Борьба за очищение отечественной культуры имеет свои особенности: приходится иметь дело не только с явным наследием либеральных "элит" и очевидными артистами-предателями, но и со специфическим восприятием со стороны общественности.
Сегодня перед вами не совсем обычная статья – вполне в духе старой, почти уже древней телевизионной рубрики "По заявкам зрителей". В нашем случае – читателей. И не столько по заявкам, сколько в качестве реакции на вашу, читательскую реакцию.
Пока не запутались в реакциях, перейдём к делу.
Такая культура от либералов досталась, что только рукава засучивай
В такую эпоху нам довелось жить, что любой разговор об отечественной культуре выдаётся непростым и подчас неприятным. Иного ожидать и не приходится – ведь на протяжении 30 лет нас убеждали, где исподволь, ласково, соблазняя "пряником", а где и агрессивно, применяя информационный "кнут", что русская классическая культура умерла.
И что теперь "культура" – это "поющие трусы", кривляющиеся на экранах и открывающие рот под фонограмму. Фильмы о том, что в России всегда всё было и есть плохо, а патриотизм – это едва ли не признак слабоумия. Спектакли, в которых на сцене вытворяется такое, от чего в прежние времена стыдливо краснели обитательницы публичных домов. Книги, в которых богатство русского языка подменено обилием матерных выражений.
Откуда же теперь, когда мы наконец-то начали называть своими именами вещи и людей, десятилетиями формировавшими нашу "культурную повестку", возьмутся в изобилии приятные и позитивные темы? Рано цвести цветам – нужно сначала оставшийся навоз разгрести.
"За сколько вы пиарите иноагентов?"
Вот и получается, что статьи и новости на тему современной отечественной культуры так или иначе вертятся вокруг малоприятных личностей и событий. Сбежавшие "испуганные патриоты", иноагенты и банальные предатели с творческими записями в биографии – таковы частые герои "культурных" материалов.
И комментарии к этим текстам почти всегда делятся на две категории. Первая – выражение солидарности с позицией, что от подобных персонажей и порождаемых ими "творений" наша культура, если она хочет быть по-настоящему русской, должна всячески избавляться.
Вторая категория – гневные замечания в адрес авторов таких текстов и самого издания, публикующего подобные статьи. Наверняка вам знакомы классические примеры таких комментариев:
– Да сколько уже можно о них писать?
– Зачем вы опять напоминаете об этих негодяях? Забыть их – и дело с концом.
– Вам не надоело пиарить этих персонажей? Они вам что, за рекламу доплачивают?
– А писать больше не о чем? Одни и те же фамилии...
– Да они убежали, вреда от них уже не будет.
Точка зрения сколь распространённая, столь и имеющая право на существование. Что ж, уделим ей достойное внимание – и постараемся доказать, почему она наивна до ошибочности.
Пугачёву в России ждут, а Орбакайте спокойно поёт в Москве
Самый популярный из приведённых тезисов гласит: нечего про сбежавших звёзд писать, с ними уже всё всем понятно, они уже никто.
Что далеко не всё и не всем понятно даже с самыми одиозными личностями либерального шоу-бизнеса, можно убедиться на самом ярком примере Аллы Пугачёвой и её семейства.
Когда "примадонна" выдаёт в Сети очередное откровение на тему "мои критики – рабы и холопы, а верные поклонники меня по-прежнему любят и ждут", она лишь отчасти пребывает в иллюзиях и мечтах. Ведь грёзы эти постоянно подпитывают поклонники, оставляющие в соцсетях певицы комментарии, как они "любят Аллочку", что после её бегства из России для них "свет померк" и они надеются на возвращение своего кумира.
Но Пугачёва регулярно выступать уже не в состоянии – а вот её дочь Кристина Орбакайте отменную профессиональную форму. И даже недавно провела концертный тур по России.
