"Классический русский театр умер – его место занял аттракцион половозрелых лицедеев", – примерно так говорят критики о череде скандалов, разразившихся в театральной среде. Не избежали своей "минутки славы" даже старые театры с солидной репутацией: и там тоже и голые мужики по сцене прыгают, и сомнительные сцены показывают, и "бабло пилят". Нам без конца втюхивают какую-то пошлую арт-дешёвку. Происходит это за наши же деньги в некогда академических театрах. Кто стоит за всем этим?
В этом году под огнём резкой критики оказался художественный руководитель МХАТ им. Горького, который хайпа ради ввёл в спектакль Ольгу Бузову. А несколько лет назад Константин Богомолов отличился постановкой спектакля в МХТ им. Чехова "Идеальный муж", который поклонники богомоловского таланта назвали "острой сатирой на современное общество", а консерваторы увидели грязный пасквиль на христианство с оттенком педофилии. Постановку в конце концов убрали из репертуара.
Но как только в МХТ сменилось руководство, то первым же его решением стало возвращение на сцену богомоловского "Мужа". Либеральная публика рукоплескала такому решению.
Что происходит в закулисье?
К слову, МХТ им. Чехова, как и МХАТ им. Горького, – государственные учреждения культуры, но проводниками традиционных ценностей они почему-то не являются. В программе "Царьград. Сегодня" ведущая Диана Сорокина попробовала разобраться в этом грязном закулисье московской Мельпомены вместе с руководителем идеологического отдела Царьграда Михаилом Тюренковым.
Диана Сорокина: – Михаил, вы не раз писали про режиссёра Богомолова и его "творения". В чём его феномен?
Михаил Тюренков: – Мы с коллегами провели целое журналистское расследование ситуации, сложившейся не только в МХТ имени Чехова, на чью сцену вернулся скандальный спектакль Богомолова "Идеальный муж" – к нему я вернусь чуть позже, а в целом в театральном закулисье Москвы и всей России.
За последние две недели произошли два события, о которых стоит поговорить отдельно. Это смена высшего руководства в двух важнейших русских театрах – в МХТ им. Чехова и в МХАТ им. Горького.
Когда-то это был один театр, один из старинных русских театров – МХАТ, у истоков создания которого стояли знаменитые Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. В советское время, до конца 80-х годов, это был один театр, потом он разделился на "Горьковский" и "Чеховский". Почему-то считалось, что "Чеховский" театр более новаторский и либеральный, а "Горьковский" – более консервативный и патриотический.
Настоящий плевок Богомолова в лицо миллионам
И действительно это было так, потому что Татьяна Доронина, которая возглавляла "Горьковский" театр до 2018 года, человек патриотических убеждений и взглядов. Она в большей степени сохраняла традиционность русского драматического репертуарного театра, чем сцена в Камергерском переулке, МХТ им. Чехова.
Спектакль Богомолова "Идеальный муж", прямо скажем, извращенский и антихристианский. В нём представлено немало сексуальных перверсий, в нём представлен священник-педофил. В одной из сцен практически голая женщина в БДСМ-амуниции предстаёт на кресте, что является вызовом и оскорблением чувств верующих – причём всех христиан, в том числе и инославных, западных.
Поэтому это самый настоящий плевок в лицо миллионам, а в мировом масштабе – миллиардам верующих. И то, что это было на сцене одного из главных русских театров, – это просто возмутительно. Некоторое время МХТ им. Чехова возглавлял замечательный художественный руководитель, режиссёр Сергей Женовач, который и снял с репертуара этот оскорбительный и провокационный спектакль.
Но буквально на днях Женовача уволили. Мы проводили своё расследование и выяснили, на каком уровне было принято это решение. Как оказалось, несмотря на то что формально подобные решения принимают на уровне министерства культуры, здесь корни тянутся в несколько другие инстанции. С одной стороны, в этом замешана вице-премьер Татьяна Голикова. А с другой стороны, как мы видим, и серый кардинал нашей отечественной культуры господин Михаил Швыдкой причастен.
