Искусство и история неотделимы друг от друга. Зачастую творчество художников является «лакмусовыми» индикаторами эпохи, а результаты их творческого труда аккумулируют мысли, традиции, культуру времени его носителей. Но особенно ценно искусство фольклорного характера, которое в себе эти традиции сохраняет, потому как автор, ответственно подходящий к вопросу исторической реконструкции, продумает каждую деталь, ярко иллюстрирующую временной отрезок, художник – осмыслит прошлое эстетически. С интересом к родной культуре, к истокам своего народа, Мария Барковская, посредством живописи и графики пытается донести важную для запутавшегося в ценностях современника мысль: нужно изучать и помнить свои настоящие корни, не поддаваясь на засилье заморской культуры. Дух славянства она передаёт через изображение женщины, хранительницы очага, занимающей в её творчестве центральное место. Зарисовывая архитектуру родного города в историзирующих стилях, подчёркивает: связь с предками крепкая, каменная.
В галерее женских образов преобладает красный. В свадебных платьях этого цвета молодые крестьянки выходили замуж, красный угол в избе считался сакральным, священным. Алый оттенок в работах Марии – своеобразная дань исконно русской красоте, почитаемой в старину. В праздничные народные костюмы: домотканые рубахи с обережными орнаментами, нарядные сарафаны и богато украшенные кокошники она облачает и современных представительниц рода. Причём их гардероб географически широк. Воссозданные ею комплекты одежд были распространены на протяжении нескольких веков вплоть до начала XX столетия повсеместно: на территориях севера и юга страны. И в каждом были особенности, что также отобразил художник как в масляной живописи, так и в акварельной технике.
Так, например, одна из белолицых красавиц задумчиво глядит вдаль, на голове у неё повойник, как у замужней дамы, но волосы открыты – вольность по тем временам. Пока она занята думами, у зрителя есть возможность оценить её естественную красоту: стан, вьющиеся каштановые волосы, небесно-голубые глаза. Чаще всего знаками различия статуса человека или его губернского происхождения являлись цветность одежд и количество декора. Платье же позируемой щедро расшито контрастными вышивками и узорами с традиционной символикой, напоминающей травы, цветы, деревья. Но есть в её кротком облике что-то от дня сегодняшнего. Может быть, всё дело в том, что истинная женственность неподвластна времени? Художники прошлого размышляли на эту тему, искавшие в рамках модерна прекрасное в природных формах и в девичьих чертах. Вдохновляясь творчеством А. Мухи и Г. Климта, Мария включает в композиции своих работ золотые фоны или отождествляет женскую энергию со стихиями: заревом, пожаром, нанося краску «пылающими» пятнами со вторящей флоре живой графичной линией. Таким образом, она создала авторский вариант модерна, этакий старорусский его вариант. Природную гармонию она также воплощает в архитектурных проектах, её же с натуры переносит в живописные работы, в графике – с чертёжной скрупулёзностью, в чём сказывается её профессиональная специализация.
В частности, с вниманием к экстерьерным элементам она запечатляет Москву, знаковые для города сооружения. Один из них – Измайловский Кремль, созданный по чертежам и гравюрам XVI – XVII вв., с башенками, наличниками, изразцами и зубчатыми стенами, не потерявший на листе бумаге свой полихромный колорит. Равно как и остаётся открытым и актуальным вопрос преемственности и уважения к корням, в стороне от которого не остаётся и искусство сегодняшнего дня.
Искусствовед Решетникова Анна