Русские Вести

«Надо очень внимательно и серьезно относиться к своей истории…»


Саня Григорьев из фильма «Два капитана» – визитная карточка актера Бориса Токарева. Что и говорить – это роль на все времена! В кино ему часто доводилось играть военных, мужественных и благородных героев. 20 августа замечательному артисту и режиссеру исполняется 75 лет.

Досье. Борис Токарев – выпускник ВГИКа. Снимался в картинах: «Вступление», «Верность», «А зори здесь тихие…», «Горячий снег», «Последний бой майора Пугачева», «Динозавр». Режиссер и продюсер художественных и документальных фильмов.

– Борис Васильевич, для многих зрителей вы прежде всего – Саня Григорьев из «Двух капитанов». Как объяснить успех этого фильма?

– Вениамин Каверин написал книгу, которую любят практически все поколения. Мы видим, как она долго живет. И что удивительно – ее героям и их прототипам у нас в стране посвящают музеи и памятники, например, в Уфе открыта экспозиция о штурмане Альбанове, который внес вклад в исследование Арктики. Он является прообразом штурмана Климова из «Двух капитанов». Каверин писал свою книгу на основе документального материала, в ней есть много подлинного, настоящего. И мне было крайне интересно работать в такой картине. Тем более что я хорошо помнил первый фильм, снятый режиссером Владимиром Венгеровым. «Два капитана» – для меня книга и картина моего детства. Так сложилось, что самому пришлось сыграть Саню Григорьева в фильме, который снимал замечательный режиссер Евгений Карелов, мы с ним дружили. И, конечно, мне очень повезло с потрясающими партнерами, такими как Юрий Богатырев, Елена Прудникова, Николай Гриценко, Ирина Печерникова.

– Сейчас может появиться такой герой как Саня Григорьев?

– Я думаю, да. Просто писателям и режиссерам надо его заметить – «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

– Вас часто приглашали на роли настоящих мужчин. Вы сыграли в фильме «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева. Вам приходилось общаться с этим писателем?

– Так получилось, что режиссеры видели во мне образ военного поколения лейтенантов. Юрий Васильевич Бондарев даже захотел, чтобы книга «Горячий снег» была издана с моим портретом на обложке. Он считал, что моя работа в фильме – идеальное попадание в образ лейтенанта Кузнецова. Я очень благодарен ему за такой отзыв. В книге «Горячий снег» Бондарев рассказал свою собственную историю участия в боях под Сталинградом. Он относился ко мне с очень большим уважением. Мне довелось несколько раз поздравлять его с самыми разными юбилеями. Он прожил длинную жизнь. И я считал, что он тот человек, который никогда не изменял ни себе, ни своим товарищам, ни своим убеждениям. И он до конца остался верным своему Отечеству.

– Несмотря на успех и востребованность в актерской профессии, вы стали режиссером. Это закономерно?

– Я думаю, что это совершенно естественно. Я не просто пришел в новую профессию, а все постигал с азов – второй раз поступил во ВГИК, учился на режиссера у Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Тогда я чувствовал себя вечным студентом. Конечно, общение с такими выдающимися мастерами дает очень много. Для Сергея Аполлинариевича всегда была важна творческая личность: он смотрел, как человек относится к миру, какой у него взгляд на те или иные события. Он также требовал от нас активной гражданской позиции. И чтобы все это отражалось в фильмах.

– Одна из самых известных ваших режиссерских работ – фильм «Нас венчали не в церкви», снятый в начале 80-х. Как вы воспринимаете эту картину из сегодняшнего дня?

– Эта картина посвящена Сергею Силычу Синегубу – известному народнику, который был осужден за свою деятельность. В основу сюжета фильма легли реальные политические события, получившие название – «Дело 193». На том политическом процессе осудили и отправили на каторгу 193 народника, это вызвало резонанс в обществе. В ходе работы над фильмом мне было интересно увидеть взаимоотношения, которые существовали между интеллигенцией, студенчеством и простым народом. Мы знаем, что, когда народники приходили в деревни и проповедовали освободительные идеи, их очень часто крестьяне чуть ли не дубинами прогоняли, не понимая то, к чему их призывают. Мне было интересно погрузиться в эту эпоху, разобраться в сложных социальных конфликтах.

