Царьград не раз писал о русофобии и пропаганде извращений на театральных подмостках. И о тех, кто двигает эту дичь в массы, причём за государственный счёт. Однако там речь шла преимущественно о столицах. И если вы думаете, что за тысячи километров от Москвы и Санкт-Петербурга в этом смысле всё хорошо – глубоко заблуждаетесь. Сегодняшний наш рассказ – о дурно пахнущей истории, которая произошла не где-нибудь, а в городе Русской славы Севастополе.
Вокруг Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского разразился нешуточный скандал. Связан он с увольнением одного из сотрудников театра и с постановкой, в которой зрители разглядели весьма спорные подтексты. С неё, пожалуй, и начнём.
Голубой снег
Нашумевший спектакль называется "Снег. Снег". Поставлен он по пьесе Михаила Угарова "Смерть Ильи Ильича", которая, в свою очередь, написана по мотивам романа А. И. Гончарова "Обломов". В аннотации к спектаклю сказано, что нам расскажут "историю о цельном человеке в безжалостной лихорадке жизни. Любовь и жизнь Ильи Ильича – это своеобразное зеркало для каждого из нас".
Уже странно, правда? У Гончарова ведь совсем про другое.
Впрочем, дальше – интереснее. Между героями, Обломовым и доктором Аркадием, происходит странный диалог, в ходе которого они долго, смакуя подробности, обсуждают, как лучше называть женский половой орган – "петушок" или "волчок". В итоге Илья Ильич признаётся, что не живёт половой жизнью и заявляет, что он не мужчина. Он – Обломов. "Обломов больше мужчины!" Ну а всё зло, само собой, от женщин.
В другом диалоге, не менее пространном, герои обсуждают свойства мужского полового органа. И в контексте "вершок или аршин", и в плоскости "что он может знать". Все эти разговоры с совершенно открытым и каким-то, прямо скажем, нездоровым сексуальным подтекстом происходят на фоне очень интересных символов.
С первых же сцен спектакля бросается в глаза упорное навязывание дополнительного подтекста: сначала в лице безымянного исполнителя роли зайца, хаотично прыгающего по лужайке, затем – кресло-качалка в виде огромного чучела зайца, на котором безумно скачет Ольга, и наконец – в виде усохшей тушки животного, подвешенного вниз головой. На первый взгляд, заяц на сцене – это воплощение главного персонажа и его внутреннего мира. Однако не все так просто, если вспомнить, что в китайской традиции заяц или кролик использовался для обозначения гомосексуальных отношений. И тут мы выходим на совершенно иной подтекст спектакля, на протяжении которого постоянно на сцене присутствует заяц/кролик, подсвечивающий высказывания персонажей,
– поделилась своим мнением о скрытых смыслах спектакля участник проекта "Читаю стихи" Ирина Бережных.
А теперь, как говорил покойный писатель Михаил Задорнов, – вдохнули! Спектакль имеет возрастной маркер 16+, билеты на него можно приобрести по Пушкинской карте. То есть получается, что этот "шедевр" рекомендован (!) для просмотра молодёжи! Можно выдохнуть.
Враги государства
Ещё интереснее становится, если вспомнить автора пьесы, по которой поставлен спектакль "Снег. Снег", – Михаила Угарова. До последнего дня своей жизни (умер в 2018 году) он был художественным руководителем Театра.doc. Его сподвижницей в этой работе была супруга Елена Гремина (тоже скончалась в 2018 году).
"Главное для Дока – это человек, его судьба и возможность свободно жить и высказывать свое мнение", – написано на официальном сайте театра. Правда, свободно высказывалось в этом театре только одно мнение – антигосударственное. Совместное творчество Угарова и Греминой – спектакли "Час восемнадцать" (про Магнитского) и "Болотное дело" (про "невинно осуждённых" участников попытки государственного переворота). Разумеется, нашли отражение в их творчестве и события 2014 года на Украине и в Крыму – понятно, в каком контексте. Почему-то кажется, что будь Угаров и Гремина живы сейчас – они непременно соорудили бы спектакль про "берлинского пациента", про его "отравление" и страдания в заключении.
Одна из самых громких постановок Театра.doc – "L'anomalo bicefalo" ("Двуглавая аномалия"); в адаптации режиссёра Варвары Фаэр – "БерлусПутин".
Это очень жёсткая площадная сатира на Владимира Путина, его политику и личную жизнь,
– говорил о спектакле Михаил Угаров.
Площадная – пожалуй, самое подходящее слово. Суть произведения: Сильвио Берлускони приехал к Владимиру Путину в гости, и случилось так, что на Путина было совершено покушение. Однако по ошибке оказался убит итальянский лидер, а русский получил ранение в голову. В итоге ему пересадили часть мозга Берлускони, и он вышел из комы "порядочным человеком". Придя в себя, ужаснулся тому, что творится в стране…
Словно в насмешку над участниками этого действа, никого из них не погрузили в "чёрные воронки", не отволокли в подвалы Лубянки. Никого не расстреляли, не сломали ни одного ребра, не выбили ни одного зуба. Даже не посадили никого! Тем не менее Угаров и Гремина до последнего вздоха боролись с "тоталитарным Мордором".
Теперь же по пьесе Угарова поставлен спектакль в Севастополе – городе русской воинской славы. Спектакль, в котором "цельным человеком" почему-то считается индивидуум с явными сексуальными девиациями, со смыслами, содержащими явные намёки на половые извращения. Вам не кажется, что это какая-то издёвка – над историей, над зрителями, и в первую очередь над теми, кто сейчас проливает кровь в борьбе с нацизмом?
Что с того?
Эта история вызывает огромное количество вопросов. Самый главный – как спектакль мог стать участником программы Пушкинская карта. Согласно методическим рекомендациям, все произведения, претендующие на участие в программе, должны пройти через "сито" экспертного совета, в который, согласно методическим рекомендациям, входят "выдающиеся деятели культуры и искусства", представители различных общественных советов, равно как и представители государственных учреждений. В состав экспертного совета должно входить не менее пяти человек, а для принятия решения нужно консолидированное мнение не менее трёх членов совета.
А теперь – внимание, вопрос: члены совета, принявшие решение о включении спектакля "Снег. Снег" в программу, вообще ознакомились с произведением? Они читали про все эти "петушки", "волчки", "хрены", сопоставили это с возрастным маркером 16+? Они в курсе бэкграунда автора пьесы? Хотелось бы узнать имена этих "выдающихся деятелей культуры" и услышать их объяснения. И лучше всего, если их настоятельно попросит объясниться прокуратура.
Другие вопросы к руководству театра (равно как и к региональному Минкульту) касаются кадровой политики. Кто-то, поговаривают, отправился штурмовать Верхний Ларс – и не вернулся. А кого-то якобы уволили за слишком активную поддержку спецоперации. Впрочем, об этом – в следующих публикациях.
Алексей Ульянов