Русские Вести

Леонид Куравлёв. Как жил такой парень?


По характеру и в обычной жизни актер является полной противоположностью своих кинематографических персонажей

8 октября знаменитому советскому и российскому актеру Леониду Куравлеву исполнилось 82 года.

Родители Леонида Куравлёва были очень простыми людьми. Его отец, Вячеслав Яковлевич, всю жизнь трудившийся на заводе «Салют», имел специальность слесаря. А Валентина Дмитриевна, мама великого актёра, была парикмахером, умевшим создать на головах советских дам конца 30-х и самого начала 40-х настоящее произведение искусства.

Говорят, беда одна не ходит. Грянувшее лихолетье войны сопровождалось арестом матери. Кто знает? Неосторожно оброненное, не так понятое слово или чья-то банальная зависть послужили причиной чудовищного обвинения по статье № 58? Враг народа! И точка.

Валю, не дав проститься с пятилетним малышом, подняли среди ночи, через месяц после начала войны. Ничего не понимавшая женщина пережила кромешный ужас допросов в НКВД.

«Люди с холодной головой и горячим сердцем» могли поступить с несчастной женщиной «по законам сурового военного времени», поставив её к стенке. Но случилось «чудо»: она была этапирована в поселок Зашеек, расположенный на озере Имандра, в Мурманской области.

А Лёнька Куравлёв, в одночасье оставшийся без матери? Он последовал за ней. Не представляя возможным жизни без самого близкого человека на земле. Отец остался в Москве.

Вот в этом бараке они будут жить вдвоём. Она – рыдая по ночам. А он, маленький Лёня, поддерживая и утешая мать. Как мог. Как умел.

Стране, как всегда, были нужны рабочие руки. И мать с ребёнком оказались в тылу, в Казахстане, где Валентина Дмитриевна трудилась на металлургическом заводе, в паре метров от доменной печи, возле которой выживают далеко не все дюжие мужчины.

Освобождение было таким же неожиданным, как и арест. Наступило оно уже в послевоенном и голодном 1946-м, по случаю победы. Валентине Куравлёвой и её сыну Лёне было разрешено вернуться в столицу.

Лёня, переживший одно из самых страшных потрясений для ребёнка (детство в тюремном бараке и ссылке) станет чуть замкнутым, слегка настороженным, но при этом очень внимательным. Он наблюдал за людьми, простыми русскими людьми этих послевоенных лет — обыкновенными рабочими парнями с московских окраин и представителями тогдашнего «криминалитета», норовящими умыкнуть продуктовые карточки.

Первая любовь, верны мы были ей...

Единичны случаи, когда, встретив свою любовь ещё в детстве, человек проносит её, храня поистине лебединую верность, через всю свою жизнь. Но именно так произошло в жизни и судьбе Леонида Вячеславовича Куравлёва.

Свою будущую супругу Нину он встретил случайно, на катке, когда учился в 9-м классе. Девочка небесной красоты была моложе его на 2,5 года... Он сразу понял, почувствовал, что другой ему не нужно.

А что же профессия?

Так уж вышло, что в 10-м классе парня, у которого никак не складывались отношения с точными науками, пригласили сыграть роль в школьном спектакле. Ставили популярную в те годы пьесу «Любовь Яровая». И он сыграл блестяще, удивив и порадовав учителей. А потом, когда росли года и когда стукнуло 17, поразмыслив над тем, куда поступать, взял и отнёс документы во ВГИК. Там не надо было сдавать экзамены по «точным наукам».

— Блажь! — единодушно сочли родные. — Ну, какой из Лёньки актёр. Подумаешь, «Марк Бернес».

Простоватый паренёк, слегка зажавшийся на экзамене, действительно, не мог покорить экзаменационную комиссию кинематографической «альма-матер» страны с первого раза. Пролетел мимо огромнейшего конкурса. И отправился работать. Но через два года решил попытать счастья вновь. И... поступил!

Педагогом Леонида Куравлёва был легендарный Борис Владимирович Бибиков.

