«Мир, что мы "нарисовали" вчера, сегодня становится явью. Мир завтрашний мы "рисуем" сегодня. Если мы не сделаем этого сами, то кто-то другой "нарисует" его за нас. Будет ли нам хорошо в этом чужом мире?»
(эпиграф к пьесе «Я нарисую Солнце», П. Ломовцев (Волхов))
Введение в тему
На одной из лекций о перспективах развития человечества известному концептуальному аналитику и ректору Санкт-Петербургского аграрного университета Виктору Алексеевичу Ефимову студентка театрального ВУЗа задала вопрос: «Какие пьесы стоит сегодня ставить?». Ефимов ответил примерно следующее: «Каким хотите видеть мир через двадцать лет, о том и ставьте сегодня ваши пьесы».
Действительно, ответ исчерпывающий. Люди творчества как-то совсем позабыли, что именно искусство обладает той самой магической силой, которая способна влиять на интересы и вкусы людей, на события повседневности и даже на ход истории человечества.
Независимые аналитики подтверждают, что, стоило только вывести на экраны персонажей со стаканом и сигаретой - сразу же наблюдалась вспышка массового увлечения названными наркотическими средствами. Стоило показать на экране несколько ярких сцен с семейными изменами - резко увеличилось число разводов и других личных трагедий. Нам показали сочный образ уличного хулигана - результаты налицо на улицах наших городов. Показали террористов - получите результат... Сейчас массированно отрабатывается образ апокалипсиса...
А мы, творческие люди, которые «добрые и хорошие», просто творим ради развлечения в угоду себе и публике, превращая искусство из воспитывающего, организующего, вдохновляющего начала в банальное средство праздного времяпрепровождения.
В лучшем случае, мы ваяем «искусство ради искусства», чем, как правило, гордимся особенно. Интересные аналогии: автобусы ради водителей, медицина ради врачей... Ну и конечно (святое дело!) наука ради науки. В одном шаге от защиты диссертации я отправился в 1995 году в подмосковье с целью проверки темы на патентную чистоту. Там разговорился с одной из ведущих сотрудниц организации. Я полюбопытствовал: ведется ли статистика, какой процент диссертаций бывает востребован? Она ответила, что статистика такая есть. Востребованным бывает около 0,1% диссертаций, и почти во всех случаях - для написания новых диссертаций... Это значит, что практически все научные изыскания уходят в великую мусорную корзину. Вот и всё величие науки! (..как я однажды пошутил: «Памятник в честь создателей этого памятника») Узнав об этом, я, честно говоря был в состоянии шока: незыблемые истины рухнули, и я так и не смог заставить себя закончить эту свою диссертацию.
Чем же, все-таки, должно заниматься искусство, чтобы у последней черты «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Говорить о настоящем? Может быть, но есть и другие сферы общественной жизни, которые с этим в какой-то мере справляются (та же журналистика, например). Обращаться к прошлому? Да, наверное, но и здесь нам вовсю помогают археологи и историки (если, конечно, они не пишут «под заказ»). Конечно, важно и настоящее и прошлое, но, все же, главная миссия искусства - «рисовать» будущее, такое будущее, в котором всем нам будет спокойно и радостно. И в этом деле искусству нет равных.
Силами и средствами искусств мы можем «построить» образ совершенного мира, к которому потянется человечество. А значит, этот мир неминуемо будет построен.
«Моделирование» будущего - это невероятно сложный и ответственный процесс. И здесь очень важно не ошибиться и не построить очередную ложную магистраль в «прекрасное далёко». Но как не ошибиться в выборе «самой счастливой» судьбы? Как отличить стереотипное мнение, чужую навязанную волю или собственное заблуждение за истину, к которой действительно стоит тянуться?
Для этого, наверное, сначала надо ответить на главные вопросы: кто мы, для чего созданы и как реализовать свою жизненную миссию? Как научиться творить? Что и для чего творить?
Инструмент и материал
Все ищут новые формы творческого выражения. То, что люди творчества часто не знают и не пытаются познать законы вселенской гармонии и закономерности ее динамики, это еще не самое печальное. Печальнее всего, что в погоне за формами часто о содержании не вспоминают вовсе. Форма - это упаковка. Мы наладили промышленный конвейер упаковок, бесконечно разрабатывая дизайн и технологии сборки. А о том, что в большинстве упаковок давно уже ничего нет, мы, похоже, даже и не вспоминаем. Как-то всё до этого: конвейер не отпускает...
