Борис Зиганшин – неотъемлемая часть эпохи советской и постсоветской музыкальной культуры. За 50 лет деятельности композитора им созданы сотни песен на стихи как самых известных, так и никому не знакомых авторов. Его песни звучат в авторских концертах и на музыкальных фестивалях, своим исполнительским мастерством он воспитывает поколение за поколением студентов института им. М.М. Ипполитова-Иванова, в котором продолжает трудиться шестой десяток лет.
– Борис Михайлович, когда вы написали первую песню? Чьи это были стихи? С чего вообще начиналась для вас музыка?
– Мой отец вернулся с войны с трофейным аккордеоном. Скоро он его продал и купил русский баян, сам стал учиться играть в кружке при Доме культуры в Тушино, тогда ещё Московской области, где мы жили. Я тоже вскоре взял отцовский баян и стал подбирать мелодии. «Катюшу» подобрал, ещё что-то. Отец увидел, что у меня получается. Я попросил, чтобы меня тоже записали в кружок, а дальше – музыкальная школа, выступления с детским хором, Московский государственный институт культуры.
Первую песню я написал на свои стихи. Стихов писал много, второй сборник помог мне собрать Анатолий Парпара, с которым меня связывала дружба длиною в сорок лет. Когда он работал зав. отделом поэзии журнала «Москва», то взял меня консультантом – я отвечал на письма читателей, даже получал за это неплохой гонорар.
Жаль, сборник мой не вышел, набор «рассыпали» в 1991 году в издательстве «Современник». В том году меня должны были принять в Союз писателей СССР. Но страна «посыпалась», что уж там сборник – и у меня руки опустились.
– На чьи стихи вы писали музыку?
– Мною написаны песни на стихи Виктора Дронникова из Мценска, к примеру, «Любить Россию», её исполняла Наталья Пашкова, лауреат международных и российских конкурсов. У меня есть цикл песен на стихи Мусы Джалиля из его «Маобитской тетради», они должны исполняться на татарском языке. Есть семнадцать песен на стихи шотландского поэта Роберта Бёрнса. Писал я и на стихи Риммы Казаковой – песню «Любить Россию нелегко» исполняли студенты Ипполитовки. Не так давно у меня возникло желание написать музыку на молитву «Отче наш» и на молитву Иоанна Кронштадтского «Имя Тебе – Любовь». И я успокоился только тогда, когда это написал.
Со многими поэтами я до сих пор дружу и сотрудничаю. С Натальей Гулянской, с Дмитрием Дариным, на стихи которого написал двадцать песен. Много песен написал на стихи Карины Филипповой. Сейчас вышел клип на песню«Верхом на урагане» на её стихи.Наталья Тимофеева присылает свои стихи из Болгарии. Дружим с поэтом Юрием Колодним – кубанским казаком,с которым мы написали более двадцати песен.
Более тридцати песен написал на стихи Валентина Сергеевича Орлова, он генерал ФСБ, из простой крестьянской семьи, отец его погиб на войне в 1944 году. После своей военной карьеры Валентин Орлов полностью посвятил себя литературе. Меня познакомил с ним мой друг Анатолий Парпара, ушедший из жизни в ноябре прошлого года. Он сказал тогда: «Боря, это твой поэт».
И на стихи самого А.А. Парпары я написал шесть песен. На его стихи писал и Григорий Пономаренко: «Какой у мамы голос молодой», «Вишнёвый цвет». Композитор Алексей Мажуков написал песню «Ивушка неплакучая». Я аккомпанировал эту песню и видел, с какой теплотой она принимается зрителем. Александр Аверкин написал хоровое произведение на стихи Парпары. Композитор Владимир Газарян написал песню «Рябина победы», которую исполнял Ренат Ибрагимов. Это притом что Парпара не был поэтом-песенником, он был драматургом, много времени отдал просветительской работе, в том числе изданию «Исторической газеты». Это всё – вклад в русскую культуру, который недооценён современниками.
– Кто вам близок из советских композиторов?
– Борис Мокроусов, Василий Соловьёв-Седой – мои любимые советские композиторы. В этом ряду и Евгений Родыгин, и Виктор Темнов. Виктор Иванович был уникальным собеседником, он, кажется, знал всё о музыке, 50 лет дружил с Людмилой Зыкиной. У меня есть одна песня, посвящённая Виктору Темнову, я сам написал стихи и музыку.
Какую мы эпоху прожили! Я облетел весь Советский Союз. Один только Дальний Восток чего стоит – бывали на заставах, пережидали магнитные бури, любовались северным сиянием. Какая у нас большая Родина! А главное в ней – люди, открытые, доверчивые, искренние.
Нам необходимо беречь советское музыкальное наследие так же, как и музыку прошлых веков. Сергей Борисов, которого называют музыкальным летописцем, человек энциклопедических знаний, создал сайт «Красная книга российской эстрады» и наполняет его уже лет двадцать.
– Борис Михайлович, вы – счастливый человек. У вас есть возможность передавать свои знания молодёжи, учащейся в институте им. М.М. Ипполитова-Иванова. Какая молодежь приходит учиться музыке? Ведь сегодня ничто не способствует изучению народной культуры. А ваши выпускники (я прослушала все выступления выпускного экзамена в июне нынешнего года) продолжают все лучшие традиции русской музыки!
– В этом году поступали человек 30, три человека на место. Десять бюджетных мест. Девчонки и ребята приезжают со всей России: из Белгорода, из Белогорска Амурской области, с Дальнего Востока.
Интерес к русской песне не ослабевает, а может, даже увеличивается. Это говорит о том, что на генном уровне у народа есть потребность в родной музыке. А вот востребованности со стороны тех, кто контролирует медиапространство, увы, нет.
В институте я проработал 50 лет. Я – баянист, хотя люблю аккомпанировать и на рояле. Сначала преподавал баян, теперь аккомпанирую студентам, езжу с ними в многочисленные поездки. Три года подряд возил их к Виктору Бокову. Я написал несколько песен на стихи Виктора Фёдоровича, которые очень понравились его вдове Алевтине Ивановне. Недалеко от Сергиева Посада находится их родовая деревня Язвицы, где жили его дед и бабушка. Ещё при жизни поэта там был устроен государственный Дом-музей В.Ф. Бокова. Это очень важно – прикоснуться юным музыкантам к таким истокам, которые питают творчество поэтов. Виктор Боков – настоящий русский поэт, он прожил 95 лет, шесть лет отсидел в лагерях за неосторожно сказанное слово. На его стихи написаны такие шедевры, как «Оренбургский пуховый платок», музыка Григория Пономаренко; «На побывку едет…», музыку написал Александр Аверкин – самородок, можно сказать, самоучка. Песни Виктора Бокова вся Россия поёт.
– А кто написал стихи вот этого шедевра «Рушник» – «Ридна мати моя…», которую исполнял Иосиф Кобзон?
– Это стихи Андрея Малышко. А музыку написал известный композитор Павло Майборода. Ещё он написал «Киевский вальс», который в советское время широко исполнялся.
– А их ведь и в России поют. На Украине я никогда не была. Но у меня отец – баянист. И эти песни в нашем домашнем репертуаре – навсегда.
– А у моего отца лучший друг был с Украины – Владимир Витковский, фронтовик, воевал на Балтике. Он научил меня петь «Ридна мати моя», когда я был совсем маленьким.
Я очень много выступал с украинскими песнями, в том числе в Украинском культурном центре на Арбате. В 1983 г. в составе творческой бригады от Союза писателей СССР мы ездили на Черниговщину, на родину украинского поэта Павло Тычины.
– Какие коллективы у нас ещё продолжают традицию народной музыки?
– Есть Хор Пятницкого, созданный в 1911 году. Я дружил с Валентиной Ефремовной Клодниной, которая с этим хором исполнила в 1943 году песню Владимира Захарова на стихи Михаила Исаковского «Ой туманы мои, растуманы». Это же русская классика. Она впервые исполнила её в госпитале в Свердловске для раненых солдат – кто лежал на кроватях, кто мог стоять – стоял. После исполнения несколько секунд была тишина, а потом шквал аплодисментов. Она семь раз повторила эту песню, так она полюбилась народу, душевная и правдивая. Вот что такое народная песня!
Есть Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н.П. Осипова; Академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова. В их репертуаре – русская классика от Глинки и Чайковского до современных обработок авторских песен в народном стиле. Кубанский казачий хор, Архангельский северный хор, Воронежский, Рязанский, Новосибирский. Разве видит их широкая публика?..
– Был оркестр «Боян», который Анатолий Полетаев создавал полвека и аналогов ему не было, и нет.
– Анатолий Полетаев внёс огромный вклад в развитие народной музыки, в развитие именно баянной музыки. Это чудовищно, что сейчас такая удивительная музыка недоступна народу. Оркестр «Боян» просто расформировали. МХАТ Татьяны Дорониной переформатировали до неузнаваемости. И так во всех сферах. К примеру, такая важная, поистине народная, газета «Слово», которую издаёт Виктор Линник, никак не поддерживается теми, кто руководит просвещением в нашей стране.
– Не могу не вспомнить молодого гармониста, талантливого исполнителя, родом с Вологодчины, Владимира Топорова. Он исполнял песни на стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Виктора Бокова. А как он пел незабываемую «Песню о детстве» Александра Аверкина! Помню, как его просили на концертах по нескольку раз исполнять эту песню: «Журавлям скажу: не тревожьте маму, но не облетайте дом наш стороной…». К сожалению, Володя ушёл из жизни в ноябре 2020 года. Ему было 34 года. Огромная потеря для русской музыки.
– Это был такой чистый голос, такие душевные его исполнения! Ему бы петь и петь, прославлять русское слово и русскую песню! Певица Татьяна Семушина, которая выступала с ним и с которой мы вместе преподаём в институте Ипполитова-Иванова, часто говорит о нём. Молодым талантам надо помогать и поощрять их, поддерживать, объединять их, делать совместные творческие встречи. А кто помогал Володе Топорову?..