Признанный мэтр, актёр, педагог полагал, что Лёня Куравлёв на курсе человек случайный. И даже хотел гнать его взашей в первые год-два. Но затем молодому парню удалось перебороть себя, победить зажатость и проявить харизму и талант во всей красе.

Случилось это так. Леонид Куравлёв учился вместе со Светланой Дружининой и Софико Чиаурелли, которая позднее блестяще сыграет с ним в фильме «Ищите женщину». Вместе с Дружининой Куравлёв отрепетировал отрывок одной из пьес Ибсена.

— Ну, что ж... весьма недурно, недурно... — произнёс Борис Владимирович, глядя на «нерадивого простачка» Куравлёва совершенно иными глазами.

Взглянули на паренька иначе Саша и Андрюша, два молодых режиссёра, присутствовавшие на показе. Фамилии этих молодых людей были Гордон и Тарковский. Они пригласили Куравлёва на роль в их дипломной короткометражке «Сегодня увольнения не будет».

В 1960 году 23-летний Куравлёв предстал перед зрителями в интересном образе матроса в кинокартине «Мичман Панин».

Но, конечно же, режиссёром, которому актёр благодарен за свою всесоюзную популярность является вовсе не Андрей Арсеньевич Тарковский, а Василий Шукшин, раскрывавший в своих картинах богатейший внутренний мир простого с виду русского человека.

Шукшин позвал Куравлёва на роль Пашки Колокольникова в фильм «Живёт такой парень». И доверие режиссёра молодой актёр оправдал на 300%, реализовав в образе эту славную психофизику разбитных пареньков московских окраин, на которых прошли детство и юность Леонида Вячеславовича.

Простое, честное лицо. Незатейливая жизнь обычного советского парня, балабола, освоившего профессию шофёра второго «к... к... класса». Он совершает поистине геройский подвиг. Рискуя собой, угоняет подальше от людей и машин грузовик с уже охваченными огнём баками с горючим.

Василий Шукшин, волей-неволей, стал «крёстным отцом» Леонида Куравлёва в кинематографе. После успеха картины, после сошедшей на актёра любви советских зрителей к Пашке Колокольникову, многие из которых полагали, что, балагуря и совершая свои подвиги, такой парень живёт в реальной жизни, вектор актёрского амплуа был предопределён. Простак, душа компании, в крайнем случае, веселый жулик.

Есть ли кто-то, кто занял эту нишу в нашем кинематографе успешнее, чем Леонид Куравлёв? Навряд ли. Многие опрометчиво полагали, что в жизни он такой же. Но Леонид Вячеславович совершенно не похож на простоватых героев тех комедийных кинолент, в которых ему довелось сыграть ключевые и второстепенные роли.

Во все времена те, кто его знал, отзывались об актёре, как о глубоком и содержательном, начитанном и образованном человеке, сторонящемся «светских раутов» даже в «благочестивую советскую эпоху». А уж современные «конвейеры» телевизионной популярности актёр и подавно обходит стороной.

Он вам не «Афоня»

Хотя в Ярославле, где снимался этот фильм, стоит памятник героям Леонида Куравлёва и Евгения Леонова, сыгравшим в этой картине главные роли.

К слову! Помните ли вы счастливый и даже чуть-чуть слащавый финал, когда Катя (Евгения Симонова), простив «тяжкие грехи» возлюбленного, приезжает к Афанасию, перехватывая его у «трапа» «Кукурузника»?

В первоначальной версии придуманного сценаристом Александром Бородянским сюжета фильм «Афоня» был вовсе не комедией, а драмой с грустным концом. Девушка, соблазнённая сантехником-выпивохой, решалась на отчаянный и, увы, роковой шаг. Она сводила с жизнью счёты. И случись такой финал, то отношение к Афоне было бы, возможно, совершенно другим.

Леонид Вячеславович успешно играл взбалмошных и бескомпромиссных французских полицейских (Ри-Ри Гранден, «Ищите женщину»).

Ему блестяще удавались роли проходимцев, шулеров, воров. Вот вам Копчёный из «Место встречи изменить нельзя».

А чего стоил приснопамятный Жорж Милославский из «Ивана Васильевича», ворующий всё, что только можно, но при этом не дающий разбазарить государственные земли «щедрому не в меру» царю-самозванцу?

