Русские Вести

"Красная баба" стала прообразом Родины-матери


Процесс очищения отечественной культуры от засилья либералов, когда руководящих постов лишились некоторые, одиозные во времена СВО фигуры, споткнулся о новую, совсем некрасивую историю. Третьяковская галерея накануне очередного скандала с участием одной из приближённых к бывшей руководительнице музея Зельфире Трегуловой – её заместителя Татьяны Карповой, каким-то образом сохранившей свой пост после ухода прежнего директора. В сборнике под названием "Адепты красного", посвящённом творчеству художников-импрессионистов Филиппа Малявина и Абрама Архипова, его создатели переворачивают образ русской женщины, представляя её не матерью и женой, а некоей погромщицы с неопределённой гендерной идентичностью.

Возможно, эта история так бы и осталась без внимания общественности, если бы не одно обстоятельство. Начиная с 20 сентября прошлого года, в Третьяковской галерее проходит выставка под названием "Адепты красного", на которой представлены работы двух художников – представителей русского импрессионизма Филиппа Малявина и Абрама Архипова. Посвящена она анализу "роли красного цвета в искусстве первой трети ХХ века", "феминного компонента русской культуры" и т. д.

Так вот, недавно посмотреть экспозицию отправилась читательница Царьграда – Марина. И взяла с собой 12-летнюю дочь Таню – юную художницу, которая очень интересуется живописью. А чтобы лучше разобраться в теме, девочка упросила маму купить сборник, специально изданный к "Адептам красного".

Танюша – она такая, знаете, любознательная. Любит всё изучить. Ну и начала листать этот каталог. А я чем-то там отвлеклась пока. И тут дочь спрашивает изумлённо: "Мама, а что такое "гендерные процессы" в искусстве?" И немножко так, мягко говоря, зависла. Ты это о чём, говорю, к чему вопрос такой странный? И тут Таня показывает мне первую же страницу сборника – "Содержание". Читаю: "«Красная баба идёт»: визуальные образы, гендерные процессы и женское бунтарство на закате Российской империи". Ничего себе, думаю! Выставка-то с пометкой "12+". А тут – такое,

– рассказывает Марина.

Она принесла в редакцию этот самый каталог. Естественно, в первую очередь обратили внимание на его составителей. А вышел он под редактурой заместителя директора Третьяковки – Татьяны Карповой. И тут уж удивились мы.

Ведь, когда в 2023-м, когда после череды скандалов лишилась своего поста Зельфира Трегулова, возглавлявшая Государственную Третьяковскую галерею, – все неравнодушные к культурному наследию России восприняли это как личный праздник. Хотя бы потому, что за те 8 лет, которые Трегулова находилась на директорском посту, она приложила максимум усилий для подмены национальной культуры на привнесённое с Запада "актуальное" псевдоискусство.

Однако же, выходит так, что пусть Зельфира Трегулова и ушла, но в руководящем звене одной из главных сокровищниц не только русского, но и мирового искусства, остались "её" люди. Остались – и продолжают свою деятельность…

У провокаций против русской культуры есть имена

Итак, знакомьтесь – Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, работник Третьяковской галереи с 1983 года, с 2013-го по настоящее время – заместитель генерального директора Третьяковки по научной работе и один из руководителей экспертной фондово-закупочной комиссии.

В общем, по всем формальным признакам человек заслуженный и компетентный – с такими регалиями только и заниматься сохранением великого культурного наследия. Вот только занимается Татьяна Львовна, судя по её работе, чем-то другим…

Хотя Карпова заняла ряд важнейших позиций в Третьяковской галерее ещё до прихода в 2013-м Трегуловой, именно Татьяна Львовна стала верной и активной соратницей одной из одиозных фигур либеральной культурной тусовки. Как раз в то самое время и реализовывался чудовищный, по отношению к будущим поколениям русского народа, план – постепенной замены классических шедевров на "перформансы современного искусства".

По информации источников Царьграда, именно Карпова в 2020-м стала инициатором и главным "двигателем" идеи получения в дар Третьяковской галереей так называемой "коллекции актуального искусства" либерала-русофоба Марата Гельмана*. В святое для русской культуры хранилище попали две сотни "произведений", развращающих эстетический вкус юного поколения и дискредитирующих само понятие "искусство".

"Красная баба идёт…"

К счастью, начало СВО и пусть крайне медленные, но всё-таки запущенные процессы очищения русской культуры привели к тому, что и отдельный "зал Гельмана* в Третьяковской галерее не появился, и Трегулова своего поста лишилась. Но, как свидетельствует события наших дней, подхода Татьяны Карповой к культурной работе это не изменило.

Итак, что вообще произошло.

С 4 по 5 февраля в Третьяковской галерее состоялась научная конференция, приуроченная к проведению выставки "Адепты красного. Малявин & Архипов" (экспозиция открыта с 20 сентября). По мысли организаторов, целью конференции является, помимо изучения творчества указанных художников, "обмен информацией и введение её в научный оборот".

