Русские Вести

Как ирландец русские сказки снимал


Его называют режиссером, открывшим миру киножанр волшебной сказки. На фильмах Александра Роу выросло не одно поколение советских детей. Именно он создал самые известные экранизации русских народных и авторских сказок для детей. Среди его фильмов – «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Огонь, вода и... медные трубы», «Королевство кривых зеркал», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Конек-Горбунок». 8 марта исполняется 115 лет со дня рождения режиссера Александра Роу.

Отец Александра Роу был ирландцем, а мать – гречанкой. В 1905 году инженер Артур Говард Роу приехал в город Юрьевец Костромской губернии, чтобы налаживать мукомольное производство. Там он женился на Эйли Караджорд, урожденной гречанке, и уже через год на свет появился их сын Александр. Но в 1914-м Артур Роу уехал на родину, оставив семью в России.
Мальчику пришлось начать зарабатывать с 10 лет – он продавал спички и гребни. Несмотря на это, у него оставалось время на кружок художественной самодеятельности.

Первым фильмом Александра Роу была сказка «По щучьему веленью». Режиссер сразу же решил отказаться от рисованной анимации в кино, под его руководством создавались удивительные по тем временам спецэффекты. Например, самодвижущуюся печь собрали московские инженеры, внутри было место для водителя и пиротехническое устройство, чтобы печь выпускала клубы пара. А 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная» изготовили в Загорске. Чудище приводилось в движение командой из 20 человек.

Александр Роу прославил Георгия Милляра – самую знаменитую Бабу-Ягу отечественного кино. Впервые этого персонажа актер сыграл в картине «Василиса Прекрасная», Роу отдал роль мужчине, хотя на нее пробовалось множество актрис, в том числе Фаина Раневская. С тех пор Милляр регулярно появлялся в сказках Александра Артуровича, играя порой до трех персонажей в одном фильме. Это не спасало его от множества дублей, так, во время съемок одного из эпизодов «Василисы Прекрасной» ему пришлось 25 раз съехать по желобу из печки. В результате актер получил ожог.  

Александр Роу на съёмочной площадке

Знаменитую Настеньку в «Морозко» и Аленушку в «Огонь, вода и… медные трубы» сыграла фигуристка Наталья Седых, свою будущую звезду режиссер заметил по телевизору. Не был профессиональным актером и Вася из «Огонь, вода и… медные трубы», он же Андрей, рыбацкий сын, из сказки «Варвара-краса, длинная коса». Алексей Катышев работал помощником звукооператора на студии. Однажды, посмотрев на него, Роу сказал: «Такие глаза созданы для сказки». Не был профессиональным актером и Александр Хвыля, исполнивший в «Морозко» роль Деда Мороза. Дебют оказался настолько удачным, что на многие годы Хвыля стал главным Дедом Морозом Кремлевской елки.

Кадр из фильма "Марья -искусница"

Наибольший успех из фильмов Александра Роу имела сказка «Морозко». В 1965 году фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции. По легенде картину оценил Стивен Спилберг, который назвал «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда. Некоторые находки Роу вполне сопоставимы с элементами фильмов ужасов, например, моменты, где из корыта высовывается зеленая рука Чуда-Юда (чем не Фредди Крюгер?) в «Варваре-красе, длинной косе» и где Иван превращается в медведя в «Морозко». А Баба-Яга и Кащей Бессмертный в исполнении Милляра сначала были настолько страшными, что пугались лошади на съемках и дети в кинотеатрах, поэтому актер со временем добавил этим персонажам комедийности.

«Морозко» был одним из первых фильмов Инны Чуриковой. Актрисе во время съемок пришлось несладко. Во-первых, в сцене, где Марфушка поедает яблоко, на самом деле ей пришлось с аппетитом грызть сырой лук. Во-вторых, зимнюю натуру снимали под Мурманском. В сцене, где Марфушка сидит под елкой и ждет Деда Мороза, она действительно очень сильно замерзла, потому что оператор долго устанавливал свет. А когда Чурикова впервые увидела себя на пленке во время озвучки картины, он заплакала и даже задумалась, не уйти ли вовсе из кино – такой отталкивающей она сама себе показалась.

Фото: Кадр из фильма МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА (1952)

«Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссер снимал под Кировском в Мурманской области. Для этого киношники возвели целое украинское село, местные жители снялись в массовке и первыми увидели картину.

Фильм «Кащей Бессмертный» снимался во время войны и вышел на киноэкран в мае 1945 года. Он стал настоящей сенсацией – образ злодея ассоциировался у советских людей с побежденным захватчиком. «Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен», – говорил Милляр, который считал вульгарным сравнение его персонажа с Гитлером. Чтобы вжиться в роль, Георгий Францевич ходил по церквям и изучал, как изображали Сатану на иконах. Отчасти на образ повлияла картина Васнецова «Воины Апокалипсиса».

Александр Роу и Георгий Милляр на съёмках  сказки "Морозко"

 Незадолго до съемок актер переболел малярией, весил «45 килограммов с ботинками». Для роли Кащея он побрил голову и брови и после наложения грима становился таким страшным, что его боялась лошадь. Ей приходилось закрывать глаза. Несмотря на успех картины, следующие 10 лет снимать сказки Роу не давали – считали их легким жанром.

На съемках у Александра Роу всегда был заготовлен термос с хорошим горячим чаем. Если игра актера нравилась режиссеру, он поил его чаем, и это считалось знаком отличия.
Со своими фильмами Александр Роу объехал весь мир, только в Африке он побывал в 22 странах. Оттуда он привез коллекцию масок.

Александр Роу на съёмках фильма "Королевство кривых зеркал"

Автор: Romul dok // cont.ws

Заглавное фото из открытых источников

Источник: cont.ws