Мы постоянно куда-то спешим, гонимся за успехом, достатком, удовольствием... Счастье все поймать пытаемся... Да только у счастья, как, кстати у здоровья и, конечно же, у вдохновения есть своя собственная скорость, свой собственный ритм, совершенно независимый от нашего желания и крепко связанный с ритмами Земли и Вселенной. И чаще всего не мы счастье, а оно нас никак догнать не может...
Мы ищем вдохновение. Мы творим. Интересно было бы разобраться, как мы это делаем. Ведь понимание процесса - это уже часть результата. Из школьного курса мы знаем, что все наши мысли, идеи, образы формируются в нашем сознании, то есть, физиологически - в мозге. Недаром у нас так высоко ценятся ум, память и логика.
Но... почему-то во всех преданиях старины в человеке в первую очередь ценили не мозг, а сердце. Что это, простая аллегория, фантазия поэта?
Наш современник, ученый - кардиолог Александр Иванович Гончаренко, изучая сердце на передовом медицинском оборудовании пришел к выводу, что сердце явно создано не только для перекачки крови по организму. Во-первых, количество нейронов (мыслящих клеток) в нем гораздо больше, чем в мозге (спрашивается, зачем для простого «моторчика»?). Во-вторых, он обнаружил, что при поступлении информации в наш организм первыми на нее реагируют нейроны сердца, и лишь после уже модифицированные (то есть обработанные) сигналы отправляются в мозг. Дальнейшие исследования привели к однозначному выводу, что информацию «осознает» и «анализирует» именно сердце. Оно принимает решение и отдает команду мозгу к исполнению.
Невольно тут вспоминаешь мудрые слова наших предков: Сердце все поймет; Сердце не обманешь; Сердцем чувствую; Милый сердцу; Выбирай сердцем...
А что же до творчества? Тут уж сам Бог велел сердцем творить! Сердце, действительно, может слышать и понимать. И это совсем не аллегория. И творить тоже нужно только сердцем. Творить нелогично, нестандартно, свободно, искренне.
Умом же мы, к сожалению, работаем (уж точно не творим) по канонам, правилам и инструкциям.
Сердце это, в своем роде, оператор мозга. Он - повелитель и генератор, с одной стороны (если, конечно, мы даем ему на это право). А с другой стороны оно - приемо-передатчик сложной живой системы «Я - Природа», «Я - Земля», «Я - Вселенная».
Мозг - это живой, пусть даже очень мощный, но компьютер, механический исполнитель команд, выводное информационное устройство.
Кому мы доверим наши творческие порывы: уму или сердцу? Во что поверим, во что вложим свою энергию и свои надежды? От этого ответа зависит то, каким будет наше творчество и какой станет наша судьба.
Курица или яйцо?
Вечный вопрос: от общего к частному или от частного к общему? Сердцу дано видеть общее. Мозг создан для решения частностей. Кто же кем должен управлять: оператор компьютером или компьютер оператором? Нелепый вопрос? Возможно. Только сегодня вся наша система воспитания и образования построена именно на модели приоритета мозга. То есть, именно компьютер сегодня призван управлять оператором. О природной лидирующей роли сердца вся академическая наука скромно умалчивает. Почему? Ответ прост. Развитое сердце делает человека свободным, самодостаточным, талантливы и мудрым. Представьте, что все люди вдруг станут такими (ну, пусть даже не все, а многие). Нужны им тогда будут чиновники, банкиры, промышленные магнаты, «идейные» лидеры и прочие «сильные мира сего»? Нет. Поэтому наука послушно говорит то, что выгодно нашим «благодетелям». И поэтому весь процесс нашего образования - это длинный перечень методик, инструкций, положений и рекомендаций... Вот и не можем мы никак увидеть леса из-за отдельных деревьев, потому и плутаем вслепую по жизни, не зная дороги и цели, судорожно хватаясь за традиции и авторитеты.
Понимая (познавая) общую картину мира, мы обретаем способность самостоятельно осознавать все ее частности. А значит, в любой творческой или житейской ситуации мы всегда сможем найти самое достойное решение.
В практике большинства духовных философий сначала учат способности расконцентрировать свое внимание: ведь только тогда наше сознание перестает цепляться за бесконечное множество мелких деталей, мешающих нашему движению к пониманию целостности и сущности Мироздания. А частности - они придут, как только мы поставим перед собой такую задачу.
