Русские Вести

«Кроме театра у нас нет ничего»: как живут театры малых городов России


В Москве в третий раз состоялся круглый стол театров малых городов России, традиционно в Новом пространстве Театра Наций. В этом году собрались более 50 человек из более чем 45 городов России: директора и художественные руководители, а также главные режиссеры, заместители директоров по работе со зрителями и театральные менеджеры приехали в столицу чтобы пройти трехдневный интенсив. Мы часто слышим о театрах городов-миллионников, но по заказу редакции «Вашего досуга» Анастасия Ильина выяснила, как живут и выживают театры малых городов.

Участников круглого стола ждала интенсивная программа: лекции, семинары и презентации от приглашенных куратором Натальей Мозжаковой спикеров. Помощник художественного руководителя Мастерской Петра Фоменко, преподаватель ГИТИСа и ВШСИ им. Райкина, Игорь Овчинников не без доли иронии рассказывал о современных стратегиях продвижения театров в интернет-пространстве (в частности — о проблемах авторского права при онлайн-трансляциях спектаклей). Программный директор Фестиваля «Золотая Маска» и куратор Института театра Мария Бейлина говорила о способах взаимодействия театров и других культурных институций (на примере проекта Theatrum — о коллаборации с музеями). 

Но самое ценное, это презентации представителей малых городов собвенного опыта: художественный руководитель Каменск-Уральского театра драмы «Драма номер три» Людмила Матис делилась опытом сохранения творческого потенциала труппы в условиях пандемии и тотального перехода работы театра в онлайн в период весеннего локдауна прошлого года. Анастасия Катаева (Лобода), руководитель отдела по связям с общественностью и развитию Орского драматического театра им. А. С. Пушкина, в деталях рассказала, как Орскому театру удалось оптимизировать процессы и повысить эффективность с помощью внедрения систем менеджмента сотрудников на платформе битрикс.

Самое эмоциональное и запоминающееся выступление получилось у директора Буинского драматического театра Раиля Садриева. Он произвел фурор своим рассказом о том, как ему удалось, не имея изначально никаких финансовых ресурсов и поддержки, организовать в Буинске большой международный театральный фестиваль национальных театров «Буа – пространство диалога», заманить на него хедлайнера — столичную театральную звезду, и в итоге получить финансовую поддержку своего начинания у руководства региона. «Неистовый» Раиль Садриев, как окрестили его коллеги, помимо фестиваля смог организовать на базе театра несколько драматургических и режиссерских лабораторий, где в качестве артистов подключались обычные горожане, непрофессионалы, а просто любители и все желающие, потому что актеров в труппе Буинского театра не хватало для реализации смелых режиссерских задумок и эскизов. Кроме того, труппа Буинского театра регулярно ездит на обменные гастроли в разные города России и также на заграничные фестивали. Ежегодно Буинский театр проводит творческих конкурс детских театральных коллективов «Ният» с целью популяризации театрального искусства среди детей (особенно школьников) в Татарстане. И все это в Буинске (республика Татарстан), где население около 18 тысяч человек. Стоит ли говорить, что этот пример показателен для провинции. В регионах зачастую театром занимаются отчаянные смельчаки, про которых можно было бы сказать «безумству храбрых поем мы песни» — поскольку здесь ярче видно, что даже усилиями одного неравнодушного и горящего своей идеей человека, можно превратить малый город в важный пункт на театральной карте России и добиться того, что именно твой город станет местом притяжения для творческой молодежи из разных регионов и одной из главных театральных достопримечательностей региона. 

Многие участники приехали на круглый стол впервые. Среди новичков — театральные деятели из городов Вольск, Озерск, Тобольск, Железногорск, Новоуральск, Вышний Волочок, Димитровград, Заречный, Каменск Уральский, Бугуруслан, Губаха, Новочеркасск а также Лобня и Новомосковск. Руководители театров из последних двух упомянутых городов проявили инициативу и сами попросились участвовать, после того, как пообщавшись с участниками прошлых лет поняли сколько полезных знаний можно получить от коллег за время работы этого круглого стола.

В этом году среди новичков было несколько театров из городов, которые являются закрытыми, поскольку градообразующими предприятиями в них являются объекты атомной промышленности. Театр в таком городе – это особый разговор. «У нас в репертуаре 60 спектаклей. Театр ставит и произведения русской классики и современную драматургию, мы работаем на самую широкую аудиторию. Лозунг нашего театра «Открытый театр в закрытом городе!» - так рассказывает о своем Театре Драмы и Комедии «Наш дом» в городе Озерске директор Вячеслав Максимов.

Его коллега из города Сарова (Нижегородская область), директор Саровского драматического театра Марина Першина, приводит наглядный пример: «Город у нас закрытый. Приехать просто так, без приглашения, к нам нельзя. У нас в городе один муниципальный драматический театр, специфика его в том, что в его составе есть еще и кукольное отделение с 2017 года. У нас есть большая сцена, зал на 500 мест, маленькая сцена еще в состоянии недостроя. А кукольный театр работает в отдельном здании, это такой небольшой, семейный театр. Мы являемся монополистами. Нам с одной стороны легко, а с другой – сложно. У нас же нет туристов, приезжих, всегда нужно удивлять публику, поэтому приходится ставить огромное количество новых спектаклей каждый год». Тем не менее, несмотря на статус закрытого города, и все сложности по оформлению документов и пропусков, театр в Сарове является принимающей площадкой для межрегиональных гастролей, он не замыкается в себе самом, в своей единой эстетике, а также по мере сил и возможностей включается в общероссийский театральный процесс. 

Среди тех, кто участвует не первый год, есть города действительно малые, где количество жителей не превышает 100 тысяч человек, такие как Лесосибирск, Лысьва, Советск (бывший Тильзит), Сарапул, Кудымкар, Ачинск, Глазов, Тара, Серов, Нягань, Шарыпово. Есть совсем крошечные, где проживает менее 20 тысяч человек — это Губаха, Большая Атня, Мотыгино и Нюрба. На фоне этих «малышей» уже густонаселенными и большими кажутся Нижний Тагил с его 350 тысячами населения, Новороссийск с его 270 тысячами и даже Альметьевск с его 180 тысячами. Но несмотря на ощутимую разницу в количестве населения, практически все театры, хоть в Мотыгино, хоть в Нижнем Тагиле сталкиваются с одинаковыми проблемами. У многих театров в малых городах нет своего здания, и коллективы годами ждут обещанных помещений или вновь выстроенных или перестроенных от местных властей. Многие театры ютятся в местных ДК или делят площадку с другими учреждениями. 

Отвечая на вопрос, «о чем вы мечтаете, как руководитель театра в малом городе?», Снежанна Лобастова, художественный руководитель Драматического театра из города Шарыпово, задумчиво и тихо произносит: «Мы находимся в маленьком городишке, на краю света практически. И все наше желание и стремление – делать театр. Кроме театра, у нас… и нету ничего. Театр должен обогащаться чем-то новым. А нам не на что отвлекаться (видимо, имеется в виду, что в городе нет других развлечений). Мы открыты, мы живые…Я мечтаю о новом здании. Даже то здание, в котором мы сейчас находится, оно частично наше, если бы нам отдали все здание, оно стоит сейчас там никому не нужное, и стоит порядка 5 миллионов, но у нас и таких денег нет, мы вообще автономное учреждение. А вообще, мы, конечно, уже выросли из этих штанишек. Нам нужно побольше здание, ведь мы и сделать можем больше как театр. Но мы скованы этими стенами. Хотя у нас очень уютный театр, он самобытный. Вот это такая мечта. Об этом мечтают все ребята из нашего театра. У нас микрорайон называется «Берлин», его строили в 1982 году, строили по проекту немецких инженеров. Все здания были временными, и вот то здание, где мы находимся, там был кинотеатр. Справа находился ресторан, у ресторана свои помещения были, включая гостиницу, и все эти помещения теперь просто пустуют. Вот я сейчас еду и думаю, что я тоже мечтаю, чтобы у нас театр назывался «Берлин 23 дробь 1», как у Брехта, и чтобы там собирались и писатели, и художники, и другие творческие люди, чтобы театр был центром притяжения, таким сообществом, куда можно прийти любому человеку, ему там будет хорошо. Нам нужно воздуха больше, нам нужно помещение!». 

