Хроника событий известна. 27 октября 2018 года министр культуры В. Мединский со сцены поздравил коллектив со 120-летием, отметив, что «благодаря заслугам бессменного на протяжении более 30 лет руководителя МХАТа им. М. Горького, народной артистки СССР Татьяны Дорониной, театр, оставаясь преданным заветам Станиславского и Немировича-Данченко, развивает и углубляет классические академические традиции, «сея разумное, доброе, вечное» и в наши дни». А спустя месяц с небольшим, 4 декабря Доронина была уволена с поста худрука – без объяснения причин, получив в утешение вновь введенную должность почетного президента театра.
К руководству пришел триумвират – худрук Эдуард Бояков и его замы – Сергей Пускепалис и Захар Прилепин. Вся их деятельность за минувшие месяцы указывает на то, утверждают заслуженные артисты Лидия Матасова, Александр Столетов, Андрей Чубченко, актеры Юлия Зыкова и Антон Наумов, что совершена ошибка. Зал на 1350 мест на премьерах пустует, так, на «Последний срок» 30 мая было продано всего восемь (!) билетов. Обычно по билетам приходит от 120 до 400 зрителей, остальные – по приглашениям, в то время как в 2018 году, привела статистику Матасова, средняя заполняемость зала была выше 70 процентов. Госзадание тогда перевыполнили почти на 24 млн рублей, театр посетило почти на 20 тыс. зрителей больше.
«Новодрамовская» проблематика спектаклей, так сказать, прямо перпендикулярная мхатовской, уводит зрителей в стены театра «Практика», независимой площадки, открытой для разных творческих групп, откуда пришел Бояков.
По сути, уничтожается театр, который любой мало-мальски культурный человек сравнит с Комеди Франсез, с японским театром Кабуки, «застывшими» во времени своего возникновения и несущими это время сквозь века как драгоценность. Для новых зрителей это как живая вода.
Труппа «грамотно» расколота – артистам в ультимативном порядке предложено на год перейти с бессрочных договоров на срочные, заслуженным – на три. Половина коллектива отказалась это сделать, а другая сдалась, и осуждать людей трудно. Худрук заявил, что работать будет только с теми, кто подписал новые договоры, остальных, среди которых ведущие актеры доронинского театра, называет «клоунами» и «неликвидом», снимает с ролей. Уже уволены 70 сотрудников из разных цехов. Постановки Дорониной в новом Уставе не прописаны, прекращены репетиции «Варваров» и «Стеклянного зверинца», худрук ведет себя так, словно Татьяны Васильевны не существует. Собственно, она с 26 января с.г., отыграв «Вассу Железнову», на публике не появлялась, заняв позицию «великой молчальницы»...
А театр штормит, как при девяти баллах. В Минкульт – с требованием вернуть Дорониной полномочия руководителя МХАТа – написано не одно письмо, но в ответ лишь отписки и отговорки, и в июне «несогласные» вместе со зрителями вышли на ступени перед своим театром и записали видеообращение к президенту Путину с просьбой вмешаться и спасти исторический театр от «новодела». Вот тогда и стали всем ясны причины бунта «несогласных». О подробностях журналисты услышали на пресс-конференции. Оказывается, отречься от должности Татьяну Васильевну уговаривали десять часов – с часу дня до одиннадцати вечера. И добились своего, лишь поведав историю о возможном слиянии МХТ им. Чехова и Театра наций, а в этом случает МХАТ им. Горького прекратил бы свое существование. Также Доронину убедили в том, что в качестве президента она будет влиять на художественную и репертуарную политику, поскольку будет руководить худсоветом.
– Ей пообещали сохранить художественное руководство театром, поэтому она и согласилась, – сказала Матасова. – В устав внесли изменения, но никаких прав и обязанностей у президента не оказалось.
В качестве доказательства Лидия Матасова прочитала стенограмму: министр культуры Владимир Мединский и советник президента по культуре Владимир Толстой представляют Эдуарда Боякова труппе и заявляют, что МХАТ «сохранит верность патриотизму, классическому искусству и православию». Но реальность вскоре проявила себя. Татьяна Васильевна, режиссер по возобновлению «Трех сестер», поставленных Немировичем-Данченко, просила Боякова ничего не менять в спектакле, но худрук поступил по своему усмотрению: сестер теперь девять – три состава. Доронина категорически запретила бы пьесу «Последний герой» И. Крепостного – с нецензурной лексикой, которую все же не решились воспроизвести, а вот портреты советских вождей из ППШ в спектакле расстреливают. И о непотребных вещах говорят, и вульгарный кивок в сторону героини из «Трех тополей на Плющихе» делают.
А описать сцену из «Парикмахерши» - из репертуара «Практики», принятой к постановке, отрывок из которой прочитала Юлия Зыкова, не представляется возможным, настолько она отвратительна.
Эдуард Бояков тем временем излучает оптимизм, во всех интервью заявляет, что «”у них” все прекрасно», а на 5-6 человек, которые «мутят воду», и внимание обращать не стоит. Провел сбор труппы, на который не хотел пускать «несогласных», отрапортовал о премьерах. Новую традицию – с пением гимна – утвердил. Правда, на пресс-конференции зачитали не очень оптимистичную информацию о былых подвигах выпускника журфака Воронежского университета Боякова. В Перми, Воронеже, Екатеринбурге отметился, и все с какими-то скандалами, нарушениями финансовой дисциплины, пропагандой нетрадиционных отношений в спектаклях. Но много фестивалей организовал и проекты придумывать мастак. Вот и пространство МХАТа в новом сезоне обустроит по-новому: с девяти утра – йога, танцы, чтение стихов, философские дискурсы – бюджетные миллионы на это уже выделены. По мнению «несогласных», это грозит потерей атмосферы театра, но кого это волнует, да и худрук, скорее всего, забыл, как на первой пресс-конференции заверял журналистов, что Горький-центра не будет...
И еще один штришок беспокоит – как можно было 26 января, после той самой «Вассы Железновой», на поклонах не подойти к легендарной актрисе, не поблагодарить, не преподнести цветы?! Три джентльмена из руководства, работавшие в театре без году неделя, сочли это лишним. Впрочем, какие цветы, историческая фотоэкспозиция, посвященная Дорониной, ее спектаклям у Товстоногова, Гончарова, Ефремова, ее собственным постановкам, разрушена, портреты актрисы валялись в фойе на полу. Рассказывают, худрук лично сорвал фото сцены из «Без вины виноватых», увидев его в костюмерном цехе.
Выступление Галины Орехановой, двадцать лет проработавшей завлитом в МХАТ им.Горького, автора книги «Татьяна Доронина: “Жизнь моя, русский театр”», журналисты встретили аплодисментами. Ореханова сказала о времени театра больших режиссеров, которое выпало на ее поколение, напомнила о золотом веке МХАТа, покорившего мир, о великих заслугах своей героини, и о том пути, на который она вступила в 1987-м, спасая МХАТ им. Горького, и одержала победу. Напомнила о том, как Валентин Распутин в компании с Виктором Розовым, Ильей Глазуновым, Ириной Архиповой и Николаем Скатовым однажды спасли Татьяну Васильевну от любителей дискурсов, и как она сама розовским спектаклем «Ее друзья» спасала школьников, разбрасывавших в зале банки из-под пива. Говорила: «Их надо одолеть, воспитывая добром». Галина Александровна произнесла наконец слово «духовность» – то, ради чего зрители 120 лет приходили во МХАТ.
Ореханова, единственная из всех, рискнула назвать вещи своими именами: Эдуарду Боякову отказала в понимании того, «куда он пришел», а Владимиру Мединскому и Владимиру Толстому попеняла, что они, «прекрасно понимая, кого прислали во МХАТ, позволили себе оскорбить символ русской культуры».
«Эта акция не так безобидна, – сказала Ореханова, – и вопрос действительно стоит в целом о государственной культурной политике, и, в частности, о спасении МХАТа, а это под силу только Дорониной». Акцию «несогласных» писательница одобрила и рассказала, что в Японии, желая выразить признательность великим подвижникам культуры, по закону «Об охране культурных ценностей» (1954) объявляют их «живым национальным сокровищем» и открыто поклоняются. Татьяна Доронина – прямой кандидат на подобное звание, но в России «национальное достояние» уничтожают. Ау, армия поклонников, воспитанных на творчестве Дорониной, зрители огромной страны, члены Союза театральных деятелей, критики, писатели, вы можете помочь переломить ситуацию!..
А то видеообращение на ступенях театра, облетевшее страну, не возымело действия. Из администрации президента ответили, что не полномочны решать такие вопросы и посоветовали обратиться в Минкульт. Замкнутый круг. Похоже, прав Юрий Соломин, сказавший в интервью «Собеседнику» (№19, 2019), что, скорее всего, «это чьи-то интриги, и за триумвиратом этим кто-то стоит». «Я бы оставил во МХАТе все как есть, – сказал худрук Малого, – но нанял бы к Дорониной директора, который отвечал бы за всю механику театра. Как можно брать на себя такую ответственность, назначая в театр пусть и медийный триумвират, но убирая из него историю?! А Доронина – это исторический человек. Просто отбросили ее, и это ужасно, это не в характере нашего народа. Я знаю, что это для нее смертельная обида – а кто будет отвечать за то, что уничтожили душу человека? Придет ли она еще в свой театр?... Да, мы все порой неважно себя чувствуем. И я, бывает, лечусь. Но кто поднимет руку на Галю Волчек, например, которая теперь в коляске? Никто. Потому что коллектив не позволит. И это правильно».
Сообщаем, что «несогласные» останавливаться не собираются – они отправят в прокуратуру письмо с просьбой проверить законность увольнения Татьяны Дорониной, а также правомерность перевода актеров на срочные договоры.
И есть еще молчание самой актрисы и режиссера, сильного человека, не надо его недооценивать.
Нина Катаева – член СП России