Русские Вести

Как развивать культуру, если ты не из столицы?


Мюзикл "Голоса большой страны" - проект Арт-школы музыкального театра "Тавриды".

Существует стереотип, что хорошие театры находятся лишь в культурных столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Ведь драматических, музыкальных и детских театров там гораздо больше, чем в любом другом городе-миллионнике. Именно в столицах задают тренды индустрии, работают именитые режиссеры, известные артисты и проходят ключевые культурные события. Но правда ли провинциальный театр хуже столичного?

Образовательный заезд "Главная сцена" на площадке арт-кластера "Таврида" в Крыму собрал театральных деятелей со всей России. Эксперты вместе с участниками обсуждают основные проблемы региональных театров: отток кадров, взаимодействие с властями, трудности в продвижении и ограниченность бюджета – и собственными проектами доказывают, что театральное искусство живет и развивается не только в столицах.

Хотя Москва и Санкт-Петербург лидируют по количеству участников заезда, театральная "география" не ограничивается их точками притяжения: в провинции есть как сильные постановки, так и профессиональные менеджеры, артисты и другие профильные специалисты. Наталия Сергеевская, сокуратор арт-школы театрального менеджмента, директор "Театрального проекта 27" и помощник руководителя Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров убеждена, что многие региональные театры дадут фору столичным. По ее мнению, театр процветает там, где есть хороший художественный руководитель или директор, а местоположение не имеет значения. Однако у регионов есть потребность в развитии специалистов и новых знаниях – вопрос в том, где провинциальным театрам их получать?

"В регионах говорят, что менеджерам не хватает знаний, чаще всего это фанаты, которые пришли работать в театр и пытаются его совершенствовать. "Таврида" стала уникальным местом, которое позволяет специалистам, менеджерам и продюсерам из регионов пройти полноценную пятидневную школу. Другой такой программы по менеджменту, которая включает общение с чиновниками, мастер-классы по smm-продвижению и интенсивы по созданию грантовых проектов даже за деньги не купить –  ее просто не существует. Поэтому арт-кластер позволяет очень сильно развивать компетенции команд  региональных театров. Кроме того, это огромные возможности для нетворкинга. Проблема в том, что регионы бывают достаточно закрытыми: они мало видят, у них нет возможности общаться с коллегами из-за того, что мест, куда ты можешь приехать и  поделиться знаниями,мало", – рассказала Наталия Сергеевская.

Площадка арт-кластера "Таврида" открыла возможность привлечь в регионы свежие взгляды и новые идеи. В арт-школе национального театра молодым творцам со всей страны выпал шанс получить должность режиссера-постановщика в театральном проекте Государственного республиканского русского драматического театра им. М. Горького (г. Махачкала). Контракт по итогам питчинга проектов предложили Павлу Пронину из Москвы. По задумке молодого режиссера спектакль-путешествие обратится к жизни и творчеству поэта Расула Гамзатова. Материалом для сценария послужат глубинные интервью с самыми разными жителями Дагестана. Эскиз постановки создадут в рамках II Северо-Кавказского культурного форума летом 2023 года. Постановку возьмут в репертуар театра, а премьера состоится в сентябре. В театральном проекте будут заняты молодые артисты из семи республиканских театров.

"Мы с руководством театра определим план работы и начнем исследование, соберем информацию о Расуле Гамзатове и напишем полноценную пьесу. Мне кажется, "Таврида" – это мощнейший заряд знаний, огромное количество новых знакомств и удивительных возможностей. Одно из уникальных достоинств проекта – возможность увидеть настоящие примеры того, как такие же горящие молодые люди пробуют что-то сделать, предлагают и добиваются успеха", – рассказал Павел Пронин.
 

Недостаток кадров в провинциях волнует региональный менеджмент. Отмечают нехватку художников-постановщиков, художников по свету и звукооператоров, а еще молодых артистов – их в коллективах обычно мало. Секретами перезагрузки театра и привлечения артистов в провинциальную труппу поделилась директор Альметьевского татарского государственного драматического театра Фарида Исмагилова:

"Многие актёры стремятся покорять столичные сцены, не замечая возможностей в малых театрах, поэтому и происходит отток кадров. В нашем театре мы стараемся заинтересовать молодых профи фестивалями, гастролями и поездками в разные города и страны. Сейчас в труппе театра – 41 артист, 25 из них – в возрасте до 35 лет. Путешествия и фестивали – это такие приятные фишки, которые помогают удержать творцов и специалистов".

Региональным театрам трудно выстраивать отношения с властью. О правильном взаимодействии с региональными чиновниками на "Тавриде" рассказал директор Иркутского областного театра кукол "Аистенок", Депутат Думы города Иркутска 7-го созыва Андрей Стрельцов:

"Одна из ключевых проблем в том, что местные власти, реализуя указания свыше, могут превратить пожелание в догму и часто ужесточают исходные требования. Кроме того, отсутствует общий подход при формировании государственного задания театрам в регионах. У некоторых федеральных театров есть 1-3 задачи, а у регионов – от 10 до 20 пунктов. Поэтому всегда необходим диалог. Мы поддерживаем партнерские отношения с Министерством культуры, стараемся объяснять, что иногда не нужно ставить жесткие рамки. Существует главный закон власти: ей можно только поделиться. Поэтому старайтесь искать наставников и союзников, которые помогут продвигать ваши проекты и развивать театр. Провинциальные театры сталкиваются с финансовыми проблемами, но их можно решать с помощью специальных программ, таких как "Культура Малой Родины". Она, например, позволяет детским театрам получать средства на постановки из федерального бюджета, приглашать режиссеров и профессиональные команды".

Больное место региональных театров – работа со зрителями в социальных сетях и устаревшие сайты, через которые идут все продажи. В Новом экспериментальном театре Волгограда зрителей привлекают с помощью качественного визуального контента в социальных сетях и на сайте, а умение работать со спонсорами и СМИ спасает при ограниченном бюджете.

"Сердце любого театра – это сайт, основа продаж, поэтому ему нужно уделять большое внимание. Он должен быть актуален и иметь хорошую архитектуру. Мы используем новые технологии, чтобы удивлять, сейчас ориентируемся на крупнейшие стриминговые площадки. Благодаря современному подходу к разработке за год продажи билетов через сайт НЭТа увеличились с 30 до 90 процентов, – рассказывает руководитель отдела маркетинга Волгоградского государственного нового экспериментального театра, член творческой группы программы поддержки театров малых городов России Юрий Гончаров. – Театральные менеджеры должны привлекать в театр деньги или, для начала, искать возможность экономить. Например, можно договориться о партнёрской рекламе с химчисткой, ведь на чистку костюмов тоже уходят деньги. Соберите свое "поле" партнеров на театральном сайте. И желательно за ним ухаживать: раз в квартал выпалывайте сорняки. Только тогда руководство театра выделит вам ресурсы и увеличит финансирование".

Специфическая черта работы в театре в провинции – отношение к конкуренции. С одной стороны, если государственный театр в провинции один, то проблем со зрителями нет: все жители посещают только его. С другой – как развиваться, когда нет мотивации стать лучшим в регионе? И парадокс: когда театров в провинции несколько, "выживать", заполнять залы и выделяться становится сложнее. Получается, остается создавать качественные постановки, решать проблемы и гореть своим делом – тогда ни один театр не останется незамеченным ни зрителями, ни столицами.

"В провинции театр имеет невероятные возможности – намного выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Именно в провинции проходит своеобразный профессиональный естественный отбор. Если ты сможешь хорошо реализоваться в провинции, достичь успехов и проявить себя – Москва однозначно о тебе узнает. Стереотип, что будучи известным провинции, ты остаешься неизвестным в Москве – это всего лишь стереотип. Не верьте ему", – поделился Айрат Тухватуллин, первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. А.П. Чехова.

Участники "Тавриды" не отстают от экспертов и влияют на локальную культуру своими проектами. Например, Константин Никитин из Удмуртской Республики признается, что в регионе не хватает взаимодействия с другими театрами, коллабораций и совместных проектов. Оказавшись здесь, он познакомился с творцами из других областей и получил новый опыт. В 2021 году на "Тавриде" Константин выиграл грант в размере 590 тысяч рублей на открытие студии актерского мастерства "Выжыкыл". К занятиям привлекает подростков, вместе с действующими актерами Национального театра Удмуртии они создали сказочную постановку на удмуртском языке. Сейчас Константин хочет развивать в своём театре новые формы – занимается созданием мюзикла и надеется получить новый грант.

"Когда директор театра увидел постановку, разрешил нам не платить аренду за сцену. Теперь мы будем отправлять запросы в школы, чтобы дети могли приезжать и смотреть спектакли на родном языке. Очень хочу, чтобы так же успешно получилось и с мюзиклом", – рассказал Константин Никитин.

Актёр Нижневартовского театра юного зрителяГеоргий Калинин своим проектом "Театр у школьной скамьи" планирует прививать детям и подросткам любовь к книгам и театру – ребята примут участие в читках спектаклей и почувствуют себя актёрами. Режиссер поможет под другим углом посмотреть на русскую классику. Лучший эскиз будет ставиться профессиональным режиссером на сцене Театра юного зрителя.

Об открытости театра для зрителей задумались в Пермском академическом Театре-Театре. Там поклонники театрального искусства могут посетить экскурсии и заглянуть за театральные кулисы: познакомиться с актёрами и сотрудниками театра, побывать в костюмерной, гримерках и разных цехах, а также увидеть устройство сцены изнутри. Всего за прошлый театральный сезон в театре провели 200 экскурсий. Специалист по работе со зрителями и участница арт-школы театрального менеджмента Яна Шанина подтверждает, что благодаря экскурсионному направлению число зрителей увеличилось на 3 процента.

После окончания образовательного заезда "Главная сцена" молодые творцы из 63 регионов России вернутся в свои театры. Участники арт-школы театрального менеджмента получили удостоверение государственного образца от Театрального института имени Бориса Щукина по программе "Методы эффективного управления в сфере культуры". Подобные программы станут доступны для молодых деятелей культуры и искусства в Университете креативных индустрий, который начнет свою работу в 2023 году и станет ядром арт-кластера "Таврида". Заряженные на новые свершения и вдохновленные на работу, молодые профи применят полученные знания на практике и сделают все возможное, чтобы превратить свою провинцию в еще одну культурную столицу.

Источник: rewizor.ru