Прочитала, что 100 лет назад француз Марсель Дюшан представил в Нью-Йорке своё самое смелое произведение «Фонтан» - обычный перевёрнутый писсуар. По результатам опроса 500 арт-критиков, «Фонтан» занял первое место в списке произведений XX в., опередив Матисса. Как такое может быть?!
О. Комова, Н. Новгород
Ответ редакции
«Фонтан» Марселя Дюшана представляет собой писсуар с автографом и датой. Фото: Commons.wikimedia.org
Отвечает Сергей Андрияка, художник:
- Такие «произведения», как перевёрнутый писсуар, и иже с ними, - это чистое хулиганство, не имеющее к искусству никакого отношения. И стопроцентный арт-бизнес. А бизнес не будет заморачиваться на тему истинной ценности искусства. Его волнует лишь то, как, раскрутив объект, сделать на нём побольше денег.
Парадоксов сегодня немало. Как объяснить, что на крупнейших аукционах Рубенс стоит дешевле Малевича?!
Никто ведь не скажет, что Питер Пауль Рубенс - бездарный художник, которого вытащили из пыли. Но ещё больше меня удивляет другое: если перевёрнутый писсуар или какашка, завёрнутая в красивую бумажку, - это действительно продвинутое искусство, как это преподносят многие арт-критики, то почему тогда короли, президенты, премьер-министры не дарят друг другу таких подарков? Наоборот, на высшем уровне принято преподносить традиционное искусство, антиквариат. Я с трудом представляю себе нашего президента, который приезжает в США и преподносит Трампу коробочку с дерьмом со словами, что это современное произведение искусства и на аукционах оно стоит безумных денег. Потому что дерьмо, как его ни заверни, всё равно дерьмо...