О смысле
Представьте себе такую картину: лектор выходит на трибуну и с умным видом выдает бессвязный набор букв, сложенных в замысловатую рифму. Вне всякого сомнения, его сочтут умалишенным и вежливо проводят за дверь (а может быть, даже в определенное профильное учреждение). И это понятно: буквы (кстати, в отличие от древнерусских буквиц) сами по себе не несут никакой информации, как бы красиво их не располагали. И, если человек совершает что-то абсолютно бессмысленное, значит, он, мягко говоря, не в себе.
А что же звуки, цвета, жесты... Это ведь тоже элементы информации... Всегда ли произведения искусства несут в себе смысл, значение, откровение, мудрость? Думаю, многих деятелей искусства этот вопрос даже насмешит.
Продуктом нашего творчества часто становится просто «симпатичная» комбинация звуков, красок на холсте, движений в танце, кадров в фильме и пр. (то есть тот же бессвязный набор «информационных кирпичиков»). Если красиво, пусть даже невероятно красиво, разложить на столе радиодетали, из них никогда не получится ни телевизор, ни компьютер, ни что-либо другое, способное работать и проносить пользу. Функционально это будет просто бесполезная груда деталей. И только лишь зная и понимая законы построения электронных схем, мы получаем возможность собрать желанный прибор.
В культуре наших предков не было «просто» мелодий, «просто» танцев... Все до мельчайших мелочей текло в единой гармонии с Мирозданием и все было посвящено самопознанию (начиная с самосозерцания) и познанию (начиная с созерцания окружающей действительности); обменом знаниями, логикой миропонимания и самосовершенствования, творчеством (на основах понимания законов гармонии Вселенной), что позволяло нам приумножать единую гармонию, совершенствуя себя и мир вокруг себя.
Искусство движения, звука и изображения (тантра, мантра, янтра) до сих пор возведены в индуизме в ранг священных действий. До интеллектуально-индустриальной революции в европейских странах эту мудрость знали не в меньшей степени. Более того, согласно историческим документам, индийская философия - это лишь остатки древнеевропейской культуры, привнесенной в эту страну несколько сотен лет назад.
Пища для творца
Мысль, идея, фантазия невещественны, неосязаемы. Как же материализуется вдохновение? Почему одни песни, танцы, стихи, картины вызывают восторг, трепет, слезы умиления, а мимо других мы проходим, даже не оглянувшись?
Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, обратимся снова к нашим мудрым предкам. Мысль (идею) они называли особой формой материи (с чем сегодня постепенно начинают соглашаться некоторые несистемные ученые). Как вода может существовать в разных агрегатных состояниях (лед - жидкость - пар - плазма), так и плотная материя (то есть осязаемый нашими органами чувств) и мысль - это тоже разные агрегатные состояния единого вселенского материала. Только полная картина выглядит примерно так: Идея - Энергия - Плотная материя (поправлюсь: первичной материей называли Любовь, что для нас, нынешних, звучит еще более диковинно и странно). Это значит, что воплощение идеи (фантазии, творческого образа) начинается с накопления (или генерирования) энергии, которая, в свою очередь, в определенном направлении преобразует материю (в нашей частности, являя миру новый шедевр).
Что же это за штука такая - энергия? Мы знаем, что энергию можно добыть из бензина, тротила, карбида, она течет в электросети и в батарейке, она есть в сахаре и в колбасе. Но может ли эта энергия материализоваться в творческий шедевр? Безусловно, нет. Так какая же энергия нам нужна, чтобы, наконец, материализовать свое вдохновение?
Настоящее, вдохновенное человека питают живые энергии Природы, Земли и Вселенной. Они совсем непохожи на те «прирученные», искусственные и «модифицированные», с которыми мы сталкиваемся ежеминутно в нашей цивилизованной жизни. В этой энергии нет информации, в ней нет идеи, в ней нет смысла и содержания. Она линейна и бесформенна. Если сравнить такую энергию с музыкой, то это - одна, монотонно звучащая нота. Понятно, что материализовать тут нечего.
Живая же энергия подобна динамичному сплетению невероятно сложных и красивых многомерных узоров. Ее информационная емкость безгранична, и потому такая энергия может быть посредником абсолютно любой, даже самой невероятной творческой фантазии.
Живые энергии очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающем мире, будь то падение цветочной пыльцы или смена нашего настроения. Они «впитывают», «записывают» все, что происходит в плотных и тонких мирах Вселенной. Можно сказать, что в этой универсальной энергоинформационной матрице есть все, что хотел донести до нас Создатель.
