Русские Вести

Луганский симфонический оркестр стал первооткрывателем культурного марафона «Искусство дома»


Луганский симфонический оркестр был основан летом победного 1945 года. Именно фронтовики, сменившие оружие на музыкальные инструменты, вошли в первый состав коллектива. За время своего существования коллектив исполнил все симфонии Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Бородина, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича, а также произведения Стравинского, Щедрина, Штрауса, Шнитке и многих других. 2014 год занимает в биографии коллектива особое место. Несмотря на войну и блокаду Луганска, в сентябре музыканты приняли участие в торжествах, посвященных Дню города. Это было начало новейшей истории оркестра – истории, связанной со становлением Луганской Народной Республики. Дирижер Александр Щуров начал работу с коллективом осенью 2014 года. В интервью ИА «Новороссия» он рассказал о своем творческом пути, новых проектах оркестра и условиях работы в режиме «повышенной готовности», введенного в связи с угрозой эпидемии коронавируса.

ИА «Новороссия»: Луганский симфонический оркестр дал старт новому культурологическому проекту «Искусство дома». Расскажите подробнее о проекте и участии в нем ведущего коллектива Луганской академической филармонии.

Александр Щуров: Творческий проект «Искусство дома» предполагает создание телевизионных версий концертов и спектаклей учреждений культуры Республики с последующей трансляцией в эфире телеканалов Государственной телерадиовещательной компании ЛНР. Безусловно, это очень важный и необходимый в данное время культурный проект, в котором принимают участие выдающиеся коллективы Луганщины. И я с радостью готов сообщить, что именно симфонический оркестр стал первооткрывателем этого культурного марафона. В ближайших эфирах можно будет увидеть концертные программы симфонического оркестра, приготовленные для наших дорогих слушателей, которые находятся дома и, к большому сожалению, не могут прикоснуться к искусству вживую. Вниманию зрителей будет представлены две концертные программы: «От героев былых времен», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и «Популярная музыка из оперетт и кинофильмов». Благодаря такому проекту искусство придет в каждый дом, и мы непременно встретимся с нашим дорогим слушателем.
Должен отметить, что культурологический проект «Искусство дома» появился очень своевременно, и я убежден, что он будет востребован на все 100%. Хочется надеяться, что подобная практика не будет единичной. Считаю, что уже давно пора популяризировать искусство с экранов на постоянной основе путем создания отдельного телевизионного канала, например, «ЛНР Культура».

ИА «Новороссия»: Каким образом оркестр работает во время вынужденного карантина? Какие программы готовятся, планируется ли возобновление концертного сезона?

А.Щ.: Безусловно, во время вынужденного карантина введены определенные ограничения в работе коллектива, но тем не менее оркестр находится в оптимальном рабочем состоянии. Артистическим составом проводятся индивидуальные и групповые репетиции, в данный момент ведется подготовка программ в рамках реализации культурного проекта «Искусство дома». В общем, мы продолжаем работать, несмотря на сложившиеся обстоятельства.

ИА «Новороссия»: В этом году Луганскому симфоническому оркестру исполняется 75 лет, он ровесник Победы. Готовит ли коллектив какие-то сюрпризы для зрителя к юбилею? Из-за ситуации с коронавирусом, торжества могут быть перенесены на осень?

А.Щ.: На сегодняшний день сложно однозначно говорить о сроках и формате ранее запланированных мероприятий. Думаю, стоит немного подождать с анонсами, но точно знаю одно – когда все вернется на свои места, мы все непременно встретимся в большом концертном зале Луганской академической филармонии, и тогда точно сюрпризы не заставят себя долго ждать.

ИА «Новороссия»: Вам только 31 год, а вы уже шестой год за дирижерским пультом Луганского симфонического оркестра. Расскажите о своем творческом пути.

А.Щ.: Мой творческий путь в качестве дирижера берет свое начало с сентября 2014 года. Мне выпала честь встать за пульт симфонического оркестра в непростое для коллектива время. И с уверенностью могу сказать, что за этот период мы вместе научились преодолевать различные трудности и воплощать все творческие идеи в жизнь. Стали одним организмом, одним целым.
Параллельно с концертной деятельностью я совершенствовал свое мастерство сперва в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова в классе профессора, заслуженного деятеля искусств России Александра Гончарова, затем на мастер-классах выдающихся дирижеров современности – Валерия Леонова (США), Лютауруса Бальчунаса (Швейцария), Юрия Симонова (РФ).

ИА «Новороссия»: Что самое сложное в работе дирижера, через какие трудности уже удалось пройти?