Да, во многих городах нашей страны выступления певицы, уехавшей из России в США сразу после начала спецоперации и ни словом не поддержавшей свой народ, были отменены. Но вот в Санкт-Петербурге и Москве у Кристины концерты в начале марта состоялись. Пускай аншлагов не зафиксировано – но и пустыми эти вместительные залы назвать было нельзя.
Более того: когда ещё до московского концерта у Орбакайте спросили, не беспокоится ли она за судьбу выступления, она уверенно ответила: "У меня всё состоится". И состоялось.
Вот вернётся Назаров – и будет "другая, светлая Россия"
Возможно, для кого-то факт концертов "молчуньи" Орбакайте в России не показатель – дескать, люди ностальгируют по прежним временам, вот и пошли послушать знакомые песенки.
Что ж, парируем – а множество солидарных и восторженных комментариев под оскорбительным видео сбежавшего во Францию артиста Дмитрия Назарова – это тоже не показатель?
Под тем самым , в котором актёр в стихотворной и почти что нецензурной форме продолжает издеваться над чувствами тех, для кого теракт в "Крокус Сити Холле" стал личной болью. Тех, кто совершенно обоснованно вспомнил, что напрасно в нашей стране отменена смертная казнь – потому что устроившие бойню террористы не заслуживают жизни.
Назаров, давно оттачивающий свои стихотворные навыки на теме русофобии, не нашёл ничего лучше, чем сначала высказаться о том, что "русские любят смерть". А в ответ на справедливое возмущение осыпал критиков выражениями "фекальный бред", "хлещет гадость из одной дыры", "дебилы".
И у этого "творения" есть немало сторонников, восторженно приветствующих "стихи" Назарова и выражающих надежду, что артист и подобные ему в итоге победят, вернутся и "увидят другую, светлую, красивую Россию". Если кто-то полагает, что такие записи оставляют сплошь релоканты, придётся разочароваться – нет, далеко не только "убегайцы" это пишут.
"Всё скупили буквально за неделю"
Тут наша тема делает плавный поворот – и оказывается, что за спиной уехавших находятся гораздо более многочисленные либеральные "ждуны". Те, кто по различным причинам – от нехватки денег до уверенности в скорой победе "цивилизованного Запада" – остался жить и работать в России.
Некоторые из них, оказывающие влияние на культурную жизнь нашей страны, даже не скрывают своих взглядов. Например, директор петербургского книжного магазина "Подписные издания" Михаил Иванов.
Этот представитель молодого поколения "людей с прекрасными лицами" (36 лет) с удовольствием рассуждает о том, что нужно просто подождать – и всё будет для людей с его мировоззрением хорошо. И убеждает его в этом тот факт, что на книги писателей с пометками "иноагент" и "человек, причастный к экстремистской деятельности" по-прежнему высокий спрос:
Нужно дождаться рассвета. <…> Если говорить о том, что в последнее время "запрещалось". Условно это Акунин**, Сорокин, Улицкая*. <…> Эти книги просто разлетелись, их мгновенно раскупили, боясь, что на протяжении ещё долгих лет эти книги не увидят. И по большому счёту уже просто и продавать-то нечего, всё скупили буквально за 7-8 дней.
Возможно, хотя бы в нашем кино всё наладилось и встало на патриотические рельсы после отъезда Дмитрия Назарова, Чулпан Хаматовой и Артура Смольянинова**? И теперь про них и прочих "либералов в кадре" можно забыть, как про страшный сон?
Нет, не получается забыть. Хотя бы потому, что и по художественной, и по идеологической части фильм открытого врага России Михаила Локшина "Мастер и Маргарита" свободно демонстрируется в нашей стране. Более того – за две месяца с момента премьеры (25 января), согласно официальным данным, этот фильм посмотрели 5,8 млн человек, а его продюсеры заработали 2,4 млрд рублей.
Да, не все из почти 6 млн зрителей картины являются либералами по своим убеждениям. Однако значительная часть аудитории отправилась в кинотеатры именно потому, что это для них "свой" фильм, снятый "своими людьми" с "правильными" смыслами, образами и намёками.
