Отец Александра Роу был ирландцем, а мать – гречанкой. В 1905 году инженер Артур Говард Роу приехал в город Юрьевец Костромской губернии, чтобы налаживать мукомольное производство. Там он женился на Эйли Караджорд, урожденной гречанке, и уже через год на свет появился их сын Александр. Но в 1914-м Артур Роу уехал на родину, оставив семью в России.
Мальчику пришлось начать зарабатывать с 10 лет – он продавал спички и гребни. Несмотря на это, у него оставалось время на кружок художественной самодеятельности.
Первым фильмом Александра Роу была сказка «По щучьему веленью». Режиссер сразу же решил отказаться от рисованной анимации в кино, под его руководством создавались удивительные по тем временам спецэффекты. Например, самодвижущуюся печь собрали московские инженеры, внутри было место для водителя и пиротехническое устройство, чтобы печь выпускала клубы пара. А 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная» изготовили в Загорске. Чудище приводилось в движение командой из 20 человек.
Александр Роу прославил Георгия Милляра – самую знаменитую Бабу-Ягу отечественного кино. Впервые этого персонажа актер сыграл в картине «Василиса Прекрасная», Роу отдал роль мужчине, хотя на нее пробовалось множество актрис, в том числе Фаина Раневская. С тех пор Милляр регулярно появлялся в сказках Александра Артуровича, играя порой до трех персонажей в одном фильме. Это не спасало его от множества дублей, так, во время съемок одного из эпизодов «Василисы Прекрасной» ему пришлось 25 раз съехать по желобу из печки. В результате актер получил ожог.
Александр Роу на съёмочной площадке
Знаменитую Настеньку в «Морозко» и Аленушку в «Огонь, вода и… медные трубы» сыграла фигуристка Наталья Седых, свою будущую звезду режиссер заметил по телевизору. Не был профессиональным актером и Вася из «Огонь, вода и… медные трубы», он же Андрей, рыбацкий сын, из сказки «Варвара-краса, длинная коса». Алексей Катышев работал помощником звукооператора на студии. Однажды, посмотрев на него, Роу сказал: «Такие глаза созданы для сказки». Не был профессиональным актером и Александр Хвыля, исполнивший в «Морозко» роль Деда Мороза. Дебют оказался настолько удачным, что на многие годы Хвыля стал главным Дедом Морозом Кремлевской елки.
Кадр из фильма "Марья -искусница"
Наибольший успех из фильмов Александра Роу имела сказка «Морозко». В 1965 году фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции. По легенде картину оценил Стивен Спилберг, который назвал «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда. Некоторые находки Роу вполне сопоставимы с элементами фильмов ужасов, например, моменты, где из корыта высовывается зеленая рука Чуда-Юда (чем не Фредди Крюгер?) в «Варваре-красе, длинной косе» и где Иван превращается в медведя в «Морозко». А Баба-Яга и Кащей Бессмертный в исполнении Милляра сначала были настолько страшными, что пугались лошади на съемках и дети в кинотеатрах, поэтому актер со временем добавил этим персонажам комедийности.
«Морозко» был одним из первых фильмов Инны Чуриковой. Актрисе во время съемок пришлось несладко. Во-первых, в сцене, где Марфушка поедает яблоко, на самом деле ей пришлось с аппетитом грызть сырой лук. Во-вторых, зимнюю натуру снимали под Мурманском. В сцене, где Марфушка сидит под елкой и ждет Деда Мороза, она действительно очень сильно замерзла, потому что оператор долго устанавливал свет. А когда Чурикова впервые увидела себя на пленке во время озвучки картины, он заплакала и даже задумалась, не уйти ли вовсе из кино – такой отталкивающей она сама себе показалась.
Фото: Кадр из фильма МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА (1952)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссер снимал под Кировском в Мурманской области. Для этого киношники возвели целое украинское село, местные жители снялись в массовке и первыми увидели картину.
Фильм «Кащей Бессмертный» снимался во время войны и вышел на киноэкран в мае 1945 года. Он стал настоящей сенсацией – образ злодея ассоциировался у советских людей с побежденным захватчиком. «Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен», – говорил Милляр, который считал вульгарным сравнение его персонажа с Гитлером. Чтобы вжиться в роль, Георгий Францевич ходил по церквям и изучал, как изображали Сатану на иконах. Отчасти на образ повлияла картина Васнецова «Воины Апокалипсиса».
Александр Роу и Георгий Милляр на съёмках сказки "Морозко"
Незадолго до съемок актер переболел малярией, весил «45 килограммов с ботинками». Для роли Кащея он побрил голову и брови и после наложения грима становился таким страшным, что его боялась лошадь. Ей приходилось закрывать глаза. Несмотря на успех картины, следующие 10 лет снимать сказки Роу не давали – считали их легким жанром.
На съемках у Александра Роу всегда был заготовлен термос с хорошим горячим чаем. Если игра актера нравилась режиссеру, он поил его чаем, и это считалось знаком отличия.
Со своими фильмами Александр Роу объехал весь мир, только в Африке он побывал в 22 странах. Оттуда он привез коллекцию масок.
Александр Роу на съёмках фильма "Королевство кривых зеркал"
Автор: Romul dok // cont.ws
Заглавное фото из открытых источников