– Фильм запомнился и лирической историей, и прекрасной музыкой…

– Там есть знаменитый романс, который был написал Исааком Шварцем вместе с Булатом Окуджавой – «Любовь и разлука», он понравился зрителям, часто исполняется и по сей день.

– Чем сегодня занимается киностудия «Дебют», которой вы руководите?

– Сейчас мы в полной мере увлечены одним большим документальным проектом, который называется «Соль земли». Снимаем биографические истории о русских купцах, промышленниках, меценатах и благотворителях. Эти люди создавали могущество России. Но, к сожалению, их имена не на слуху. Например, Петр Ионович Губонин – строитель железных дорог, нефтепромышленник и меценат. Мы сделали о нем картину «Портрет неизвестного». Мы также сняли фильм о братьях Баташевых, которые создавали металлургическую промышленность России. А сейчас мы снимаем фильм о Гавриле Гавриловиче Солодовникове. Это один из самых богатых московских купцов и домовладельцев. Он построил здание, где находится Московский театр оперетты. При жизни Солодовников подвергался всяким наветам, про него рассказывали анекдоты. А когда он умер, и родственники прочитали его завещание, то вся Москва ахнула: он из своего огромного состояния 20 млн рублей пожертвовал на благотворительность – на создание и содержание училищ, школ, приютов.

– Можно сказать, что такие фильмы сегодня очень нужны, чтобы говорить доброе слово о русских предпринимателях?

– В советские годы не особенно рассказывали об этих людях. Они были настоящими миллионерами, но при этом многие вышли из крепостных крестьян. То есть в царское время человек мог подняться из народных глубин и сделаться очень успешным и богатым.

– Как вы для себя соединяете две России – царскую и советскую? Споры об истории у нас всегда жаркие…

– Я считаю, что в советском периоде было очень много хорошего. И недаром многие страны мира даже в чем-то перенимали советский опыт, социальные достижения. Но, к сожалению, мы часто слишком категорично что-то отрицаем и даже ненавидим. Я считаю, что не надо разрушать до основания. Надо очень внимательно и серьезно относиться к своей истории, делать из нее правильные выводы, брать самое лучшее из разных периодов: и внедрять это в сегодняшнюю жизнь, соединяя прошлое, настоящее и будущее.

– Можно сказать, что сегодня реальный бум документалистики?

– Документальное кино на подъеме. Оно делается не просто ради фиксации значимых событий, сохранения времени – для этого есть хроника. Формат документального фильма сегодня во многом трансформировался. Часто в документалистике мы видим приемы игрового кино. В наших картинах всегда есть реконструкция событий, о которых рассказывается, и благодаря этому герои воспринимаются как живые.

– Ваши поклонники хотят вас видеть в художественных образах. Одна из ваших последних работ – в сериале «Динозавр», где вы играете следователя. Что-то еще хотели бы сыграть?

– Многие коллеги уверены, что я сильно загружен как режиссер и как продюсер. Да, это так. Но если будет новая интересная роль, я всегда сумею организовать свою работу, найти время для съемок у талантливого молодого режиссера.

– У вас удивительная история любви и семейной счастья с актрисой Людмилой Гладунко. В чем секрет таких долгих отношений, столь редких в наше время?

– Я убежден, что браки совершаются на небесах. В этом году 53 года как мы вместе. Господь Бог подари мне Людмилу, удивительную во всех смыслах женщину. Нас часто спрашивают о наших отношениях. Однажды Люда ответила так: «У нас просто каждый день на грани развода». Мы умеем иронизировать над собой, и у нас до сих пор – сильные и яркие эмоции каждый день. Главное, что нам вместе – не скучно. Нам интересно вместе делать проекты, интересно их обсуждать и спорить, интересно быть рядом и дома, и на работе. Такое совместное творчество – это и есть настоящая жизнь.

– Как вы планируете отметить юбилей?

– У Люды юбилей уже прошел. У меня – впереди. Надеюсь, что осенью мы сделаем вечер в Доме кино. У нас традиция – мы вместе отмечаем наши круглые даты.

Беседу вела Татьяна Медведева

Источник: www.stoletie.ru