Русские Вести

«Красные человечки» атакуют Петербург


Посетители «Экспофорума» в Санкт-Петербурге, где проходила выставка-ярмарка современного искусства «Понаехали», обнаружили на ней неожиданного гостя – уехавшего еще в 2014 году из России и окопавшегося в Черногории скандального галерейщика Марата Гельмана. Зачем он снова оказался в нашей стране, и что делает в городе на Неве этот деятель с сильно подмоченной репутацией?

Для тех, кто уже подзабыл, напомним некоторые детали его бурной биографии. Начал свою карьеру этот уроженец солнечного Кишинева, по профессии инженер, как галерейщик в Москве, где организовывал скандальные выставки, покровительствовал художникам, рубившим топорами иконы, а также кощунницам из «Пусси Райот». Затем при поддержке с позором уволенного в дальнейшем губернатора Олега Чиркунова переместился в Пермь, где получил пост директора государственной художественной галереи ПЕРММ. Там Гельман продолжил свои сомнительные «эксперименты».

Апогеем скандала стала его провокационная выставка «Родина», по сути – циничное глумление над ветеранами войны и нашей Победой с таким экспонатами, как обезьяна, облаченная в военную форму с советскими медалями и т.п.

В марте 2005 г. группа депутатов Госдумы сочла оскорбительными и кощунственными экспонаты организованной Гельманом выставки и обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответу ее организаторов за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

А пермские деятели культуры обвинили Гельмана также и в финансовых злоупотреблениях, умышленном завышении расходов на проводимые им мероприятия, деньги на которые выделялись из городского бюджета.

После вспыхнувшего нового скандала и бурного возмущения общественности Гельман сбежал из России и поселился вместе с семьей в Черногории. Там он постоянно делал громкие заявления, обвиняя нашу страну в «отсутствии свободы», «преследовании художников», о будто бы томящихся в тюрьмах России «тысячах политзаключенных» и т.п. Часто гостил у бандеровцев на Украине, где рассыпался им в комплиментах и поносил Путина.

И вот этот беглый русофоб, публично объявивший себя врагом России и ее президента, снова оказывается в Петербурге! И здесь его с почтением привечают и даже дают возможность представить свой выставочный проект «Украинский файл №1». Мало того, его обхаживают журналисты либеральных изданий, расписывая русофоба, как «выдающегося деятеля культуры». В самой популярной в городе интернет-газете «Фонтанка», например, напечатано огромное интервью с этим беглецом.

Но как этот скандалист вообще оказался в северной столице, кто именно его сюда пригласил, о чем его выставка? Как признался сам Гельман во время интервью: «Продюсер мероприятия Владимир Гурфинкель, режиссер, мой партнер в Перми, с которым мы сделали много успешных проектов, предложил: «Сделай что-нибудь для нас». Я ответил: "Ты знаешь, у меня кончились радикальные художники". А потом подумал, что, на самом деле, ввиду контекста, о котором вы говорите, очень важно сделать выставку украинского искусства – как некое противопоставление пропаганде, лжи о ситуации в Украине на российском телевидении».

Демонстративно подчеркивая провокационный характер своей затеи, Гельман в рамках экспозиции разместил стенды, посвященные творчеству другого поклонника бандеровцев – Андрея Макаревича.

Таким образом получается, что в Петербург Гельмана пригласили специально для того, чтобы под видом выставки он занялся там бандеровской пропагандой, противопоставляя ее «лжи российского телевидения», в чем он сам открыто признался в популярном СМИ.

Признался Гельман во время интервью «Фонтанке» и в том, что сегодня его кумир в искусстве другая скандальная знаменитость – Петр Павленский, «прославившийся» тем, что прибивал свою мошонку к мостовой на Красной площади и тоже сбежавший из России. В экспозиции Гельмана в Петербурге Петр Павленский изображен поджигающим уже не двери ФСБ, что он делал в Москве, а Эйфелеву башню. «Это, – с гордостью поясняет Гельман «Фонтанке», – его проект "Порнополитик" со сбором компромата на политиков, из-за которого с выборов в мэры Парижа снялся кандидат, буквально взорвал интернет, а сам Павленский чуть не оказался за решеткой».

Однако новые скандальные эскапады Гельмана и сама выставка в «Экспофоруме» не вызвали в Петербурге интереса у любителей искусства города. «Неудачей» назвала ее газета «Санкт-Петербургские ведомости». «На арт-ярмарке "Понаехали! " в "Экспофоруме", – констатирует газета, – художников и галеристов было больше, чем посетителей».

Одной из главных причин провала газета называет содержание продаваемого. «На рекламных постерах значится "Ярмарка изобразительного искусства". Тогда почему там торгуют сумками, календарями, ножами, какими-то плакатиками? "Сувенирка" в виде кукол, фарфоровых статуэток, резьбы по дереву и прочего на подобных ярмарках возможна. Но не в таком же количестве!», – возмущается газета.

«Что до живописи, – продолжает это главное в городе печатное СМИ, – то в глаза бросается обилие изображений знойных девушек разной степени неодетости и пейзажей разной степени неумелости. На этом фоне суховатые виды Петербурга академистов Сергея Леховича и Анны Филиповской выглядят свежо, а ироничные скульптуры Федора Крушельницкого – как эталон. Уже не говоря о военных рисунках советского классика Анатолия Яр-Кравченко».

Вряд ли что-то добавил ярмарке дизайн пермских художников Ирэны Якутис и Максима Шихова в виде бесконечных красных картонных чемоданов, надо понимать, символа «Понаехали!», и геометричных «красных человечков».

Расставленные по всему павильону, они сильно напоминают работы Андрея Люблинского, который когда-то выставлял своих «человечков» в общественных пространствах Перми. Что было одной из инициатив Гельмана в его бытность «куратором» тамошней культуры, которая вызвала тогда бурное возмущение горожан.

Однако этот псевдоноватор, никак не уймется. Заскучав в Европах, он пытается теперь навязать свои вкусы и своих странных «красных человечков» нашей культурной столице Петербургу.

Нелепые на фоне строгой архитектуры классических зданий северной Пальмиры красные фигурки-уродцы из фанеры «а-ля Гельман» выставлены сегодня в самом центре города – на Конногвардейском бульваре. Может, стоит напомнить организаторам, что именно эти низкопробные художества, подаваемые как «смелое новаторство» Гельмана и его либеральной компании, в Перми в свое время стали одной из причин унизительной отставки губернатора Пермского края Чиркунова, также, кстати, сбежавшего, во Францию…

Андрей Соколов

Источник: www.stoletie.ru