Мы продолжаем это расследование, мы назовём и другие имена. Но вопрос: почему Константин Хабенский – он замечательный актёр, но его нельзя назвать профессиональным художественным руководителем, его нельзя назвать театральным режиссёром, – возглавил столь важное учреждение культуры, как МХТ им. Чехова? И именно он, не успев ещё обжиться в театре, как художественный руководитель принимает первое решение – вернуть на сцену МХТ тот самый скандальный и оскорбительный спектакль "Идеальный муж".
В данном случае стоит задуматься: а свою ли волю исполняет господин Хабенский? Не был ли он назначен именно ради того, чтобы русский театр в Камергерском переулке стал антирусским, антихристианским, антиправославным и оскорбительным для абсолютного большинства людей, придерживающихся традиционных культурных ценностей?
Такие же вопросы возникают и по поводу кадровой политики в отношении МХАТ им. Горького. В 2018 году его возглавил Эдуард Бояков. Как и Татьяна Доронина, это человек консервативных, христианских убеждений. Он в значительной степени продолжил традиции МХАТ им. Горького, которые сложились за последние 30 лет при Татьяне Васильевне.
Но как человек, гораздо более близкий к современной культуре, Бояков придал театру новаторство. И это неплохо. Он привлёк большое количество настоящих интеллектуалов разных направлений. В значительной степени, конечно, это были и православные консерваторы, и современные философы традиционного консервативного направления, которые проводили на сцене театра и свои лекции, и семинары.
Понятно, что для театра это не самое главное. Но мы видим, что и огромное количество замечательных спектаклей появилось. К примеру, прекрасная реконструкция "Синей птицы" в её христианском прочтении, которое было задано ещё в начале ХХ века, до революции.
Появился ряд новых спектаклей, в том числе, наверно, самый выдающийся спектакль современности "Лавр" по знаменитому роману Евгения Водолазкина, который, с одной стороны, сделан так, чтобы его восприняли и молодые зрители, а с другой стороны, он транслирует самые настоящие традиционные христианские ценности. В пьесе есть параллель с современностью, есть параллель и с русским Средневековьем – между житиями святых и современной драматургией. И это было самое настоящее событие.
Но мы видим, что с приходом нового руководства, с хамским увольнением Эдуарда Боякова, снимаются с репертуара замечательные спектакли.
Впереди – "обнуление" театров: кому они нужны?
– А к какому репертуару мы придём в итоге, на ваш взгляд?
– Здесь сложно что-то прогнозировать. Но буквально сегодня утром я прочёл интересное размышление одного либерального театроведа, который доволен всеми этими перестановками и говорит, что "да, МХТ и МХАТ пора бы обнулить". Мол, закончилась эпоха Станиславского и Немировича-Данченко, мы живём в совершенно другое время, пора бы уже "обнулить" всё наследие прошлого, в том числе и советское наследие.
А в советском наследии было немало хорошего. Конечно, и дурное было, к примеру коммунистический идеологизм. Но было немало и самых настоящих драматургических достижений – даже тогда транслировались те же самые традиционные ценности. И репертуар поздних советских театров был очень неплох. Да, советскому театру нужно было придать некое новаторство, развитие.
К сожалению, при Татьяне Дорониной МХАТ им. Горького немного "зацементировался", в нём был застой. Но застой может быть лишь временным, а потом начинается угасание. И вот это угасание прекратилось при Эдуарде Боякове, который придал новую жизнь театру. А то, что происходит сейчас с МХАТ, так же, как и с МХТ им. Чехова, возможно, и будет тем самым "обнулением", то есть просто разрушением русского театра.
Да, на сцене в Камергерском – по тому же "Идеальному мужу" и по некоторым другим спектаклям – мы видим уже "актуальное искусство", которое совершенно неактуально для большинства наших граждан.
Мы не знаем, что будет дальше. Но мы видим, как либеральное извращенское лобби захватывает и другие театры. Мы это видим по "Гоголь-центру", по театру наций, по театру на Малой Бронной, который ныне возглавляет тот самый Константин Богомолов. Затронут даже Пушкинский театр, который находится буквально напротив МХАТ им. Горького. Насколько известно, на это здание претендует Михаил Швыдкой. Я думаю, это может стать печальным итогом.
Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва"