Владимирская область, село Зауечье, что за рекой Уечкой. Здесь мальчишеские годы прожил у бабки с дедом Борис Французов, будущий великий русский художник-график и тонкий философ. В его записных книжках есть такое: «Оглянешься – только детство... То, что сделано мной в изобразительном искусстве и зачерпнутое из того далёкого, получилось. Остальное – пустое». А у кого это бывает иначе?
...Единственная улица вдоль всего села, поперёк улицы у домика Французовых толпятся люди, расставлены по зелёной, недавно скошенной траве лёгкие стулья, по стульям рассаживается народ. Концерт классической музыки в честь художника вот-вот начнётся, и ведущий Артём Варгафтик умело и с улыбкой замыкает на себя слушателей.
Это стало доброй традицией – отправляться в «Музыкальную экспедицию» по России с владимирской земли. Если в стародавние времена отсюда полки ходили за Оку оборонять границы Руси от набегов кочевников, то и теперь цели всё те же. Оборонять русскую музыкальную культуру, неотторжимую часть русской духовности, от нашествия западной эрзац-культуры это значит снова и снова вводить родные нам духовные ценности в оборот, помогать услышать, вернуть способность их заново чувствовать, переживать. Ведь в наши дни «стояние на Угре» проходит не по речным берегам, а по нашим с вами душам. И потому, выстоим мы перед натиском хорошо оцифрованного и ежедневно вторгающегося в наше сознание западного суррогата ценностей, которые в глазах православного славянина не перестают оставаться грехом, зависит, останутся ли свободными от западного рабства наши внуки.
Европейский охват культуротворческого процесса русской духовности доказывать не надо. Он делает нам родным не только собственно русское или славянское национальное наследие, но и наследие общеевропейское. Потому Европа рукоплескала нашим мастерам культуры вчера и всё заметнее тяготеет к нашей духовной чистоте сегодня.
Собственно, и сама восьмая «Музыкальная экспедиция» в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ об этом свидетельствует. Среди участников её не только мэтры российской камерной музыки: Заслуженный артист России, преподаватель Московской консерватории, художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция» Борис Андрианов и директор владимирского Центра классической музыки, главный дирижер Владимирского Губернаторского симфонического оркестра Артем Маркин, – но и блестящий скрипач из Франции Жиль Апап, профессор Королевской консерватории в Антверпене румынский альтист Разван Поповичи... В этот, уже восьмой поход по России от Патриаршего сада во Владимире на минувшей неделе отправился «камерный отряд», составленный по всем правилам музыкального искусства: труба, валторна, виолончель, скрипка, альт, фортепиано, барабаны... Но вот, что делает это явление – а «Музыкальная экспедиция» это новое и яркое явление в нашей культуре – знаковым: мастера классической музыки «оторвались» от столичных сцен, привычного комфорта, пресыщенной публики и отправились по городам и весям открывать мир высокой музыки всем.
Такая возможность – услышать живого Моцарта или Прокофьева, Шумана или Асафьева, Чайковского или Римского-Корсакова у себя дома (ещё точнее, прямо около своего дома) дорогого стоит. Видели бы вы, как искренне и с каким восторгом принимали квинтет для волторны Моцарта слушатели в Зауечье!
Что такое Зауечье? В полторы улицы село. А на концерт под открытым небом сошлась, съехалось полтыщи народу. Не только жители села – были и дачники, были владимирцы и суздальцы, были даже москвичи. Флюгельгорн Андрея Накорякова, скрипка Александра Ситковецкого, альты Развана Поповичи и Ольги Трусовой и виолончель Бориса Андрианова сорвали у них аплодисменты, достойные любого концертного зала обеих наших столиц. Есть у здешнего народа особое умение ценить красоту. Оно воспитано красотой этого края, его историей, оно огранено в искусстве местными талантами. Основоположник школы владимирской графики Борис Французов из таковых. Его работы надо увидеть, чтобы почувствовать, что именно так, как он, ты понимаешь и любишь это поле и небо, этот косой осенний дождик, и утреннюю тишину, и эту бабку-вековуху, на лице которой все российские беды прописаны морщинами... Французовский пейзаж особенный. Он будто близко тебе знаком. Он, скорее, чувство, пережитое тобой, сильное и обновлённое воспоминанием. Чувство любви к родной стороне, к Родине.
Художники сейчас словно рядом, вот в этом «домике для этюдов». Вернуться в дом детства художник не мог – сгорел дом бабки с дедом. Тогда был куплен этот, для работы на пленэре. Собственно, и этот концерт под открытым небом у его дома и в его честь–часть того же культуротворческого процесса, делающего богаче нашу внутреннюю жизнь, возвращающего ей духовность.
Об этом, о творчестве художника, о Французовских чтениях, о музее, созданном в мастерской художника во Владимире на Спасской номер два, о Фонде Французова рассказала перед началом концерта Юлия Николаевна Французова, вдова художника.
Но вернусь к музыке. В Зауечье прозвучали произведения Моцарта, Равеля, Шумана Прокофьева, Франка. Но это только в Зауечье. Дальше будет Крутец, Мстёра, Соборная площадь Владимира, где завершится владимирская часть фестиваля. А потом он пойдёт дальше по Руси – маршрут «Музыкальной экспедиции» в этом году пролегает по шести регионам России.
Елена Пустовойтова