких разных Сталиных, – пишет Волков.
– Эти свои актерские качества Сталин успешно использовал в политической деятельности. Музыку Сталин, став государственным деятелем, рассматривал, как и культуру в целом, в качестве потенциального политического инструмента, – отмечает писатель.
Впрочем, довольно об артистических наклонностях Сталина, хотя это о многом говорит. Перенесемся назад, в сентябрь 1936 года, когда вышло два постановления ЦИК Союза ССР: «Об установлении звания Народного артиста Союза ССР» и «О присвоении званий Народный артист Союза ССР».
7 сентября 1936 года «Правда» опубликовала статью под заголовком «Выдающиеся мастера советского театра», в которой, в частности, говорилось: «Могучая юность нашей родины, сбросившей с себя оковы капиталистического рабства, передалась лучшим и первейшим художникам нашей страны. Неумолимое время посеребрило волосы артиста Станиславского, этого «красавца человека», по словам Горького, но он полон сил, он все так же стоит на посту. В ореоле заслуженной славы, окруженный почетом и любовью, этот артист отдал себя целиком воспитанию театральной молодежи. Народный артист Союза ССР Станиславский и его соратник, славный мастер сцены, Народный артист Союза ССР Немирович-Данченко – организаторы театра, носящего имя Горького, – эти люди являют собой целую эпоху истории искусства!...»
Хвалебные слова были высказаны и в адрес других людей, награжденных званием народных артистов: Василия Качалова, Ивана Москвина, Марии Блюменталь-Тамариной, Екатерины Корчагиной-Александровской.
«Они обогатили сокровищницу русского искусства, и из этой сокровищницы ныне полной рукой черпают все народы Советского Союза. Но, подобно сказочной чаше, эта сокровищница делается все богаче и богаче…», - говорилось в статье «Правды».
Кроме упомянутых личностей, почетное звание получили Антонина Нежданова, Борис Щукин, Акакий Хорава, Мария Литвиненко-Вольгемут, Панас Саксаганский, Акакий Васадзе, Куляш Байсеитова.
Имена первых двух артистов до сих пор на слуху. Остальных же поглотил сумрак эпохи... Пользуясь случаем, почтим память некоторых из них.
Хорава – бывший корректор тифлисской газеты «Соплис муша» работал в труппе Драматического театра имени Шоты Руставели, обучал чеченских артистов. Был педагогом в Тбилисском театральном институте. Хорва стал трехкратным лауреатом Сталинской премии.
Литвиненко-Вольгемут была популярной солисткой киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. Репертуар певицы насчитывал около 80-ти партий. Мария Ивановна –первая исполнительница роли Турандот в одноименной опере Джакомо Пуччини.
Байсеитова входила в состав труппы Музыкального театра – ныне это Казахский театр имени Абая. Там она выступала до конца жизни. Солистка Большого театра Валерия Барсова с восхищением отзывалась о Байсеитовой: «Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, – до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, легкий и прозрачный голос казахской певицы…»
За время существования Советского Союза звание народных артистов было вручено, повторим, более тысяче человек.Среди них –Любовь Орлова, Борис Ливанов, Леонид Утесов, Алла Тарасова, Рубен Симонов, Николай Черкасов, Юрий Завадский, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Сергей Герасимов, Борис Андреев…
Звание народного артиста СССР было голубой мечтой многих, ибо народные артисты получали различные льготы. В частности, имели повышенную зарплату, право бесплатно пользоваться общественным транспортом. Народным артистам полагалась 50-процентная скидка по оплате квартир и коммунальных услуг, специальные пайки, служебный автомобиль, государственная дача.
Другими словами, любимцы публики были из другого, привилегированного мира, вход в который недоступен простым смертным.
Увы, от иных почетное звание уплывало в самый последний момент. В данном случае – жизни. К примеру, Марк Бернес скончался за несколько дней до подписания наградного листа в Кремле. Рина Зеленая и вовсе умерла в тот день, когда президент СССР Михаил Горбачев издал соответствующий указ.
Долго не мог получить титул «народного» Лев Дуров. Его дважды приглашали в Кремль, но он не мог прийти из-за съемок. Прошло полтора года, и ему позвонил коллега Николай Губенко. И уже настоятельно, и даже с шутливой угрозой в голосе, позвал для почетной процедуры: «Лева, будь ты неладен, я министр культуры, чтобы ты в понедельник, или там в воскресенье явился ко мне, мы с тобой соседи по улице. Убью, если тебя встречу. Я говорю: хорошо. Пришел, и когда он протянул мне папку эту синюю, и сказал: вот я вручаю звание Народного артиста СССР Льву Константиновичу Дурову. Я взял эту папку и у меня во что-то мягкое провалились пальцы, и он так взял и дунул, и мне в грудь пыль, я весь стал серого цвета. Оказалось, она полтора года пролежала, моя папка. Так и не получил из рук Михаила Сергеевича. И пусть Михаил Сергеевич на меня не обижается».
Увы, при Горбачеве звание народного артиста СССР было похоронено. Впрочем, в это время сам Советский Союз погружался в небытие. Последними обладателями почетного звания стали певица Алла Пугачева, актеры театра и кино Олег Янковский и Софья Пилявская.
Кстати, Софья Станиславовна была ученицей первого народного артиста СССР Станиславского. И символично, что именно она завершила список награжденных служителей искусства Советского Союза.
К сожалению, многих известных, истинных народных артистов так и не наградили почетным званием. По разным причинам – кого-то недолюбливало киношное и театральное начальство, кто-то «нарушал режим», то есть злоупотреблял, понятно чем. В их числе –Петр Алейников, до войны бывший любимцем большой страны, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, композитор Сергей Прокофьев, певица Валентина Толкунова. актеры Андрей Миронов, Юрий Визбор, Николай Рыбников, Леонид Быков, Василий Шукшин…
Но творчество этих людей не тускнеет. Их помнят и почитают.
Напоследок уместно вспомнить блистательного поэта и певца Александра Вертинского. Когда он заполнял анкеты в министерстве культуры, его спросили, народный он артист или заслуженный. Вертинский с иронией сверху вниз посмотрел на секретаршу и произнес своим неповторимым голосом: «Деточка, у меня нет ничего, кроме мирового имени!».
Валерий Бурт