Русские Вести

Куклы артели "Всекохудожник", 1930-е.


Такие куклы выпускались артелью "Всекохудожник" для магазинов "Торгсина" (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами) в 1930-е годы. По некоторым сведениям , куклы продавались исключительно за валюту, поэтому подавляющему большинству советских людей были недоступны. Коллекционирование этих советских кукол было очень распространено в США, где в 30-40-е годы были выпущены каталоги с описаниями и названиями этих торгсиновских кукол с указанием их аукционных цен. По высоте куклы изготавливали от 8-сантиметровых до 40 с лишним см.

Лица самых маленьких куколок выполнены из композита, больших кукол - из фильдеперса (шелковая чулочная ткань). Лица профессионально расписаны художниками. Лапти маленьких куколок связаны из ниток, у больших сплетены из лыка. Сапоги небольших кукол вырезаны из дерева, у больших сшиты из ткани и кожи. Ткани - ситец, фланель, мешковина, шелк, шерсть. Самые большие куклы имеют украшения в виде стразов, бус и сережек из искусственного жемчуга, рубки и бисера. Детали костюмов тщательно проработаны, у больших кукол костюмы точно соответствуют национальным костюмам народов СССР. У каждой куколки пришит ярлык с номером, надписью "Made in USSR" или "Made in Russia". Иногда на ярлыке писали название куклы. Считается, такие ярлыки на русском языке достаточно редки.

Примечательна история появления и деятельности "Всекохудожника"

Бурные события начала ХХ века нашли свое отражение не только в политике и общественной жизни. Среди многочисленных творческих групп, существовавших в Москве в 1920-е годы, выделялась группа художников, собиравшихся в районе Нижней Масловки. Это было что-то наподобие клуба по интересам — или, как сегодня принято говорить, мастер-классов. Именитые мастера, среди которых были и такие уже известные как Кустодиев, Васнецов — а позже и Дейнека — творили сами и охотно обучали основам искусства других.

В 1928 году этот своеобразный клуб получил формальный статус и стал именоваться «Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств» — или, как было модно в то время повального увлечения всевозможными аббревиатурами, «Всекохудожник». Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» происходит реконструкция художественных организаций — распущены мелкие объединения и создан единый Союз художников СССР (СХ СССР) — творческий союз, который, объединял советских художников и искусствоведов. Ведущие палехские мастера становятся членами СХ. В 1933 году «Артель древней живописи» преобразуется в ТПО «Товарищество Палех» и вступает во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств «Всекохудожник». (Ранее, 5 декабря 1924 года семь бывших художников-иконописцев: Голиков, Баканов, Маркичев, братья Зубковы, и братья Котухины образуют в Палехе «Артель древней живописи».)

Лозунг о том, что «искусство должно принадлежать народу», нашел во «Всекохудожнике» новое воплощение: предполагалось, что объединение станет массовой школой искусств для самых широких слоев населения, причем первоначально входящие в состав объединения артели могли свободно выставлять и продавать свои произведения. На Кузнецком мосту по такому случаю даже был создан выставочный зал в помещении бывшего пассажа, а позже — литературного кафе известного булочника Н.Д.Филиппова. Сегодня в этом помещении расположен Московский дом художника. В состав "Всекохудожника" входила и фабрика «Лепка». Как правило, для изготовления бюстов и скульптур использовался гипс, который затем окрашивали — под золото, а чаще под бронзу. Однако, известно такое свидетельство оценки качества производимых «Лепкой» изделий - цитата из доклада правительственной комиссии по подготовке к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина в феврале 1936 года:

«Несколько месяцев назад при Всекохудожнике была учреждена пушкинская комиссия, которая должна наблюдать за качеством работы производственных мастерских, выпускающих бюсты, статуэтки поэта. В настоящее время из всех производственных мастерских Всекохудожника только одна „Лепка“ выпускает в продажу бюсты и статуэтки Пушкина.Однако качество этих вещей крайне низкое. Мастерская продолжает выпускать бюст поэта работы Мограчева и статуэтку работы Крандиевской, несмотря на то, что эти произведения забракованы пушкинской комиссией и осуждены всеми пушкинистами».

Наряду с бюстами и скульптурой, Всекохудожник занимался выпуском всевозможных агитационных и квалификационных знаков (например, знак парашютиста), в дизайне которых можно обнаружить влияние одного из главных мэтров объединения — художника А. Дейнеки. В марте 1935 года «Всекохудожник» был передан в систему Наркомпроса РСФСР. Однако еще с 1932 года ведется разработка проекта собственного Изогородка «Всекохудожника». Городок должен был расположиться в районе Часовой улицы и включать в себя Скульптурный корпус, Изоучилище, бронзолитейную мастерскую, кузницу, многочисленные склады и выставочные площадки, а также общежитие для иногородних студентов. Возведение Изогородка стало первым советским долгостроем и затянулось на все 30-е годы. В результате полностью были возведены лишь несколько зданий: общежитие, пятиэтажное здание Изоучилища (оно практически не успело поработать в полную силу из-за надвигающейся войны), а также Скульптурный корпус, который в те годы смотрелся весьма величественно.

Война положила конец истории Всекохудожника. Одно за другим у артели реквизировали помещения, да и самих художников разбросало по всей стране. В мастерских, по сведениям справочной книги «Москва» 1954 года, на четной стороне современной Часовой улицы, в том месте, где в 1930-х — 1940-х годах находились мастерские фабрики «Всекохудожник» заключенные отливали мины. Большинство московских и подмосковных заводов, на которых в 1942–1943 годах были созданы лагеря, производили корпуса минометных мин. Вероятно, и заключенные лагеря при заводе № 568 отливали мины в бывшей мастерской «Всекохудожника». В начале 50-х годов "Всекохудожник" был распущен уже официально, а принадлежавшие ему учебные корпуса передали другим организациям — в частности, НПО «Радий» и Институту математического моделирования. От старых зданий Изогородка сохранились лишь части двух учебных корпусов по Балтийской улице, а также здание бывшего общежития, давно ставшее многоквартирным домом.

Как то неожиданно- зачем они иностранцам? Ну кто ж их поймёт - иностранцев... А с другой стороны - почему бы и нет. Интересные такие куклы, их выпускали трех видов: собственно, кукол, кукол в национальных костюмах и кукол - грелки на чайник. Возможно, именно национальные костюмы привлекали некоторых. Но вот ведь и в прессе написали они в своей про них, вот перевод (текст с каталога 1944г., взяла с фото на выставке:

«Советские девочки» - набор кукол, который почти невозможно найти. Это группа красивых девочек из разных регионов России. Эти маленькие голубоглазые красивые девочки были сделаны в стране коммунистического серпа и молота в те времена, когда у рабочих Советского Союза были задачи не менее мрачные, чем во всеобщей войне. Ольга из Украины носит мягкие помпоны на своём причудливом головном уборе и причудливые полоски, которыми восхищаются сельскохозяйственные угодья. Щеки Анны пылают красным, как зимние яблоки под завязанным бархатным колпаком. Они из далекого Севера, может быть, из Владивостока.

Ну и заметка, вырезка из газеты их заморской.

Источник: www.perunica.ru