Безусловно, с древних времён искусство служило для того, чтобы отображать реальность. Вспомним хотя бы наскальную живопись, изображающую животных, или живопись более поздних периодов. Если бы художники не стремились отразить восхищающие их реалии, мы бы не увидели холстов с прекрасными женщинами, бушующим морем, живописными пейзажами или сочными плодами.
Вспомним также древний эпос, летописи, сказки – всё это отражало реальность минувшего времени: историческую, социальную, естественно-природную. Но это лишь одна сторона медали.
Маркетологам, психологам и специалистам в области нейро-лингвистического программирования хорошо известно, что информация, преподнесённая человеку определённым образом, способна, так или иначе, на него влиять. К примеру, в маркетинге эффективно применяются различные цвета с целью создания привлекательности продукта: красный, оранжевый, жёлтый – «аппетитные» цвета; синий, голубой, зелёный – «спокойные», внушающие доверие; розовый, фиолетовый – расслабляющие, «детские» и т.п. По сути, цвет – это символ, вызывающий ту или иную ассоциацию в мозге человека. С цветом человечество взаимодействует с самого своего зарождения, потому цвет – это мощный «триггер».
То же самое касается так называемых архетипов, рассматриваемых в психологии. Архетипами К.Г. Юнг называл первобытные образы, закрепившиеся в коллективном бессознательном (например, образ воина, правителя, бродяги, жены, матери и т.д.). Используя соответствующий образ, например, в рекламе автомобиля, можно создать нужное заказчику отношение к своему продукту. Почему, как правило, в подобных рекламных роликах мы видим привлекательную девушку, либо брутального мужчину, либо то и другое вместе?
Потому что зритель невольно ассоциирует рекламируемый продукт с брутальностью, привлекательностью, социальным успехом и т.д. А если такое яркое зрелище сопровождается эффектной музыкой – то результат ещё лучше. Недаром же существует такая научная дисциплина, как психоакустика (изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком).
Таким образом, в умелых руках всё вышеперечисленное может стать либо оружием, либо инструментом.
Но только ли сейчас, когда человеку известны эти механизмы, стало возможным воздействовать на него при помощи информации? Вероятно, всё же нет. Человечество пользовалось этими знаниями с незапамятных времён, осознанно или неосознанно.
Вернёмся к сказкам. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Эта известная поговорка – ничто иное, как признание воздействия искусства на ребёнка. Сказка одновременно отражает действительность, знакомя с нею юное создание, и формирует для него его будущую реальность, его жизнь. А что такое сказка? Это всего лишь история, насыщенная образами и образцами поведения, наглядно демонстрирующая, «что будет, если…».
Если же мы будем говорить о современном искусстве – в частности, например, о кинематографе – разве фильм не есть сказка, поданная зрителю «на блюдечке» в виде визуальных и аудиальных образов? Поскольку, как уже было сказано, образы имеют сильное действие на наше подсознательное, то любое кино обладает воспитательным потенциалом – оно чему-то учит, в той или иной степени.
То же касается музыки, которая, в свою очередь, будучи снабжена текстовым посланием, является прямой аффирмацией – внушением. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, к примеру, небезызвестную на постсоветском пространстве группу Агата Кристи, творчество которой можно охарактеризовать как декадентское, упадническое, пессимистичное. Известны случаи суицида, вдохновлённого творчеством группы. И это далеко не единственный пример.
Литература также не осталась в стороне от подобных печальных инцидентов. Наиболее нашумевшая история связана с романом И.В. Гёте «Страдания юного Вертера», который повлёк за собой массовые самоубийства юношей и девушек.
Перечисленные примеры, разумеется, демонстрируют тёмную сторону влияния искусства на сознание людей. Но ведь есть и многочисленные положительные примеры. Так, с древних времён военная песня помогала солдатам в бою, одухотворяла их, вселяла веру в победу. Так, научно-фантастические сериалы привлекают молодых людей к занятиям наукой. Известно, к примеру, что сериал «Теория большого взрыва», несмотря на ряд деструктивных моделей поведения в нём, значительно увеличил интерес зрителей к физике, в связи с чем возросло количество абитуриентов физических факультетов.
Таким образом, вполне очевидно, что искусство выполняет одновременно две важные функции: отражение и формирование действительности. Но для того, чтобы оно формировало созидательную действительность для каждого конкретного человека, важно уметь анализировать «входящую» информацию и отсеивать конструктивное от деструктивного.
Автор: Снежана Андреева
Заглавное изображение из открытых источников