А.Щ.: Дирижер отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, он обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений. Кроме того, дирижерское ремесло сочетает в себе ряд других профессий. В зависимости от ситуации необходимо уметь быть психологом, ведь мы работаем с людьми, у которых есть свои особенности, а также дипломатом, парламентером и педагогом – для того, чтобы уметь доходчиво и терпеливо объяснить свое видение изложенного тем или иным композитором.
Убежден, только безграничное уважение и любовь к каждому артисту способствует стопроцентной самоотдаче и качественному выполнению своих обязанностей каждого музыканта. Дирижер своими жестами передает характер музыки, контраст динамики, все нюансы, каждый штрих, поэтому его движения должны быть четкими и понятными, простыми и точными, дабы никто не испытывал дискомфорт в момент исполнения. Дирижирование – это умение управлять звуком в реальном времени. Это очень непростая профессия, требующая постоянного саморазвития и, в какой-то степени, самопожертвования. Но в первую очередь, конечно, необходимо быть преданным высоким идеалам искусства.

ИА «Новороссия»: Назовите ваших любимых композиторов и, скажем, пятерку лучших симфонических произведений?

А.Щ.: Мировая музыкальная культура дала нам очень много гениальных композиторов, подаривших нам разнообразие шедевров искусства. Очень люблю настоящую немецкую музыку – творчество Л. Бетховена, Й. Брамса, а Р. Вагнера считаю идеалом в ней. Героико-драматический симфонизм Бетховена – это особый динамизм развертывания смысла и формы, содержательная глубина и рельефность музыки, поэтому все его 9 симфоний могу отнести к любимым. Из музыки старой Европы, пожалуй, назову в числе любимых «Болеро» М. Равеля, «Итальянскую» симфонию Ф. Мендельсона, симфонию №3 (с органом) К. Сен-Санса, «Концерт для оркестра» венгерского композитора Б. Бартока, «Танцы из Галанты» З. Кодая, увертюры и оперы Дж. Верди и Р.Вагнера. Из русской музыки это «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Богатырская» симфония А. Бородина, увертюра «1812» и все симфонии П.Чайковского, симфония №2 и все фортепианные концерты С. Рахманинова.

ИА «Новороссия»: Какие из них вам уже приходилось дирижировать и какие планируете?

А.Щ.: Из девяти симфоний Бетховена мне уже приходилось дирижировать всего лишь половину, а именно №1, №2, №3, №5 и №7. Последнюю мы исполняли оркестром в рамках проекта «Большие гастроли» министерства культуры РФ в Москве, Липецке и Воронеже. Обязательно будут исполнены и оставшиеся симфонии в будущих концертных сезонах. Что касается других сочинений, упомянутых ранее, то большинство из них мне уже доводилось дирижировать, что-то с нашим оркестром, что-то с другими коллективами. В Луганске в разные годы звучала практически вся эта музыка, о чем свидетельствует огромный репертуарный список нашего оркестра. В ближайшее будущее будут звучать «Богатырская» симфония А. Бородина, увертюра «1812» П. Чайковского, «Концерт для оркестра» Б. Бартока и многие другие лучшие образцы великой классики.

ИА «Новороссия»: Программа «От классики до рока» вызвала настоящий фурор в Луганске. Планируется ли ее повторение или продолжение?

А.Щ.: В настоящее время концертные программы подобного формата явление нередкое, так что идея создания такого проекта далеко не новаторская. Сейчас практически каждая филармония предлагает слушателю такие нестандартные проекты, которые пользуются большой популярностью у широкой публики. Существует довольно консервативное, на мой взгляд, мнение, что оркестр должен работать исключительно в академическом формате. Я придерживаюсь несколько иных взглядов и считаю, что современный оркестр должен играть разную музыку, и к таким музыкальным экспериментам отношусь положительно, с особым энтузиазмом. Имея опыт в постановке подобных программ должен заметить, что среди публики они имеют оглушительный успех! Безусловно, такие концертные программы как «От классики до рока» будут радовать нашего слушателя и в дальнейшем.

ИА «Новороссия»: Как вы считаете, как можно привлечь на концерты симфонического оркестра молодежь? Понятно, что на рок-хиты или саундтреки зрители всегда идут, но ведь в репертуаре оркестра столько шедевров русской и мировой музыки, как открыть этот мир высокого искусства для молодых людей в наш век низкосортной «попсы»?

А.Щ.: Это очень важный вопрос, связанный с воспитанием и становлением системы ценностей молодого поколения. Я считаю, что только максимальная популяризация академического искусства может привлечь широкие массы слушателей. Для этого необходима поддержка в масс-медиа, реклама и, прежде всего, государственная поддержка. Маленьким шагом в этом направлении станет как раз проект «Искусство дома». Надеюсь, что он получит продолжение, и популяризация высокого искусства станет одним из приоритетов руководства Республики. Нам же остается продолжать качественно выполнять свою работу и готовить новые интересные концертные программы.

Беседовал Тихон Гончаров

Источник: novorosinform.org