Но проникновеннее, роднее, конечно же, «сын лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов из «Золотого телёнка».

Остапов Бендеров легион! Блестяще сыграли эту роль ушедшие из жизни Андрей Миронов и Арчил Гомиашвили, а также здравствующий ныне Сергей Юрьевич Юрский в картине Михаила Швейцера, съемки которой проходили в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Но Балаганов...

Балаганов у нас один!

Других и не вспомнишь.

- Кого же мне играть? — прочитав сценарий «Золотого телёнка», чуть растерянно спросил у режиссёра молодой актёр.

- Играй дворнягу, ищущую хозяина, — нашёлся Михаил Абрамович Швейцер. И даже подозревать не мог, что простейший «ориентир по рисунку роли» откроет нам одну из лучших ролей Леонида Куравлёва, в которой он точно и даже утончённо уловил суть и смысл бытия повзрослевшего беспризорника, ищущего по жизни, кто же его накормит, приласкает и защитит?

Каждая сыгранная Леонидом Куравлёвым роль — душа нараспашку! Но в жизни актёр многим кажется замкнут и резок. Всё почему? На призывы поклонников «пропустить по рюмашке» никогда не поддавался. По окончании спектаклей, репетиций, съемок, не задерживаясь ни на минуту, спешил домой.

На лесть и комплименты был не падок, попытки случайных людей подружиться отсекал. Думал о жене, дочери Катюше, сыне названном в честь Василия Шукшина, рождённом супругой в канун её сорокалетия в 1978 году.

Сегодня читатели глянцевых журналов «запоями» читают истории о романах, возникающих на съемочной площадке между представителями актёрской профессии на Западе и в России. Многие современные лицедеи считают едва ли не своим профессиональным и «святым» долгом оказаться в постели с партнёром. Для большей, так сказать, натуральности трепетной любовно-постельной сцены.

Леонид Куравлёв тщательно избегал даже телесного контакта с представительницами противоположного пола.

Даже если это было «так надо для роли». Ни на какие уговоры режиссёра Георгия Данелии снять «скромную советскую постельную сцену» Куравлёв не пошёл. По воспоминаниям Евгении Симоновой, сыгравшей роль Кати, когда пришла пора ложиться в постель, демонстрируя победу любви над условностями, Леонид Вячеславович лежал рядом с ней в брюках и плотной майке, а она в достаточно закрытой ночнушке из «пуленепробиваемого шелка».

А как же поцелуи? Были? Да. Но только в левую руку Евгении Симоновой. Искусство искусством. А верность – превыше всего.

Ну а в фильме «Начало», где партнёршей Леонида Куравлёва была Инна Чурикова, с негодованием отмёл гипотетическую возможность «пошлой банальщины» в виде прикосновений и поцелуев сам постановщик картины Глеб Панфилов, мучительно решавший, как, собственно, начать историю взаимоотношений персонажей? Ведь Инна Чурикова на тот момент была супругой режиссёра!

И тут донеслось знаменитое «Ла-ла-лай-ла». Напевал... ну, конечно же, Леонид Куравлёв. Любовная сцена была решена нетривиально и весьма чувственно, став хрестоматийной для учебников по истории отечественного кино и актёрскому мастерству.

Ну, а серьёзный романтический герой? Серьёзная любовь на экране? Сам актёр относился к выполнению таких «миссий» со скепсисом, считая, что изобразить «классического Ромео» очень просто и легко. А «влюблённого Иванушку-дурачка», над чувствами которого будет хохотать полстраны? Вот это нужно постараться.

«Компромисс» 90-х

Пережить годы, неспроста названные «лихими», получилось далеко не у всех замечательных актёров. Некоторые, влача жалкое существование, наблюдали из окна своих сталинских высоток, полученных при советской власти, на лимузины нуворишей. А затем, чтобы не умереть от голода, продавали им свои апартаменты за бесценок.

