Русские Вести

Кинотеатры в России при смерти


Важнейшим из искусств для большевиков, больших мастеров пропаганды, являлось кино. А вот их нынешние неверные наследники закрывают кинотеатры один за другим: нет зрителей, нет ярких лент, нет денег. Все в один голос просят о государственной помощи. Дать или не дать – как думаете, дорогой читатель?

"Дай миллиард!"

Генеральный директор объединённой киносети "Синема Парк" и "Формула кино" Алексей Васясин дал понять, что для кинотеатров спецоперация намного страшнее, чем пандемия, когда все сидели по домам. Сейчас посещение кинотеатров свободное, но интереса публики нет, к тому же её доходы падают.

Самый кассовый фильм лета, русский триллер "Одна", собрал всего 322 миллиона рублей за три месяца проката, по 3,5 миллиона в день по всей России – это, конечно, слёзы по сравнению с цифрами прошлых лет. При этом расходы у владельцев никуда не делись – аренда или налог на недвижимость, коммуналка, зарплаты – всё это исправно капает. Главный тезис Васясина, ради которого всё затевалось, звучит донельзя банально:

Чтобы не обанкротиться, отрасли нужно от 6 до 10 млрд руб. в год.

Откуда взять эти миллиарды? Васясин не называет прямо слова "бюджет", но контекст не вызывает ни малейших сомнений:

В пандемию нам была оказана финансовая помощь, пусть и не в первую волну. Тогда нам дали 4,2 млрд руб., которые были поделены равными долями между продюсерами и киносетями. Сейчас мы не знаем, будет ли хоть какая-то поддержка.

То есть перед нами очередной убыточный бизнес, который непременно надо поддержать из бюджета, чтобы не допустить всплеска безработицы и остановки произв… стоп, какого производства? Кинотеатры же ничего вроде бы не производят.

Не совсем так. Любая услуга – это всё равно производство чего-то, пусть и нематериального. Кинотеатры являются заключительным звеном в сложном процессе производства двух очень значимых вещей: эмоций и, будем называть вещи своими именами, пропаганды. В последние годы много пишут – и Царьград тут на передовых позициях – о том, как Россию захватила западная культура. Но как она это делала – через книги, через, простите, радио без глушилок? Ерунда!

Главным инструментом были телевидение и кино – даже не музыка, потому что она транслирует куда меньше смыслов. Все эти видеосалоны с Голливудом класса "Б", все эти первые ласточки блокбастеров на больших экранах, видеоклипы и сериалы по телевидению – были той столбовой дорогой, по которой, как по привычному Можайскому тракту, Запад вошёл в Россию и остался в ней.

А можем мы поступить как-то иначе? Что будет, если не дать отрасли денег?

Зачем нужны кинотеатры

Она загнётся. Не вся, но по большей части – бизнес просто выйдет из игры. Россия сейчас не может снимать по двадцать масштабных блокбастеров в год, а другого способа завлечь избалованного (или, если угодно, развращённого) зрителя у нас нет.

И дальше вновь встанет проблема использования зданий кинотеатров. В 1990-х годах их перепрофилировали под торговые центры, рынки, развлекательные учреждения, когда и сносили – но даже при широком распространении домашних видеомагнитофонов кинотеатры долго оставались единственным местом, где можно было посмотреть новинки в хорошем качестве. Теперь же это всегда удобнее и дешевле делать дома. Поход в кинотеатр из привычки и даже необходимости стал осознанным и зачастую недешёвым творческим мероприятием.

Но даже в современных условиях большой экран остаётся серьёзным инструментом пропаганды. Когда вы смотрите хороший художественный фильм о событиях в Донбассе дома, вы, безусловно, принимаете посыл, узнаёте новое, проникаетесь какими-то чувствами, но всё это очень сиюминутно. Но когда после просмотра того же фильма в кинотеатре из него выходят пятьсот человек – это уже сила, объединённая общей идеей.

И это единственная причина, почему надо рассматривать государственную поддержку кинотеатров.

Столичный опыт

Давайте посмотрим, как это происходит в Москве.

Столичные власти назвали уход Голливуда и европейского кино "окном возможностей" для отечественной альтернативы.

Воспользоваться здесь и сейчас предоставленным шансом – дело чести для российского кинобизнеса, – чрезмерно пафосно потребовали они качества от наших киноделателей, ссылаясь на коммерчески успешные региональные проекты в Якутии и Бурятии.

