Вечер был посвящён 75-летию народного артиста России Николая Бурляева и 30-летию МКФ «Золотой Витязь».
Дебют Николая Бурляева в кино (родился актер 3 августа 1946 года в Москве) состоялся в 1961-м, когда он снялся в курсовой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Молодой режиссер подошел к подростку прямо на улице.Потом по рекомендации Кончаловского актёра пригласил в картину «Иваново детство» Андрей Тарковский. Оба фильма получили призы – Золотого и Бронзового Львов на Венецианском кинофестивале (1962). Параллельно юный актер дебютировал на театральных подмостках: главный режиссёр Театра имени Моссовета Юрий Завадский занял его в спектакле «Ленинградский проспект» по пьесе И. Штока. Николай Бурляев сыграл 14-летнего Васю Забродина, сценического внука самого Николая Мордвинова, и три года играл в спектаклях на прославленной сцене.
Бурляев окончил мастерскую заслуженного артиста РСФСР Леонида Шихматова в Театральном училище им. Б.В.Щукина, а также мастерскую режиссуры Михаила Ромма и Льва Кулиджанова во ВГИКе.
На вечере-концерте юбиляр с теплотой вспоминал своих великих наставников и сказал, что верит в судьбу: не встреть он в 1959 году Кончаловского, судьбоносная встреча непременно бы состоялась с кем-то другим.
Собственно, эти «другие» плотно окружали артиста со времени его дебюта. За пять лет он снялся в десяти фильмах: помимо первых громких дебютов, в двух фильмах по прозе Веры Пановой – во «Вступлении» у Игоря Таланкина и в картине Юлия Файта «Мальчик и девочка», в «Метели» Владимира Басова, в «Герое нашего времени» Станислава Ростоцкого и, наконец, в «Андрее Рублёве» Тарковского, в роли Бориски, колокольных дел мастера. Позднее увидим его в «Игроке», «Маленьких трагедиях», «Военно-полевом романе», «Проверке на дорогах», «Мастере и Маргарите», «Адмирале» – всего более чем в 60 фильмах.
Саундтреки к его дебютным фильмам и к «Андрею Рублёву» писал великий Вячеслав Овчинников, будущий автор музыки к «Войне и миру» и «Они сражались за Родину». На протяжении вечера его музыка, как и других композиторов, звучала в исполнении Российского национального оркестра Михаила Плетнёва, дирижировал лауреат международных конкурсов Антон Жуков. Под музыку оркестра Николай Бурляев читал свою поэтическую программу, перемежая чтение с дорогими его сердцу воспоминаниями.
Вспомнил, как в доме Михалковых подружился с Никитой. «И это человек,– говорит он, – с которым, как и с Андреем Тарковским, в душе своей я не расстаюсь никогда. За Андрея молюсь, иногда он приходит ко мне во сне, и мы разговариваем, как никогда при жизни. А с Никитой Михалковым мы вместе учились в Щукинском, прыгали через столы, готовясь к ролям суперменов, я сыграл роль присяжного в его первом спектакле «12 разгневанных мужчин». Причем он отдал мне роль, которую в американском фильме играл Генри Фонда. Когда репетиции были в разгаре, Никиту исключили из Щукинского за участие в киносъемках, и он каждый вечер ждал под окнами, когда уйдут педагоги,и можно будет начать репетировать. Спектакль мы сделали на таком уровне, что ректор Борис Захава засчитал его нам как дипломный.Через 50 лет Никита снял фильм «12», за который получил приз в Венеции, на «мою» роль взял Маковецкого. Нов прошлом году позвонил: «Коля, охренительная авантюра, хочу, чтобы ты у меня поиграл в “12-ти”. Делаю для театра,тех актеров уже не беру, один я буду играть то, что делал в фильме,и ты мне нужен». Я сказал ему, что бросил театр 55 лет назади возвращаться не хочу. Но на всякий случай спросил:“Когда репетиция?”.“Вчера”, –сказал Никита. В результате мы на полгода бросили все свои дела и по шесть часов в день репетировали. Премьеру сыграли в апреле в Большом театре, ездим со спектаклем по разным городам, 26–27 сентября играем на сцене МХАТ им. Горького, приходите».
Никита Михалков, находясь за границей, поздравил Бурляева по видеосвязи: «Ты сумел так достойно пронести свое творчество по жизни, что я не могу представить тебя 75-летним, ты сумел не расплескаться и не погрязнуть в «счастье» лести и славы, сосредоточился, как говорил Горчаков, и очень многое сделал. Снялся в прекрасных картинах, снял свои фильмы, организовал замечательный фестиваль “Золотой Витязь”, занимающий важное место в нашей культурной жизни. И как бы ни пытались принизить твое значение, “Золотой Витязь”жив, направлен на созидание и радость творчества, на сохранение ценностей, о которых так часто говорим и так редко защищаем их. Недавно имел огромную радость работать вместе с тобой над спектаклем “12”…».
Бурляев посвятил своим единомышленникам стихи, там есть такие строки: «Если не я и не ты\С ложью не выйдем на бой,\Не защитим Красоты\Перед зловещею тьмой…\ Кто же за нас сбережет\Истины Свет золотой,\Кто от расправы спасет?\Коль мы не вышли на бой?!». Можно считать это его личным девизом.
С поздравлениями на сцену поднялись ближайшие соратники Бурляева, и среди них председатель партии «Справедливая Россия» –За правду», лауреат «Золотого Витязя» Сергей Миронов. «Посмотрите кадры со сценами из спектакля «12», – сказал он, –герой Николая Петровича вновь человек без кожи, с обнаженным сердцем,ранимый романтик, борющийся за справедливость. Бурляев и в жизни –боец, тот самый Витязь, который стоит на рубежах многострадальной русской культуры, не позволяя отдать ее на поругание».
