Русские Вести

Мифы о музее авиации


Центральный музей ВВС в Монино ‒ один из крупнейших технических музеев мира, «Мекка» для всех любителей авиации, на днях встречающий свой 62-й день рождения. Неудивительно, что такое «намоленное» место обросло толстым слоем различных легенд, мифов, слухов и сплетен. А неудачная попытка Минобороны перетащить экспонаты в парк «Патриот» дала особо мощный импульс циркуляции разных ложных сведений о музее.

Я стараюсь читать абсолютно все материалы о монинском музее и все комментарии к ним, поэтому мне было несложно собрать и развенчать ряд самых распространённых и «живучих» мифов о нём. Знаю, что мои статьи читают любители авиации, и многие прислушиваются к моему мнению. Поэтому есть все основания надеяться, что я смогу снять с музея хотя бы часть дурно пахнущей информационной «шелухи».

Фото: И. Колоколов

За раз я буду развеивать по три мифа. Начнём с простых.

Миф № 1

Музей создан любителями авиации, которые спасали экспонаты с «кладбищ самолётов»

На самом деле, музей был создан в 1958 году по инициативе маршала авиации, Героя Советского Союза, начальника Краснознамённой Военно-воздушной академии Степана Акимовича Красовского.

Основатель музея маршал авиации С.А. Красовский

А 28 ноября 1958 года был издан приказ № 209 Главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации К.А. Вершинина «О создании музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознамённой Военно-воздушной академии», который гласил:

Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются. В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолётов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полётов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации.

Таким образом, музей создавался централизовано, при поддержке руководства ВВС, и в него передавали только что списанную с лётной службы технику в том состоянии, в котором она эксплуатировалась. Уже к моменту своего основания музей имел 26 экспонатов, в том числе 5 самолётов, вот они:

Ту-4. Остался в Монино после прохождения ремонта в местных мастерских.

Миф № 2

Экспонаты на ладан дышат и лет через пять-десять точно развалятся

Этот миф базируется на поверхностном впечатлении, которое производят некоторые экспонаты на открытой площадке музея. К сожалению, десятилетия стоянки и отсутствие финансирования реставрационных работ привели к тому, что с самолётов облетела краска, налипла грязь, помутнело и пожелтело остекление, спустили колёса шасси и т.д. Заглянуть внутрь и оценить реальное состояние экспонатов посетители не могут, поэтому делают вывод на основе доступной им информации.

Фото: С. Рябцев

Чтобы показать, как рождается этот миф, приведу характерный пример.

В самом центре экспозиции стоит чудовищно облезлый и грязный самолёт Ил-76. Последний раз его красили ещё в 1980-е годы на заводе. Снаружи кажется, что самолёт насквозь прогнил и проржавел. Но на самом деле, внутри он находится в образцовом состоянии, и даже открывается для посетителей в Дни открытых дверей. Вот это новость: внешность бывает обманчива!

Фото: А. Лебедев

Конечно, в жизни всякое бывает. Например, в марте 2014 года ветром раскачало и сорвало руль направления Ту-95ЛЛ. Сейчас, глядя на самолёт, даже никто не догадается, что такое было. Ведь эту деталь в том же 2014 году отвезли в Рязань, отремонтировали на 360 АРЗ и вернули на место.

Фото: В. Струц

Периодически проводимые осмотры состояния силовых элементов на всех монинских экспонатах подтверждают, что их сохранность находится на высоком уровне. Самолёт сам по себе очень прочная и продуманная машина, а что уж говорить про супернадёжные советские машины. Даже Ту-124, у которого 18 лет назад прогорел фюзеляж, до сих пор не развалился, и не собирается этого делать.

Фото: С. Копцев

Некоторую тревогу вызывают только машины разработки КБ О.К. Антонова. Есть версия, что в старые времена солдат отправили мыть эти самолёты хлоркой, которая вызывает коррозию алюминия.

Но в целом, можно быть совершенно уверенным, что в ближайшие десятилетия монинские экспонаты не развалятся и не погибнут. Если, конечно, не разрушать их умышленно.

Миф № 3

Многие экспонаты музея ‒ не настоящие, а всего лишь макеты

Давайте сначала определимся с терминами.

Макет ‒ это неточная (упрощённая) копия, по размерам и внешне подобная оригиналу, может не соответствовать ему материалами конструкции и пр.

А теперь ‒ официальная информация, по книге «Авиация в музеях России: самолёты, вертолёты, двигатели» (2017). Кстати, определение макета ‒ тоже из этой книги.
Среди 195 натурных летательных аппаратов в ЦМ ВВС макетами являются только 13 экспонатов: самолёты «Илья Муромец», Фарман-4, АНТ-25, УТ-2, БИ-1, И-153, Су-2, МиГ-3, P-39 «Аэрокобра», оба И-16, и ещё два планера.

Макет «Ильи Муромца» построен в 1979 г. для съёмок фильма «Поэма о крыльях».

Ещё 9 монинских экспонатов восстановлены из разрушенных самолётов: Пе-2, Ил-2, СБ, ДБ-3, Р-5, И-15, P-63 «Кингкобра», A-20 «Бостон» и B-25 «Митчелл».

Ил-2 в 1977 году поднят из болота и восстановлен в ОКБ С. В. Ильюшина.

Остальные 173 летательных аппарата в Монино являются полностью оригинальными и подлинными.

Наличие в музее макетов и восстановленных самолётов не является изъяном, а наоборот ‒ расширяет охват экспозиции.

Например, в вызывающем всеобщее восхищение музее УГМК «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме макетами являются 10 из 32 имеющихся летательных аппаратов, т.е. больше 30%. Не говоря уже о танках и кораблях.

Макет МБР-2.

В Музее Победы на Поклонной горе шесть из 29 (около 20%) летательных аппаратов также представлены «всего лишь» макетами:

Макет ДИ-6Ш.

Стали ли эти прекрасные музеи хуже из-за наличия в экспозиции полноразмерных макетов? Да нисколько, даже наоборот. Вот и Монино ничего не потеряло от обладания такими экземплярами.

Источник: zen.yandex.ru