Еще одна грань проблемы театральных помещений заключается в том, что построенные еще в советское время здания театров рассчитывались на огромные залы, и теперь диспропорция количества мест и населения в городе налицо. Многим театрам не хватает именно малых сцен, поскольку заполнить большие залы сложнее, и количества зрителей в малом городе хватает на 4-5 премьерных аншлаговых зала, а дальше на спектакль на большой сцене просто некому ходить. Гораздо удобнее и функциональнее иметь в театре еще и малую сцену, где количество мест в зале существенно меньше, что дает возможность выпускать на ней большее количество премьер, давать возможность сделать что-то экспериментальное, в том числе и приглашенным молодым режиссерам.

Петр Незлученко, художественный руководитель Театра драмы в городе Березники сетует «У нас 400 мест в зале, это вместе с балконом, что ж, иногда приходится убирать ряды. Мы иногда играем камерные спектакли на планшете сцены, расставляем станки, и еще начали осваивать малую сцену. Из репзала ее сделали. Это был репзал, а теперь там и вечерние спектакли. Там и читки проходили». Отвечая на прямой вопрос, чем уникален его театр в Березниках, Незлученко не без иронии замечает: «Каждый театр по-своему уникален, наш уникален именно тем, что у нас второй по численности город в Пермском крае, но не имеющий своего здания… Мы вроде бы как … балансосодержатели этого ДК, но там еще присутствуют культурно-досуговый центр, школа балета… и приходится со всем этими… соседствовать. Там в здании есть еще масса возможностей, чтобы открыть еще площадки, свои Гоголь-центры, такие зоны тусовочные, для тех же читок, собирать местных литераторов и музыкантов, не просто площадка для театра, а целый центр!». 

А вот художественный руководитель благополучного Нижнетагильского драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка Игорь Булыгин отмечает: «У нас большой город — 350 тысяч жителей, мы далеко не малый город. Но так получается, что мы не входит в программу «Малая Родина», поэтому тех субсидий, что получают малые города, мы не получаем. У нас есть свое здание, оно в центре города, является архитектурной изюминкой. Даже не через дорогу, а буквально рядом с администрацией. Да, нам повезло. Архитектура у нас монументальная: сталинский ампир, театр построен в 1955 году. У нас 450 мест в зрительном зале. Вот в Березниках на 140 тысяч 400 мест, поэтому у них премьеры мало живут, а у нас премьеры живут дольше. У нас очень много спектаклей, которые доживают до 100 показов и более. Зрители нас любят. У нас есть те, кто ходят из поколения в поколение. Есть молодые зрители, кто недавно пристрастился к театру. И несмотря на архитектонику нашего здания, мы тоже изыскиваем новые формы и работаем, не только на сцене, но и в фойе, и под сценой и не только. У нас нет понятия «малой сцены». Мы вот все надеемся, что она у нас рано или поздно появится. Мы мечтаем о малой сцене! Она нам нужна, как воздух! Потому что есть проекты, которые можно реализовать именно на малой сцене, плюс это возможность работать одновременно на двух сценах».