Либералы не внакладе: один спектакль отменили – а сколько останется…
И для завершения своеобразной экскурсии по закулисью отечественной культуры несколько слов о бойцах невидимого фронта. Не о разведчиках – о писателях и драматургах, по чьим произведениям ставятся спектакли в наших театрах. А сами они вполне могут находиться за рубежом, получая доход из карманов русских театралов.
На днях патриотическая общественность зашумела – , что в продолжающем свою работу центре либерального театрального искусства – Театре.doc (Москва) – спокойно идёт пьеса иноагента и русофоба Виктора Шендеровича*.
Мало того, что сам перебравшийся в Штаты писатель давно мечтает стереть Россию "на всякий случай с карты мира" – так ещё и спектакль "Сладкое для памяти" в очередной раз спекулирует на теме репрессий. Трагическую страницу отечественной истории Шендерович* использует для того, чтобы представить Русскую цивилизацию как средоточие беспросветного зла и безнадёжности:
Наша великая отечественная фактура, вековая работа тружеников ВЧК-НКВД-МГБ-КГБ, нашей палаческой элиты…
Назначенный на 27 марта спектакль не состоялся – на фоне общественного резонанса руководство театра решило не рисковать и отменило скомпрометированную постановку до конца сезона.
Но либералы-театралы могут не расстраиваться – в том же Театре.doc они прекрасно могут посмотреть другой спектакль, под стать детищу Шендеровича*. Ещё несколько раз до конца текущего сезона у них будет возможность насладиться постановкой режиссёра Юрия Муравицкого "Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича" по одноимённой пьесе Артура Соломонова.
Согласно описанию спектакля, впервые сыгранного ещё в 2019 году, он "позволяет проследить, какими путями в душе современного человека прорастает сталинизм. Отвечая на такой вопрос, невозможно оставаться исключительно в зоне серьёзности".
Звучит интригующе – хотя на самом деле спектакль о фарсе на тему похорон Сталина – это не что иное, как едва прикрытая фига в кармане в адрес современных властей России. Не случайно в прошлом году именно пьесу Соломонова выбрали для своего рода "художественной декларации" собравшиеся в Риге либеральные беглецы (Александр Филиппенко, кинокритик Антон Долин*, журналистка Анна Монгайт*).
Намёки этого произведения на окружающую действительность слишком прозрачны: тревога, господа, новая диктатура в стране выросла и не позволяет России влиться в "семью цивилизованных стран" с полным спектром их антиценностей.
Что с того?
Вот мы и пришли к ответу на негодующие вопрошающие восклицания читателей: зачем вы постоянно пишете про артистов-предателей, к чему их вспоминать?
Да затем и пишем, что в нашей стране остаётся ой как немало людей, готовых сломя голову, пока не раскупили, бежать за последними экземплярами книг Акунина** и Улицкой*. Смотреть спектакли по пьесам Шендеровича* и Соломонова. Покупать билеты на русофобскую киноагитку, прикрывающуюся названием знаменитого булгаковского романа. Посещать концерты скрытых или даже явных (Диана Арбенина тоже гастроли по России проводит) "нетвойнистов". И писать благодарственно-восхищённые комментарии к кощунственным и оскорбляющим русский народ видео.
Вот и получается, что несмотря на все разоблачения "культурных предателей", в нашей стране ещё далеко не все понимают, что это за люди и какую угрозу, явную и скрытую, несёт их "творчество".
Значит, нужно снова и снова говорить об этом и развенчивать этих артистов. Пока концерты Орбакайте не станут невозможными по причине отсутствия проданных билетов. Пока книги иноагентов не будут печатать из-за нулевого спроса на них. Пока Назаров не будет собирать своими видеостихами полтора десятка просмотров.
Вот тогда, и только тогда, про них можно будет забыть. А пока мы будем продолжать не слишком чистую работу по разгребанию того, что оставила нам либеральная культура.
И, конечно, снова читать комментарии про "зачем опять, кому они интересны, сколько вам приплачивают"… Куда уж без этого.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