Москва обещает нам, цитируем, "качественное и достойное кино, выбранное не только по принципу "развлекательности контента", но и сопереживания, обучения, воспитания души зрителя, формирования русского национального характера на наших общих российских ценностях – любви к Родине, патриотизме, интернационализме, взаимовыручке и поддержке, доброте, уважении к знаниям и труду". Звучит прекрасно. Вот только вопрос, способны ли мы заполнить все имеющиеся кинотеатры фильмами, отвечающими всем этим условиям. Нет, взять государственные субсидии под задачу их создания мы можем, тут сомнений как раз нет, процесс налажен. А вот убедить зрителя в том, что это стоит посмотреть, куда сложнее. Причём проблема и в творцах, которых у нас всё-таки не "с горкой", и в зрителях, нынешнее поколение которых выросло на Голливуде.

С 28 июня по 28 июля в столице проходила заявочная кампания на получение поддержки – за ней обратилась половина кинотеатров города (39 кинопрокатных организаций), больше половины заявок уже одобрено, окончательная сумма составит 400–500 миллионов рублей. Максимальная поддержка на один кинотеатр – 50 миллионов. При этом деньги даются не просто так, а в форме компенсации затрат на пользование правами на национальные фильмы: 100% по затратам, которые были понесены с 1 января по 31 мая 2022 года, 50% – после этой даты. То есть отечественные фильмы сейчас обходятся московским прокатчикам предельно дёшево.

Но купить фильм мало – надо привлечь на него публику. Пять ведущих киносетей города получили гранты на рекламу русского кино – примерно по 6 миллионов каждой сети.

Но город выступает не только спасителем бизнеса, но и заказчиком продукта. Общие расходы столицы на продвижение своего образа всегда были велики, а с 2020 года к ним добавился заказ на кинофильмы. Авторам лент о Москве оказывается материальная поддержка, причём её размер прямо зависит от времени, которое занимает показ общественных пространств города. Сейчас максимальный размер такой поддержки вырос до 15 миллионов рублей авторам полнометражных фильмов и 4 миллиона – короткометражных. Срок акции может быть ограничен, так что прекращайте читать статью и бегите снимать фильм о Москве!

Есть и другие формы поддержки – например, компенсация части затрат на аренду, если фильм снимается на принадлежащих городу объектах. В общем, Москва весьма агрессивно закрепляет свой статус безоговорочной столицы русского кино по всей производственной цепочке, от замысла до проката. Тем более город развивает собственную сеть кинотеатров "Москино", располагающую синематекой в размере более 5000 фильмов.

Неудивительно – как говорит режиссёр Фёдор Бондарчук, "Москва – гигантская съёмочная площадка, где можно снимать практически всё: от исторических картин до фантастических боевиков".

Что с того?

С Москвой разобрались. А как быть с остальной Россией? Там региональные бюджеты не вытянут подобные программы. Поэтому закрытие значительной части кинотеатров, особенно возрождённых в нулевых годах в расчёте на экономический рост, более чем вероятно.

Уже к апрелю по сравнению с прошлым годом в России закрылся каждый десятый кинозал – в большинстве случае временно, но мы понимаем, что кардинально ситуация не изменится, Голливуд не вернётся.

Даже не состоявший в международных договорах об авторских правах СССР легко крал книги и музыку, но очень осторожно и выборочно – фильмы. Сейчас же и вовсе ситуация нелепа, мы изо всех сил стараемся чтить законы наших врагов: вон Минэкономразвития выступило против выхода из ВТО, потому что это станет "нарушением правил".

Государство пришло к развилке, есть три варианта пути.

Налево пойдёшь – организуешь "параллельный импорт" ярких зарубежных фильмов. Это заполнит кинотеатры, но позволит Западу и дальше транслировать свой культурный код в России.
Прямо пойдёшь, по привычному пути – да, увы, материальная поддержка в ожидании наполнения рынка качественной кинопродукцией производства России и нейтральных стран. Если что, Болливуд уже у порога, готов продать нам любое количество фильмов, вот только пойдут ли русские люди на эту стряпню – большой вопрос. Одним из вариантов поддержки является национализация (покупка) загибающихся кинотеатров, но это значит навсегда сделать их убыточными. Хотя можно перепрофилировать здания – судя по тому, что русские СИЗО заполнены на 96%, нам очень скоро понадобятся новые площади.

Направо пойдёшь – вспомнишь, что у нас капитализм на дворе, и бросишь отрасль на произвол "невидимой руки рынка", но тогда в течение года закроется 90% кинотеатров. Продать под бизнес их не удастся – сейчас нет и ещё долго не будет повышенного спроса на столь обширные коммерческие помещения, тем более расположенные в ТЦ, а не отдельно (там можно было бы снести и построить жильё).
Конечно, пойдём прямо, вопрос только, чтобы не слишком дорого. Деньги-то – налогоплательщиков, и далеко не все они жаждут поддерживать загадочных русских режиссёров и тем более прокатчиков.

Иван Деиентьев

Источник: tsargrad.tv