При этом, безусловно, есть и очень специфические проблемы этих театров, которые сложно представить себе театрам в городах-миллионниках, как в той самой пословице «сытый голодного не разумеет». И если даже оставить сейчас анекдотическую ситуацию с тем самым театром в городе Мотыгино, чьему руководству пришлось проявить креативность и запустить краудфандинговый проект, чтобы собрать средства для строительства стационарного теплого туалета в театре (в городе Мотыгино нет центральной канализации, поэтому многие годы зрителям приходится пользоваться туалетом на улице с выгребной ямой), то в качестве такого примера можно привести другую проблему — увеличивающееся с каждый годом госзадание по количеству зрителей, которое театру нужно выполнять. И если в крупных городах эта проблема решается различными методами — маркетинговыми стратегиями, рассылками, акциями, скидками, дополнительной рекламой и много чем еще « потому что всегда есть неосвоенная масса зрителей, кто ни разу не был в театре, и можно этого зрителя как-то привлечь, то в малом городе, где население, допустим, всего 18 тысяч человек, а по госзаданию театр в год должен «обслужить» 16 тысяч зрителей, все эти методы просто не работают поскольку физически нельзя привести в театр почти всех жителей города, включая лежачих пенсионеров и младенцев. Этот кажущийся нам бюрократический абсурд, тем не менее, действительно существует. И театрам приходится справляться с этой ситуацией. 

Но несмотря ни на что, театральная жизнь за МКАДом не просто существует, она кипит и бурлит, и каждый год в региональных театрах случаются любопытнейшие события: яркие премьеры, запоминающиеся режиссерские и драматургические лаборатории, режиссерские и актерские дебюты. Некоторые театры в регионах начинают уже четко ассоциироваться в театральном сообществе с тем или иным фестивалем (как в случае с городом Буинском), или лабораторией, которая проводится ежегодно и открывает новые таланты. Какие-то театры вольно или невольно даже развивают свои собственные тренды: так Березники успешно работают с направлением беби-театр, являясь, можно сказать, флагманом этого относительно молодого направления среди региональных театров. «Это пользуется популярностью. Первый беби-спектакль у нас родился благодаря лаборатории. У нас есть актриса в театре, Мария Шлейхер, которая поставила уже 2 таких спектакля. Это правда очень пользуется популярностью. Особенно в новогоднюю декаду. Для малышей мы что-то пытаемся сделать. Мне их страшно пускать в большой зал, а им, как по мне, там страшно находиться. И вот в нашем же репзале играем для малышей. Вообще у нас есть план создать специальную сцену только для бейбиков. Даже не сцену, а специальное помещение. Мы его нашли, это очень хорошее помещение, только надо выселить оттуда некоторых работников (смеется), переселить их куда-то, и создать там сцену только для бейби-спектаклей, и больше ни для чего. Это правда очень пользуется спросом. Мамочкам очень хочется выходить из дома. В театр их же просто так не пустят с грудничками, а тут специально для них» — делится Петр Незлученко. Театры в малых городах России зачастую и сильно удалены географически друг от друга и от столиц, тем не менее являются по сути теми узловыми точками, на которых держится то самое общее культурное пространство. Это общее поле разделяемых смыслов, которые эти театра год от года культивируют, позволяет говорить о едином и интегрированном театральном процессе в нашей огромной и необъятной стране. 

Примером такой интеграции театров малых городов России может служить афиша фестиваля «Золотая Маска», где год от года количество региональных участников не уменьшается. В этом году у московской публики была возможность увидеть спектакли из трех малых городов, чьи представители побывали ну круглом столе — это детский спектакль «Серебряное копытце» по мотивам уральских сказок Павла Бажова из Новоуральского Театра музыки, драмы и комедии (номинация «Лучший мюзикл/оперетта», режиссер Евгения Решетникова), это «Королевство Кривых» по мотивам фильма Александра Роу «Королевство кривых зеркал» и повести Виталия Губарева, режиссера Антона Федорова Татарского драматического театра из города Альметьевска и «Я нанял убийцу» режиссера Галины Зальцман Драматического театра из города Шарыпово.

Источник: пресс-служба фестиваля-премии «Золотая Маска»

Источник: www.vashdosug.ru