Русские Вести

История российского и советского кинематографа


Аттракцион с движущимися картинками появился в России в начале 1896 года, и завезли его к нам французы, но уже через два года русские фотографы освоили новую технологию и начали самостоятельно снимать короткометражные документальные ленты, не уступающие по качеству фильмам братьев Люмьер. Первая российская игровая картина с актёрами и сюжетом появилась в 1908 году, это был фильм о Степане Разине «Понизовая вольница», который снял режиссёр и предприниматель Александр Дранков. С этого момента в России начался кинематографический бум: Владимир Гардин выпускает «Дворянское гнездо», Яков Протозанов «Пиковую даму» и «Отца Сергия», Евгений Бауэр «Сумерки женской души» и «Преступную страсть». На экранах засверкали первые звёзды русского кино: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

Революция 17-го года прервала этот взлёт, но как выяснилось — ненадолго. Новые времена и новые идеи дали толчок для новаторства и в кинематографе. И сейчас вряд ли найдётся хоть один учебник в мире, рассказывающий об искусстве кино, где не упоминались бы имена великих советских режиссёров того времени: Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко и Дзиги Вертова. Их картины, снятые в середине 20-х стали классикой современного кинематографа. По фильмам «Броненосец Потёмкин», «Мать», «Земля» и «Человек с киноаппаратом» до сих пор изучают всё — от специфики построения кадра, до особенностей игры актёров.

Тридцатые годы XX века были ознаменованы двумя событиями в отечественном кино: в фильмах появился звук и родилось понятие «социалистический реализм». Первой картиной, которая отвечала обеим тенденциям, стала работа Николая Экка «Путёвка в жизнь», вышедшая в 1931 году. На смену революционным новаторам пришли те, кто сумел приспособить свой талант к требованиям времени. Братья Васильевы снимают «Чапаева», Михаил Ромм «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер «Великий гражданин». Но одновременно с «идеологическими хитами» появляются и лёгкие музыкальные комедии Григория Александрова: «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга», в которых засверкала новая звезда экрана Любовь Орлова.

И снова на пути развития советского кинематографа становится война. После кино-агиток, снимаются серьёзные полнометражные ленты, где война представлена не как череда лёгких побед над карикатурным врагом, а показана во всём своём трагизме. И нельзя не вспомнить, что именно во время войны Сергей Эйзенштейн снял свой последний шедевр — трагедию «Иван Грозный».

50-60-е годы можно смело назвать золотой эрой советского кинематографа. «Оттепель» дала путёвку в жизнь не только молодым кинематографистам, таким как Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Лариса Шепитько, Андрей Тарковский, но и вдохнула новые силы в признанных ветеранов. Картина «Летят журавли» Михаила Калатозова не только завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, но и была признана классикой мирового кино; Михаил Ромм поставил лучшие свои фильмы: «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм»; Григорий Козинцев снял неповторимого «Гамлета» с Иннокентием Смоктуновским, а Иван Пырьев «Братьев Карамазовых». Масштабность и зрелищность эпопеи «Война и мир», вышедшей на экраны в 1967 году, сразили наповал оскаровских киноакадемиков, и они единогласно присудили главный приз фильму Сергея Бондарчука. Но в череде серьёзных лент нашлось место и комедии, по которой так соскучился советский зритель. Кинотеатры ломились на премьерах фильмов Леонида Гайдая «Кавказская пленница», «Операция Ы» и «Бриллиантовая рука»; невозможно было купить билет на картину Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»; что уж говорить о лирической комедии Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

Считается, что так называемый «период застоя» в Советском Союзе начался с 1969 года и продлился до эпохи «перестройки». В этот период времени многие фильмы выдающихся режиссёров попали на «полку», зрители лишь через двадцать лет увидели «Агонию» Элема Климова, «Проверку на дорогах» Алексея Германа, «Долгие проводы» Киры Муратовой, а в кинотеатрах на окраинах городов, с минимальным количеством сеансов показывали новые фильмы Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», «Сталкер» и «Зеркало». Но сквозь идеологический заслон всё же удавалось прорваться и настоящим шедеврам современности. Любой уважающий себя советский гражданин не мог не посмотреть «Калину красную» Василия Шукшина, «Чучело» Ролана Быкова, «Неоконченную пьесу для механического пианино» Никиты Михалкова, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна и «Осенний марафон» Георгия Данелия. И это отнюдь не полный список. Каждый может его дополнить ещё несколькими десятками фильмов, которые и сегодня актуальны и интересны. Ну, разве можно забыть такие картины как: «Москва слезам не верит», «Пираты XX века», «Ирония судьбы», «Белое солнце пустыни», «Экипаж», и уж тем более актёров, ставших кумирами миллионов: Владислав Дворжецкий, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Солоницын, Юрий Боготырёв, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Александр Кайдановский, Николай Ермёнко, Олег Янковский, Инна Чурикова... И этот лишь малая часть. Продолжать можно до бесконечности …

Казалось, что начавшаяся в СССР «перестройка» станет очередным трамплином для кинематографистов, но вышло всё наоборот. Отмена запретов дала возможность говорить о том, что раньше считалось верхом неприличия. Зритель с восторгом принял всё это, но быстро устал от обилия грязи, которой и в обычной жизни хватало. Кассовыми лидерами стали фильмы «Маленькая Вера» Василия Пичула и «Интердевочка» Петра Тодоровского. А мода на Западе на всё русское позволила отечественным фильмам прорвать многолетнюю фестивальную блокаду. Международные награды посыпались как из рога изобилия. В Каннах, Берлине и Венеции аплодировали Кире Муратовой, Глебу Панфилову, Павлу Лунгину, Виктору Аристову и Никите Михалкову.

После развала СССР российский кинематограф уже не мог бороться за зрителя, а боролся лишь за выживание. Во времена тотального дефицита 90-х и всеобщей коммерциализации, кино превратилось в низкопробный товар. Снимать мог любой, у кого были деньги. Но даже в этой мутной пене, плодящей второсортные кино-поделки, смогли найти себя настоящие творцы: Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, Алексаедр Сокуров и Сергей Соловьёв. Проявился актёрский талант Владимира Машкова, Чулпан Хаматовой, Олега Меньшикова, Сергея Маковецкого, Сергея Бодрова.   И символом того времени, без сомнения, стал фильм Алексея Балабанова «Брат», он словно подвёл черту под эпохой российского безвременья.

С начала 2000-х в российском кино начался настоящий бум. Получив государственную поддержку, на экраны стали выходить фильмы, способные бороться с заполонившими кинотеатры американскими боевиками. «Любовник» Валерия Тодоровского, «Кукушка» Алексея Балабанова, «Возвращение» Алексея Звягинцева, «Бумер» Петра Буслова, «72 метра» Владимира Хотиненко. Эти фильмы сделали первый шаг к тому, чтобы зритель вернулся в кинотеатры.

На протяжении всего периода развития наш кинематограф высоко ценился на международных кинофестивалях. Зрителям импонировало человеколюбие, которым были пронизаны наши фильмы, а образы славянской культуры лишь дополняли жизнеутверждающую атмосферу и способствовали привлечению внимания. Сегодня мерилом успеха стала касса. Плохо это или хорошо — покажет время. Важно, что российский зритель получил право выбора и зачастую выбирает для просмотра именно русское кино.

Источник: slavmir.tv