Какие идеи и понятия хочет "ввести в научный оборот" Татьяна Карпова, принимавшая ключевые решения по подготовке материалов выставки и конференции, становится понятно, стоит лишь начать знакомство со сборником статей конференции. Одной из двух вводных статей является текст за авторством В. Б. Аксёнова под названием "Красная баба идёт": визуальные образы, гендерные процессы и женское бунтарство на закате Российской империи".

12 лет исполнилось? Смело читай про "гендеры"

Чтобы взгляду и уму споткнуться, достаточно уже словосочетания "гендерные процессы". Для отечественной научной искусствоведческой традиции понятие "гендерный" до недавних пор было совсем не свойственно – зато мы знаем, где, кто и по какому поводу мусолит тему "гендера". Всё верно: западные либералы, воюющие с традиционной семьёй и консервативными ценностями, лепят ярлык "гендерности" на самые разные извращения, связанные с половой тематикой, вопросами социальной роли женщины и т.п.

А ведь возрастной ценз, обозначенный в материалах к выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов", составляет "12+". То есть, по замыслу организаторов во главе с госпожой Карповой, 12-летний ребёнок, даже ещё не подросток, уже может спокойно читать рафинированные размышления на "гендерную" тему?

И прочитать предлагается немало интересного. Так, по версии автора статьи, в отечественной культуре сформировался специфический образ женщины, отражающий художественное представление о подлинном характере русского народа. О Родине, другими словами. И образ этой "красной бабы" весьма примечательный…

В общем, если верить написанному (а как же 12-летнему ребёнку, которому это официально разрешили читать, не верить тому, что написали взрослые умные дяди и тёти с учёными степенями и высокими должностями?), русская женщина как выражение образа Родины представляет собой две крайности. Либо развращённая всеми западными "свободами и ценностями" личность, либо – некое кровавое существо, постоянно живущее в стихии погрома, бунта и насилия…

Но дьявол, как известно, кроется в деталях – в смысле, многое становится ещё более понятным, если прочитать между строк. В главной статье сборника, посвящённой анализу участия женщин в социально-политической жизни страны, приводятся примеры их роли в классовых протестах, бунтах и восстаниях.

А теперь стоит припомнить, что именно на "женский бунт" изначально делали ставку наши сегодняшние враги в информационной войне, которая происходит в рамках СВО. Это чудовищная и провокационная игра на смертях наших воинов, устроенная в период мобилизации. Тогда на раскачку ситуации были брошены силы различных, якобы "стихийно возникших", женских организаций, которые, будучи ведомыми липовыми "правозащитницами", устраивали протестные выступления. Да и позже матерей и жён военнослужащих пытались вовлечь в противоправные деяния.

И создатели "каталога" подводят нас к мысли, будто патриотическая мобилизация общества имеет обратную сторону – в виде социального протеста. Мол, такова суть появившегося в искусстве (представленного, получается, на выставке) кровавого и страшного образа русской женщины – не матери и жены, но "убийцы" и "красной бабы".

А главный вывод такой: в годы Великой Отечественной войны именно этот концепт "красной бабы" лёг в основу образа... "Родины-матери"! Каково? Не собирательный образ русской женщины-патриотки, которая благословляла своих мужей и сыновей на войну со страшным врагом Отечества, а некоей погромщицы с неопределённой гендерной идентичностью.

Что с того?

Вот такие представления о русских женщинах и о России, в целом, в феврале 2025-го, за пару недель до третьей годовщины начала СВО, активно продвигает в экспертном сообществе и пытается "ввести в научный оборот" Татьяна Карпова.

Получается, Зельфира Трегулова ушла, а "трегуловщина" – осталась?..

А ещё, все эти "красные бабы" на глянцевых страницах изданий, выпущенных под эгидой Третьяковской галереи, смутно что-то напоминают. Где-то мы эти жуткие "портреты" России уже наблюдали, причём совсем недавно…

Да, точно – вскоре после начала Спецоперации один за одним кощунственные песни о России стали сочинять либералы-"нетвойнисты" из числа "творческой интеллигенции".

То сбежавший в Израиль комик Семён Слепаков** сочинит в песенке "Баю-бай" образ России как жестокой матери, растящей детей лишь для того, чтобы они умерли за её "величие". Портрет языческой богини, пожирающих собственных сыновей, ни дать ни взять.

А то, вроде бы оставшийся в России, но явно вставший на сторону её врагов, лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук так обращается к Родине в новой песне – "Тёмен век мой <…> рваный лик твой, укололась и забылась…".

Зато теперь понятно, с кем и какие мысли, ценности и идеалы разделяет Татьяна Карпова…

Источник: tsargrad.tv