Уход из жизни Николая Николаевича Губенко стал настоящим горем для зрителей фильмов, спектаклей, в которых он играл и которые снимал, ставил как режиссёр. Николай Николаевич — воплощение некрасовского призыва "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". И потому его уход — невосполнимая личная утрата для всех преданных своей Родине граждан нашей страны. Он, его деятельность были всем нам опорой, поддержкой. Он был нашей гордостью. "Советский — значит лучший" — это мы воочию видели на примере Николая Николаевича.
И настоящей трагедией уход Николая Губенко обернулся для коллектива театра "Содружество актёров Таганки", созданного и выпестованного им и после его кончины осиротевшего. Для всех в театре он был поистине отцом родным. Перефразируя классика, можно сказать: "Мы говорим "Содружество актёров Таганки" — подразумеваем Николай Губенко".
В 1993 году легендарная Таганка разделилась на два непримиримых лагеря. Дело в том, что Юрий Любимов, во многом именно благодаря усилиям Николая Губенко вернувшийся в СССР, приступил к руководству театром и, набравшись на Западе рыночных ценностей, захотел ввести в театре контрактную систему. При этом многие актёры остались бы без работы, что ничуть не волновало Любимова, считавшего их балластом. Коллектив выразил несогласие с такой политикой, и большая часть труппы под руководством Губенко создала "Содружество актёров Таганки".
Так и образовалось два театра: любимовский, оставшийся в старом здании Театра на Таганке, и театр Губенко. Благодаря Николаю Губенко, его авторитету, его энергии, его позиции, актёры, которых Любимов "приговорил", сохранились в профессии, театр обрёл помещение, наработал репертуар, получил своего зрителя. Пополнялся молодыми актёрами, режиссёрами. Николай Николаевич сплотил коллектив, воспитал его. Он был им опорой, защитой, той стеной, за которой можно укрыться от нападок недоброжелателей и с высоты которой можно посмотреть: как там, за стенами театра, в мире? Николай Николаевич был настоящим эрудитом, и тем, кто работал в театре, необходимо было соответствовать ему. Своим авторитетом Губенко ограждал театр, был его оплотом. Собственно, именно ради театра, ради русской культуры он занялся политической деятельностью, став депутатом Госдумы, Мосгордумы.
Он был реалистом, понимал: чтобы быть спокойным за судьбу, будущее своего детища, надо готовить себе смену. И он оставил этакое завещание, записав видеообращение, где чётко выразил своё пожелание, свою волю: он видит преемником своего заместителя, помощника, актёра и режиссёра Владимира Владимировича Завикторина.
"Мы договорились с Департаментом культуры, что театр "Содружество актёров Таганки" будет передан тому человеку, которого я назову. Чтобы не было таких историй, когда ушёл из жизни Эфрос, чтобы не было историй типа "Гоголь-центра", чтобы это было согласовано с желанием труппы. И мы договорились, что этим человеком после меня станет Владимир Владимирович. Сейчас я прилюдно говорю об этом, с тем, чтобы вы, если руководство поступит нечестно, имели возможность и право опираться на заявление", — сказал Губенко.
Но не успели попрощаться с ушедшим из жизни художественным руководителем, как поползли слухи: театр решено присоединить к Театру на Таганке под руководством Ирины Апексимовой, которая публично заявила, что собирается объединить труппы. С идеей объединиться она якобы приходила к самому Николаю Губенко. Но он был категорически против такой идеи, о чём было хорошо известно.
И вот буквально на следующий день после похорон Губенко в "Содружество" пришло письмо из Департамента культуры с предложением объединиться с Театром на Таганке. И это уже не слухи.
Обеспокоенная труппа театра "Содружество", не согласная с такой перспективой, стала предпринимать действия. Были написаны обращения к лицам, наделённым полномочиями. Два письма были адресованы властям города: одно — с просьбой присвоить театру имя Николая Николаевича Губенко, во втором коллектив театра попросил назначить художественным руководителем Евгения Герасимова, который на это предложение ответил корректно: он не против возглавить осиротевший театр, однако "решение будет за учредителем театра — Департаментом культуры".
Письмо было направлено и председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину. Он очень оперативно отреагировал, обратившись к руководителю Департамента культуры Москвы Александру Кибовскому с письмом:
"Дорогой Александр Владимирович!
