Представители киевского режима до сих пор не могут решить для себя, кто из великих людей прошлого, которых им «подарили» западные хозяева — «свой», а кто — «зраднык» и «москаль».
Нью-Йоркский музей «Метрополитен» объявил «украинцами» сразу трех выдающихся российских художников — Илью Репина, Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского. Практически синхронно городской музей Амстердама сделал то же самое в отношении Казимира Малевича.
Как пишет The New York Times, «активисты» и «историки искусства» давят на западные музеи, побуждая их изменить привычные названия с русским «бэкграундом» на украинские.
Подобные переименования звучат как минимум необычно. Есть ли для них хоть какие-то основания?
Архип Куинджи родился в 1842 в местечке Карасу Мариупольского уезда в семье приазовских греков. Мариуполь не имел никакого отношения к исторической Украине-Малороссии. Он входил сначала в Новороссийскую, а затем — в выделенную из ее состава Екатеринославскую губернию. Художественное образование Куинджи получил в Санкт-Петербурге. Там же произошел и расцвет его творчества. Помимо столицы Российской империи, художник достаточно долго жил в Крыму, и некоторое время — в Одессе.
Украинские мотивы в творчестве Куинджи присутствовали («Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром», «Ночь на Днепре», «Вечер на Украине»), но носили второстепенный характер. Художник уделял значительно больше внимания Крыму, Кавказу, центральным регионам России. О себе Куинджи писал, что он — «русский с греческими предками».
Ованнес (Иван) Айвазовский появился на свет в 1817 году в Феодосии в армянской семье. Он учился и в полной мере раскрыл свой дар в Санкт-Петербурге, много путешествовал по Европе, был штатным живописцем Главного морского штаба Российской империи. При этом Малороссию-Украину он наблюдал исключительно, когда проезжал через нее по дороге из Крыма в Санкт-Петербург и обратно.
Илья Репин родился на Слобожанщине, в Чугуеве, в 1844 году. Малую родину он покинул еще в юности. Себя он считал русским, а о жителях Малороссии отзывался с легкой иронией, и даже наречия их не понимал, о чем лично признался в своих воспоминаниях. Большую часть жизни Репин провел в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Единственный, кто из «новоявленных украинцев» может «порадовать» свидомых — это Казимир Малевич. Он появился на свет в Киеве в польской шляхетской католической семье, и даже дома разговаривал по-польски, однако в 1920-е годы на фоне проводимой в УССР политики «украинизации» в некоторых анкетах в графе национальность писал «украинец». Правда, это не помешало ему в 1927 году при получении французской визы назваться поляком.
Что мы имеем в сухом остатке?
Западные горе-искусствоведы записали в украинцы российского армянина Айвазовского, Куинджи, который считал себя русским с греческими корнями, и Репина, который однозначно называл себя русским и признавался в мемуарах, что даже не понимал малороссийского говора.
За компанию досталось и творчеству выдающегося французского импрессиониста Эдгара Дега. Сотрудники «Метрополитена» переименовали серию его картин, известных как «Русские танцовщицы», в «Танцовщиц в украинском платье». Пастели были созданы в 1894-1905 годах. Писал Дега их под впечатлением от выступлений в Париже танцевальных групп, прибывших из Российской империи. Глядя на костюмы танцовщиц Дега, сказать со стопроцентной уверенностью, из какого региона Российской империи они прибыли, невозможно. Однако сработала «культура отмены» всего русского, и героини картин превратились в… «украинок».
«Американская политико-культурная система сегодня еще раз на весь мир продемонстрировала не только низкий уровень образованности и знаний представителей истеблишмента. Вот уж Ованнес Айвазян (он же Иван Айвазовский) удивился бы тому, что теперь он украинец. Помимо этого американцы (даже в лице казалось бы уважаемых институций) специально показывают своё полное пренебрежение как к истории других государств, стран и народов, так и к мировой истории. И делают они это цинично, пытаясь отобрать у всего мира то, что им не принадлежит, обосновывая всё это ими же придуманным лжеценностями…
Под американскую диктовку обезумевшие наци жгут книги, сносят памятники, пытаясь не просто уничтожить русскую классику или стереть память о великих исторических личностях, они пытаются уничтожить часть мировой культуры и всеобщей истории. И это демонстрирует только то, что для них нет других ценностей кроме тех, что одобрены ими – американцами… Они в своем состоянии высочайшей степени самовлюблюнности не знают, что отменить историю невозможно, можно лишь сжечь много книг, сломать много памятников, запретить стихи и музыку или переписать таблички под произведениями искусств. Но всё это не даст желаемого ими эффекта и они такими действиями не достигнут так вожделенного ими "всемирного господства". Не так давно по меркам истории нацистская Германии всё это уже продемонстрировала», — прокомментировал происходящее в своем телеграм-канале член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.
После того, как американцы принялись объявлять великих российских художников украинцами, в СМИ самой «незалежной» вышла серия приторных материалов, поддерживающих инициативу заокеанских хозяев.
Великий российский композитор Петр Чайковский — выходец из малороссийского казацкого рода. Таким образом, его историческая связь с Украиной-Малороссией — куда крепче, чем у Айвазовского или Куинджи. Однако это нисколько не «реабилитирует» композитора в глазах украинских неонацистов.
Министр культуры Александр Ткаченко публично настаивает на исключении из репертуара мировых исполнителей произведений российских композиторов — включая созданного Чайковским «Щелкунчика».
«Искренне не понимаю, как, оправдывая себя, некоторые наши известные музыканты сравнивают запрет на исполнение музыки Чайковского с условным запретом "таблицы Менделеева": мол, музыка, как и точные и естественные науки, не имеет национальности… Произведения искусства рождаются конкретными людьми в определенном историко-социальном контексте. И художники, писатели, композиторы своими произведениями транслируют свою позицию. Те нарративы, которые зашиты в месседже произведений искусств этих авторов, формируют сознание русских, в частности, веру в собственную богоизбранность, особый путь России», — глубокомысленно заявил украинский министр-нацист.
Киевский минкульт потребовал от Национальной музыкальной академии избавиться от имени Чайковского в своем названии. А после того, как совет учебного заведения попытался возразить, неонацистски настроенные студенты провели возле здания НМА акцию под красноречивым названием «Чайковского прочь».
Западные эксперты с лицемерными улыбками призывают украинские элиты «отобрать» у России также Николая Гоголя и Михаила Булгакова, и «свидомые» рады заявлять о своих культурных претензиях ради пиара в ходе информационно-психологической войны.
На самом деле, высокое искусство — будь то музыка, живопись или литература — глубоко чуждо заправляющим сегодня в Киеве хуторским нацистам. Их культура — это Верка Сердючка, националистический рэп, наполовину состоящий из нецензурной брани, и «анатомические» граффити на стенах.
Чайковский с Куинджи им непонятны, а Булгаков, честно изображавший события Гражданской войны на Украине, — враждебен. Деятели искусства родом с Малороссии, творившие в рамках русской культуры, в понимании «щырых украйинцив» — предатели и «москали». Память о них адепты киевского режима с радостью вообще изъяли бы из мировой культуры, чтобы в исступлении втоптать в грязь и уничтожить.
Происходящее с культурой— это яркое свидетельство того, что противоборство между Западом и Россией глубже, чем может показаться на первый взгляд. От нас хотят избавиться на всех уровнях. И, судя по масштабам агрессии, Запад готовился к этой атаке на нас еще задолго до СВО.
Автор: Святослав Князев
Заглавное фото из открытых источников