Леониду Куравлёву, растившему в начале 90-х маленького сына, было не до «творческих депрессий». Он не любит вспоминать о том периоде, когда ведущие роли в кинопроцессе заняли, преимущественно, бывшие троечники, не имеющие, как правило, специального образования и без устали «варганящие» эдакий «кинохавчик» для аудитории, запросы которой упали ниже уровня плинтуса.

Куравлёв снимался и в таком кино, пообещав супруге и детям, что нуждаться они не будут ни в чём и никогда. И своё обещание глава семьи сдержал. Поэтому мы и видели его в «шедеврах» сериального производства, а-ля «Улицы разбитых фонарей».

Но разве скатился Леонид Вячеславович до уровня сериальных артистов? Конечно, нет. И через «горнило» сценарно-режиссёрского «апокалипсиса» нашего времени Куравлёв прошёл с достоинством, высоко поднятой головой и пониманием положения, в котором оказался и он, и отечественный кинематограф.

Дети

По стопам отца пошла лишь старшая дочь, Екатерина Куравлёва, родившаяся в 1962, окончившая Щукинское училище и успевшая сняться в некоторых фильмах, в том числе, в картине «Самая обаятельная и привлекательная», где дочь Леонида Вячеславовича сыграла маленькую роль Ларисы.

На её веку было семь кинопроектов, но в период безвременья, когда родная киностудия имени М.Горького на глазах превращалась в кинобалаган для производства ширпотреба, девушка переквалифицировалась и стала психотерапевтом. Сегодня, после ухода из жизни матери, став верной помощницей отца.

Сын Василий, отметивший в этом году 40-летний юбилей, больше по финансовой части. Он подарил актёру троих внуков — славных парней, в которых дед не чает души.

Главная роль, которую не сыграл, а именно прожил Леонид Вячеславович была роль семьянина-созидателя крепкой семьи, в которой всё от и до было построено на доверии. Нина Васильевна на лаврах супруги звезды никогда не почивала, работая учителем английского языка и завучем в обычной московской школе. В чужих женщинах её супруг никогда не нуждался. Была своя. Самая лучшая и красивая на свете, с которой прожиты 54 года семейного счастья, взаимопонимания и подлинной, не киношной любви.

«Подкаблучником» Леонид Куравлёв не был. Но вопросы согласия или несогласия на роль, как и вопросы допуска гостей в их дом очень часто доверял супруге, зная, что его Нина не может сделать «неправильный выбор».

После ухода из жизни супруги актёру стало работать не для кого. Оттого и на экране Куравлёва мы больше не видим. Дети давно выросли и обеспечивают себя самостоятельно. Супруги, увы, больше нет. И нет преждевременно. В результате ошибки врача, вовремя не разглядевшего два произошедших инфаркта и не настоявшего на операции. А требовалась она срочно. Как никогда срочно. Её провёл опытный кардиохирург. Но было слишком поздно.

На оплату коммуналки в доме-сталинке 1931 года постройки с видом на Кремль пенсии актёра, считай, что хватает.

А что же дальше?

И будет ли оно это «дальше»? Увидим ли мы Леонида Куравлёва в новых ролях? Хотелось бы верить, но надежды на это, к величайшему сожалению, крайне мало.

Желая пребывающему актёру долгих лет и творческих достижений в день его рождения, мы вряд ли можем надеяться на возврат тех времён, когда успех фильмов определялся вовсе не собранной в течение «уик-энда» кассой, а качеством годами работавших над одной кинолентой актёров, режиссёров, сценаристов.

Поэтому сегодня Леонида Куравлёва можно встретить не на съемочной площадке, а лишь на Троекуровском кладбище, где покоится не только Нина Васильевна, но и... он сам. Ведь после её ухода на этом свете живёт совершенно другой парень. А что же тот, прежний?

Там, на скромном памятнике, созданном, в итоге, без всякой вычурности и пафоса, свойственной для похороненных на центральных кладбищах столицы «братков», выбито имя великого актёра...

Скажите мне, где ещё встретишь такую любовь? Где найти преданность, такую верность и скромность великого человека?

Только в России. Только у русских.

Мы любим Вас, Леонид Вячеславович!

Низкий поклон за Вашу жизнь и Ваши роли.

«Русская Планета».

Источник: rusplt.ru