Когда мы обретаем способность чувствовать все богатство жизни окружающих нас энергий (а они действительно живые, не менее живые, чем наши тела), мы входим в состояние гармонии со всем сущим в этом мире. Настоящий Творец отличается от шабашников и прочих псевдотворцов тем, что он приступает к работе только тогда, когда ему удается войти в состояние «видения» (слышания) живых узоров Земли и Космоса. Это и есть то самое состояние настоящего вдохновения.
Мы мечтаем, фантазируем, вплетая наши образы в причудливые узоры живых энергий. Пребывая в гармонии с Жизнью, мы входим в резонанс с природой, и эти резонансные энергии изливаются в порывы вдохновения, а дальше - в прекрасные произведения искусства.
Но если наша песня течет вне потока Вселенских энергий, она неминуемо начинает их разрушать, внося в наш общий мир частички хаоса и дисгармонии.
В единичном экземпляре это, практически, незаметно. Но все накапливается и однажды начинает проявляться всевозможными нерадостными сюрпризами.
Живой источник
Легко сказать: «пребывать в гармонии с жизнью». А как это сделать? Во-первых, позволить себе вспомнить, что мы, пусть даже рожденные среди бетонных домов, бытовой техники и информационных технологий, все же рождены благодаря силам Природы. И наш настоящий мир, наша родина - это природа (здесь я имею в виду также Землю, Солнце и Космос, с которыми мы тоже неразрывно связаны от рождения). Поэтому и силы, и волю к жизни, и вдохновение может дать только природа. Поделится ли она с нами своими тайнами, зависит только от нас, насколько мы будем ей близки и понятны.
Все в этом мире живое, и все обращается к нам, когда мы способны видеть и слышать. Трава и ветер действительно шепчут: это не аллегория. Звезды действительно говорят с людьми. Наши предки разговаривали с Землей и Солнцем, и природа выполняла просьбы человека. Они слушали, как падают снежинки и звучат звезды, и писали невероятной красоты песни. Природа слышала песни человека и щедро награждала его...
Образы
И все же, завершив краткое путешествие в мир энергий, мы снова возвращаемся к образам, с рождения которых начинается наше творчество.
Каковы же те образы, ради которых стоит творить? Искусство издревле было призвано выполнять самую главную и самую ответственную задачу в жизни человечества - создавать совершенные и гармоничные образы, по которым строились судьбы каждого из нас и всего людского сообщества в целом. Всеми средствами искусств воспевался образ прекрасного, совершенного, талантливого, сильного, самодостаточного и счастливого человека, Мужчины и Женщины, образ уютного дома и сильной страны, образ гармоничных взаимоотношений мужского и женского начал, человека и природы, человека и Земли, человека и Вселенной...
Если мы сегодня научимся Слышать и Видеть, Понимать и Чувствовать, то наши мечты и фантазии привлекут столько вселенской энергии, что творчество наше будет не только радовать глаз, но и мир наш покоем и счастьем наполнит! Вот тогда, действительно, можно будет сказать со спокойной совестью, что мы не зря прожили свою жизнь...
На правах эпилога:
Мы шли в темноте и не видели Света -
Живого сияния Солнца и Неба.
Мы верили слепо в чужие советы,
Что счастье - в количестве зрелищ и хлеба.
Мы строили стены от леса и луга,
В холодный искусственный мир убегали.
Мы с каждой минутой теряли друг друга,
И с каждой секундой себя мы теряли.
Еще бы немного - и точка... Но все же
В последний момент мы сумели проснуться,
Успели понять, что важней и дороже
К источнику жизни рукой прикоснуться:
Услышать, как шепчет трава луговая,
Как снег осторожно ложится на плечи,
Крадется туман, молоко разливая,
И в небе ночном зажигаются свечи.
Умыться росой и одеться цветами,
И вдоволь напиться лесных ароматов.
На землю упасть проливными дождями,
И броситься в небо огнями закатов...
...А в мире покой... Ты поешь и мечтаешь.
В замедленном танце плывут облака.
И, глядя на небо, ты вдруг понимаешь,
Что к счастью дорога легка и близка.
...Продолжится жизнь и начнется сначала,
Под ласковым Солнцем расплавится лед.
Мы вечны, как эти прибрежные скалы,
Как море, что вечные песни поет...
Из пьесы «Песни моря» (П.Ломовцев (Волхов))
П. Ломовцев (Волхов)