Долгое время культурой в нашей стране заправляла публика, распределявшая премии и награды «среди своих». Казалось бы, за последние два года ситуация должна была кардинально измениться, но за спиной защитников России культурные «оскары» и деньги снова уплывают в карманы предателей Родины.
Отечественные либералы изрядно постарались, чтобы сегодня их воспринимали в нелепо-комическом ключе. Этому способствуют и видеокадры, на которых сбежавшие из нашей страны всклокоченные русофобы, осевшие в США и Европе, пересказывают фантазии (совпадающие в общих чертах и даже в некоторых деталях) о своём триумфальном возвращении в Россию.
Но не стоит обольщаться жалким зрелищем этих опереточных персонажей.
- Во-первых, они долгие годы своей либеральной культурной деятельностью активно формировали в нашем обществе антипатриотические, антирусские, антитрадиционные идеи, тренды, настроения.
- Во-вторых, «либеральная элита» это не только непосредственные «производители контента» – это ещё и те, кто благодаря связям, механизмам влияния и финансовым ресурсам активно рекламировал и распространял подобную «культуру».
Один из инструментов продвижения «прогрессивных ценностей» – культурные премии, награды и церемонии. Те самые мероприятия, которые дают аудитории чёткий посыл – вот эти произведения и люди талантливые, модные и актуальные, и никакие другие.
Что же и кого же в качестве современной классики и героев нашего времени предлагали России популярные культурные премии?
Какая литература, такие и премии
Литература до недавнего времени была ключевым каналом распространения либеральных идей в нашей стране. Писатели сеяли печатное антирусское слово, которое должно было в итоге дать ядовитые для России плоды. А рекламировали этих сочинителей всевозможные литературные премии.
Можно сразу отсеять западные, откровенно русофобские проекты вроде «Русского Букера» – премии, созданной англичанами в 1992 году и финансируемой из-за границы. Не зря «Русский Букер» скоропостижно умер в 2018-м, как только государство обратило внимание на работу антирусских сил в нашем культурном пространстве.
Либеральное влияние проявляется и во вроде бы благонадёжных премиях, имеющих в списке своих соучредителей профильные государственные ведомства и министерства. В качестве наглядного примера рассмотрим самую, пожалуй, престижную литературную награду нашей страны последних лет (вручается с 2005 года) – «Большую книгу».
И с первой же «Большой книги», вручённой весной 2006-го, стало понятно: либералам здесь рады. Первую премию получил Дмитрий Быков*, ныне иноагент, откровенный ненавистник всего русского и враг России. Впоследствии Быков* становился неоднократным лауреатом «Большой книги» – третья премия в 2011 и 2018 годах.
Вторая премия досталась Михаилу Шишкину – писателю, который с 2013 года живёт в Германии, отказался от любых связей с Родиной и даже начал сочинять на немецком языке. Полный набор либеральных «осуждений» – против воссоединения с Крымом, против спецоперации и даже против чемпионата мира по футболу 2018 года в нашей стране.
А приз читательских симпатий тогда разделили тот же Быков*, Алексей Иванов, сочетающий в своих произведениях чёткую антихристианскую позицию с постоянными причитаниями на тему «в России всё плохо, пора валить», и Людмила Улицкая. Спонсирующая Незалежную в её противостоянии с Россией и вынашивающая в Берлине планы по полному выселению русских из Крыма, Улицкая также стала одним из постоянных победителей «Большой книги» – первая премия в 2007-м, третья – в 2016-м, неоднократные «призы симпатий».
Шаг вперёд к патриотизму, два – назад к либералам
Но, может быть, это дела давно минувших дней? Увы, нет.
В конце ноября 2014 года вручали очередную «Большую книгу». Общественно-политический фон очевиден – несколько месяцев назад Россия вернула Крым, нарастают патриотические настроения и противостояние с коллективным Западом. В такой ситуации победа Захара Прилепина с романом «Обитель» кажется показателем культурного перелома, но имеется парадокс.
Прилепин получает первую премию, а вторую премию берёт Владимир Сорокин, известный своим скандальным творчеством и ярко выраженным либерально-западническим умонастроением. Приз зрительских симпатий с Прилепиным разделяет белорусская писательница Светлана Алексиевич, которую сложно заподозрить в симпатиях к России.
Впоследствии либеральное литературное лобби и вовсе переходит в контрнаступление – новым знаменем «прогрессивной общественности» становится возникшая буквально из ниоткуда писательница Гузель Яхина. В 2014-м о ней никто ничего не слышал – а в декабре 2015 года она получает главный приз «Большой книги» за более чем спорный во всех отношениях роман «Зулейха открывает глаза».
В 2019-м Яхина получает третью премию, а в декабре 2022-го – приз читательских симпатий «Большой книги». И это притом что 24 февраля 2022 года писательница публикует открытое письмо, в котором осуждает действия России и русского народа. Организаторов «Большой книги» это не смущает – как не смущало их в последние несколько лет присутствие среди лауреатов таких ярко выраженных либеральных писателей-русофобов, как Мария Степанова, Александр Архангельский, Людмила Петрушевская, Александр Иличевский, Тимур Кибиров и другие.
Русофобам тоже нужны награды, понимать нужно
Литературой сфера культурных интересов либералов не ограничивалась – кинематограф не мог остаться без их внимания. О том, насколько странная с точки зрения пропаганды русофобских идей ситуация сохраняется в отечественном кинопроизводстве и прокате, Царьград уже рассказывал. Но и присмотревшись к нашим кинопремиям, можно обнаружить немало любопытного.