Я получил письмо от артистов театра "Содружество актёров Таганки", в котором меня просят о помощи. Подписали его все артисты труппы, которые обеспокоены сегодняшней ситуацией, возникшей вокруг театра, оставшегося без своего художественного руководителя Николая Николаевича Губенко. Угроза объединения с Театром на Таганке крайне тревожит весь театр, поскольку такое искусственное объединение, по сути, означает исчезновение театра "Содружество актёров Таганки", созданного выдающимся артистом и режиссёром Николаем Губенко.
Я понимаю, что судьбу театра будет решать его учредитель, но моя позиция такова: не нужно предпринимать никаких скоропалительных решений. Все мы знаем, чем они в итоге кончаются. Мне кажется, что объединять два театра можно только по инициативе и при согласии обоих коллективов и только тогда, когда есть художественный лидер, готовый отвечать за развитие вновь возникшего большого театрального организма. Сегодня я отчётливо понимаю, что нет ни одного, ни другого. Поэтому я обращаюсь к тем, от кого сегодня зависит столь важное решение: не спешите, ошибиться легко, поправить содеянное будет уже невозможно".
Активно встал на защиту тетра, выступив за его сохранение, Геннадий Зюганов, лидер КПРФ, членом которой был Николай Губенко.
На традиционном сборе труппы 15 сентября руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский должен был представить Ирину Апексимову как нового худрука объединённого театра. Но эту встречу отменили: представители департамента сообщили, что пока будет сохранён статус-кво: руководить театром будут директор Наталья Альшевская и Владимир Завикторин.
"Департамент культуры дал нам два месяца на выживание. Мы должны доказать, что, несмотря на ковид, "шахматную рассадку" и другие сложности, к нам идут зрители", — пояснили в театре.
Жанна Болотова, супруга Николая Губенко, его незаменимый помощник, которая, не будучи в штате театра, фактически все эти годы работала на театр и, безусловно, как никто, в курсе всех перипетий, знает все нюансы, говорит, что власти Москвы, в ведении которых находится театр "Содружество", "давно предлагали объединить два театра, и чтобы Николай Губенко стал руководителем объединённого коллектива. Но он сразу и категорически отказался. Он говорил: это совершенно два разных театра. И невозможно их объединить. Люди и того театра, и нашего помнят ужасную историю с разделом театра, эти тяжёлые отношения между коллективами. И невозможно вот так сразу, по чьему-то руководящему призыву, это всё забыть. Тяжёлые были дни. Леонид Филатов написал письмо, адресованное той, любимовской труппе: как вы будете смотреть в глаза своим родным, ведь вы предали своих товарищей.
Те тогда, оставаясь с Любимовым, понимали, какая перед ними открывается перспектива: заграница, гастроли, доброжелательные статьи в газетах, реклама. А у этих, наших, полная блокада: умолчание в прессе, денег ни город, ни государство не выделяли никаких, 16 лет театр не финансировали. И "Содружество" выжило в серной кислоте благодаря тем спектаклям, на которые люди шли именно в этот театр. В тот театр тоже шли зрители, но там был другой репертуар, другая эстетика. Любимов ловил свою волну и ставил соответствующие спектакли. А в "Содружестве" шли совсем иные постановки. И зрители буквально ломились на спектакли "Высоцкий", "День Победы", по произведениям Салтыкова-Щедрина. Это злободневные спектакли: Салтыков-Щедрин сегодня очень актуален, он словно о современности говорит.
Так зачем объединять два совершенно разных театра? У каждого театра свой зритель. Сейчас ситуация зависла. Неопределённость всех нервирует. Труппа опасается, что их распустят. Они вросли в театр, он — их часть. Коллектив — словно семья".
Театр "Содружество актёров Таганки" — едва ли не единственный московский театр, соответствующий званию "русский театр". Ведь "русский театр" — это уже характеристика, высокая оценка. Как сочетание "русский балет" является характеристикой, показателем уровня исполнения, отбора репертуара, требовательности к себе. Попав на любой спектакль "Содружества", Станиславский бы сказал: "Верю".
Николай Губенко буквально жизнь свою положил, чтобы сохранить наше национальное достояние — русский классический театр, преумножить его славу, развить в соответствии с запросами времени. И, безусловно, театр должен сохраниться и носить имя его создателя.
Фото Анны Штром. Николай Губенко и актёры театра
Екатерина Глушик