Миронов рассказал, что спектакль «12» ему довелось посмотреть в Екатеринбурге. В огромном зале на несколько тысяч человек стояла благоговейная тишина: зрители были потрясены тем, с какой мощью актёрами были сыграны роли.
«Отдельное спасибо, – сказал С. Миронов, – Николаю Бурляеву и Никите Михалкову. Считаю, что лучшего председателя Комитета по культуре в Госдуме VIII созыва, чем Бурляев, не найти».
Подарки на этом юбилее дарились оригинальные. Так, оркестр исполнил музыкальное приветствие от Михаила Плетнёва, составленное из саундтреков композиторов Олега Каравайчука, Юрия Буцко, Бориса Петрова и Андрея Головина, работавших над фильмами Бурляева «Егерь», «Пошехонская старина», «Лермонтов», «Все впереди».
Первый вице-президент «Золотого Витязя» Илья Бурляев вручил оркестру награду, приз принял концертмейстер, скрипач Алексей Бруни. Вообще музыка была царицей на этом вечере. В начале сентября XII музыкальным форумом под девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» стартовал XII Славянский форум искусств «Золотой Витязь». Православие, сохранение культурной самобытности славянских народов – вот его основные темы. За 30 лет под эгидой «Золотого Витязя» в разных странах проведено более ста форумов, включая кинематографический, отметивший в этом году 30-летие; театральный, литературный, музыкальный, изобразительного искусства, экологических фильмов и русского боевого искусства. В мероприятиях приняли участие более 10 тыс. деятелей культуры из 60 стран.Форумы по кино, театру, музыке, литературе, живописи возглавляют Никита Михалков, Юрий Соломин, Владимир Федосеев, Владимир Крупин, Александр Шилов. Президент Славянского форума искусств – Николай Бурляев.
Остросовременные стихи Пушкина «Клеветникам России»Бурляев прочел под музыку Глинки, оркестром дирижировал народный артист СССР, профессор Анатолий Полетаев. Чтец рассказал историю появления этого номера: именно Полетаев, основатель и бессменный худрук-дирижер знаменитого Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян», лауреата Международного конкурса в Берлине, которому на протяжении полувека зрители стоя (знак триумфа!) рукоплескали в Отечестве и за рубежом, предложил Бурляеву читать эти стихи под Глинку, и выступление получилось триумфальным.
Бурляев напомнил залу, что «Клеветникам России» – это ответ «гражданина Пушкина» депутатам французского парламента и журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию 1831 года и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа, – писал Пушкин, – нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою».
Как все знакомо, а что касается оркестра«Боян»,в декабре 2017-го, накануне своего 50-летия, несмотря на Указ президента «поддержать и сохранить» и на мнение Общественного совета по культуре «не трогать уникальный коллектив, у которого десятки тысяч поклонников», и руководит которым удивительный патриот-дирижер, видящий сверхзадачу в том, чтобы «объединить и сохранить музыкальную культуру славянской цивилизации», был тихо «слит» (выражение министра Мединского), а, точнее сказать, уничтожен.«Умалчивать об этом факте невозможно, – говорит Бурляев, – настолько он возмутителен. «Боян» пытались уничтожить долгие годы, еще со времен Швыдкого, занимавшегося культурой. Имея распоряжение президента, я говорил министру Мединскому: если оркестр уничтожат, история им этого не простит. Так и будет, уверен. А с чиновниками, замеченными в «латентной русофобии», будем бороться».
Концертная программа Бурляева разнообразна: он читает пушкинского и лермонтовского «Пророков», тютчевское «Славянам» («Привет вам задушевный, братья») и оду Державина «Бог», стихотворение Николая Языкова «К не нашим» («О вы, которые хотите…»), прелестный рассказ Чехова «Невидимые миру слезы» и лирический диалог о весне и осени из своей пьесы «Бемби».
Названия стихов говорят сами за себя, в блестящем исполнении юбиляра они звучат современно и свежо.
Несколько лет назад Бурляев, получив благословение Патриарха, задумал снять фильм о Сергии Радонежском. По разным причинам, воплотить замысел в жизнь пока не удалось. Именно тогда Александр Шилов предложил актёру написать его в образе святого. Николай Петрович позировал на 14 сеансах, во время которых и выяснилось, что они с Шиловым единомышленники. Художник представил зрителям несколько вариантов портрета Бурляева в образе Сергия Радонежского. «Искусство – это не прогулка с кружкой пива в одной руке и кистью в другой,– сказал Шилов, –такое анти-искусство создают «художники», которые не имеют ответственности ни перед собой, ни перед людьми, и выдают свою мазню на холсте за авангардные инновации. Анти-искусство уничтожает целые страны, к сожалению, этот всемирный обман вносят и в Россию, дурачат людей всякими инсталляциями, плевками на холст, смеются над историей. В то время, как вовсе времена руководители государств беспокоились, прежде всего, об армии, чтобы защищала свою Родину, и о чистоте искусства, потому что знали: какое искусство – такая и душа у человека, а какова душа, таков и народ...». И далее он подчеркнул: «Николай Петрович – полный антипод этих “творцов”, всем своим творчеством и общественной деятельностью он утверждает: художник должен иметь ранимое сердце, без ранимой души, без оголенного нерва создать ничего невозможно».
Нина Катаева