Например, в январе 2023-го состоялась церемония награждения премией «Золотой орёл». Очевидно, что голосование, определившее победителей, проходило в конце 2022 года. Спецоперация в самом разгаре.
И в это самое время лучшими актрисами Ирина Старшенбаум (роль в кино) и Юлия Хлынина (роль на ТВ). Артистки, которые не скрывали своего негативного отношения к ZOV.
Так, Старшенбаум 24 февраля 2022 года написала в социальных сетях следующее:
Как мы докатились до этого? … Я не хочу в это верить. Мы не выбирали этого. … Мы желаем немедленного прекращения этих чудовищных действий.
Юлия Хлынина высказала свою поддержку Незалежной уже в октябре, буквально в то самое время, когда жюри премии «Золотой орёл» принимало своё решение. Актриса разместила в соцсетях сообщения с названиями городов Незалежной, сопровождая их словами «ужас», «боль», «страх», «мрак». Это произошло после того, как начались «удары возмездия» по инфраструктуре «страны У» за теракт на Крымском мосту.
Думаете, предполагаете, надеетесь, что за прошедший с той поры год что-то изменилось в кинотусовке? Приходится в этом усомниться, глядя на список лауреатов «Золотого орла», объявленный в начале 2024-го. В этом списке, например, лучшим игровым фильмом значится проект «Снегирь» режиссёра Бориса Хлебникова, одного из либеральных режиссёров «нового поколения», стабильно выступающего против действий России, – с 2014 года по настоящее время. Да и сама картина «Снегирь» пополняет длинный список фильмов, навязывающих зрителю одну и ту же мысль: в «этой стране» среди нелюдей жить невозможно.
Театр – дело тонкое, тёмное, антирусское?
Ещё более тревожная ситуация сложилась с главной театральной премией России «Золотой маской».
О том, что эта награда и одноимённый фестиваль превратились в рассадник либеральной антикультуры, представители театрального сообщества говорят на протяжении нескольких лет, но их голоса услышали лишь после переломного 2022 года. Хотя достоянием общественности странные процессы, закулисно развивающиеся в русском театре, стали ещё в 2015-м, в связи со скандалом вокруг кощунственного и развратного спектакля «Тангейзер». Вызвавший общественное возмущение спектакль Тимофея Кулябина был номинирован на «Золотую маску» – либералы захотели во что бы то ни стало наградить единомышленника.
Потом скандалы посыпались один за одним. Ая Макарова, один из экспертов премии, открыто выступила против Родины после начала Спецоперации. Одиозный режиссёр Кирилл Серебренников, воспитавший целую плеяду антипатриотов, получил две «Золотые маски» в 2019-м. В конце 2022-го премии удостоились сбежавшие из России Дмитрий Крымов (получил награду уже в пятый раз) и Алвис Херманис, для спектакля которого о Горбачёве придумали даже «специальный приз».
Дальше – больше. В апреле 2023-го лучшим драматическим спектаклем стала постановка «Р» по пьесе Михаила Дурненкова. Абсурдность награждения подчёркивалась тем, что за пару дней до церемонии драматург открыто желал русской армии полного поражения в противостоянии с боевиками-националистами из «страны 404». После такого уже не приходится удивляться тому, что тогда же две «Золотые маски» получил спектакль «Финист ясный сокол», в отношении режиссёра которого Евгении Беркович было возбуждено уголовное дело об оправдании терроризма.
Впрочем, есть надежда на лучшее будущее самой престижной театральной премии России – в конце декабря 2023 года президентом «Золотой маски» стал Владимир Машков.
Что в итоге
Долгие годы на все вышеперечисленные опасения по поводу различных культурных премий у либералов было два исчерпывающих ответа: «свобода творчества» и «свобода слова».
Мол, творцы имеют право на самовыражение (то самое «я художник, я так вижу»), а околокультурное сообщество имеет свободу объявлять «настоящим» и «ненастоящим» искусством всё, что пожелает. Это противоречит национальным интересам, безопасности государства, традиционным ценностям? Плевать либералы на всё это хотели и свою наплевательскую позицию активно проявляли через литературные, театральные и кинопремии.
В наши дни стало наконец очевидно, что безопасность и будущее народа и страны имеют приоритет по сравнению с правом «творца» фантазировать о своих комплексах и отклонениях. И общенациональные премии – культурные, образовательные, просветительские – должны наглядно показывать новую, подлинную русскую культуру, выделяя и награждая настоящих героев. Первые удачные примеры уже имеются – например, недавно состоявшаяся церемония вручения наград общества «Знание».
Но очевидно, что у подобных проектов, ориентированных на патриотизм и традиционные ценности, нет и половины тех информационных и рекламных ресурсов, которыми располагают «старые» премии. Отчасти это объективная реальность – за год-два трудно обрести такой же авторитет, как награды, история которых насчитывает десятилетия.
Но лишь отчасти: потому что либеральная «культура» в России никуда не пропала. Да, многие её представители сбежали за границу – но многие, умеющие выжидать и не говорить лишнего, остались. А значит, осталась и прежняя система – и сама собой, добровольно, она уходить в прошлое не намерена. Нужно её проводить – как слишком долго засидевшегося гостя.