– Как посмотришь, «с холодным вниманьем вокруг», ведь прекрасная советская классика в народном стиле сегодня ушла с телеэкранов в подземные переходы. Порой виртуозные гармонисты, баянисты стоят в подземках рядом с бомжами. Народ хоть и спешит, но всё равно останавливается послушать этих музыкантов.
– Недавно я услышал, как на Киевском вокзале пели парень с девушкой, им стали подпевать все прохожие. Народу, как воздух, нужна родная музыка, родная культура. Её необходимо прививать с детства, но в этом нужна поддержка государства. В советское время ведь на каждом заводе, в каждом цеху, в каждом колхозе были кружки самодеятельности. Я сам работал в художественной самодеятельности: у меня хор пел по 30 человек, и солисты были с очень красивыми,сильными голосами. Одного мальчика даже «Песняры» брали петь, я с ним столько занимался, но он не пошёл к ним. И эта самодеятельность ведь служила продвижению русской культуры.
– Что за явление, на ваш взгляд, были эти легендарные «Песняры»? Ведь сегодня и в Белоруссии нет похожего ансамбля. Новый состав «Песняров» создали, но звучат в народе только старые песни, которые они повторяют. А народ не обманешь.
– Я считаю, «Песняры» 1970-х –1980-х гг. – эталон вокального искусства. Оно основано на народной песне. Многоголосие, которое они культивировали, было отточено до филигранности. «Александрина», «Вероника»… Во мне это живёт до сих пор. Ведь в то время было много вокально-инструментальных ансамблей – и «Весёлые ребята», и «Синяя птица», но «Песняры» выделялись и тогда среди всех.
– Потому что там что ни песня – то народное сказание, драматургия народной жизни. Помните, песня «Ажанила мати молодого сына…». Сюжет для целого романа, а не два притопа, три прихлопа. У «Песняров» каждую песню можно а капелла петь.
– «Песняры» делали обработку белорусских народных песен. А у нас был ансамбль «Ариэль», им руководил Валера Ярушин. Я его хорошо знал, он, как и я, закончил МГИК. Он делал обработки русских народных песен в современных интерпретациях. Никакой ансамбль этого больше не делал. К сожалению, по каким-то личным причинам ему пришлось уйти из коллектива. А «Песнярам» многое удалось сделать.
– По сути, многое в советской эстраде носило характер народных песен. Начиная от Людмилы Зыкиной – «Полюшко-поле», «Растёт в Волгограде берёзка»… И заканчивая целым веером национальных ансамблей: грузинский – «Орэро», узбекский – «Ялла»… Те же «Верасы» – кто не знает даже сегодня песню «Малиновка»? А что за эту четверть века создано подобного?..
– Это было время взаимопроникновения национальных культур, взаимообогащения!
И ещё замечу: в то время, когда всё русское растворялось в советском,Григорий Пономаренко написал песни на стихи Сергея Есенина, почти все песни на есенинские стихи – это его музыка, кроме одной – к стихотворению «Письмо матери» музыку написал Василий Липатов.
Сейчас я не вижу обращения композиторов к традиционной музыке. Больше занимаются пиаром себя, и это видно невооружённым глазом, это грустно и смешно. Ведь все лучшие песни – о родине, о матери, о родной природе. Но об этом не услышишь сегодня по телевизору.
– Сегодня я услышала песню, написанную вами, и эту же песню на музыку другого композитора. Вы сохранили лиризм стихов. А у вашего коллеги вместо своего лирического характера эта песня приобрела танцевальный ритм в стиле дискотек 90-х…
– Так во всём искусстве сегодня,не хотелось бы осуждать труд моего коллеги…
А что сегодня отправляется на «Евровидение» якобы от России? Поделки, которые ни к русской музыке, ни к русской, ни к какой-то другой национальной культуре не имеют ни малейшего отношения.
– Да, после того, что было даже в советской эстраде – Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Анна Герман и многие другие… Больно лететь в бездну с такой высоты.
– Вы назвали выдающихся исполнителей, их можно отнести даже к классическим певцам. Они навсегда остались в памяти народа, песни из их репертуара хочется петь, слушать и повторять, наслаждаясь настоящим вокалом, душевным, где всегда главенствует слово.
Я думаю, что в песне музыка должна говорить помимо слов, нести мощную внутреннюю энергетику, а слова ещё более усиливают восприятие слушателя. Сегодня бывает подчас, что слова – об одном, а музыка совсем о другом. Слова могут быть глубоким, а легковесный танцевальный ритм подавляет их. И песня «рассыпается».
Моё глубокое убеждение: как только вошёл в нашу жизнь и стал всем властвовать капитал, деньги стали диктовать моду во всех жанрах искусства. Поэтому русские дети поют на английском языке песни про взрослую любовь. Этот космополитизм до добра не доведёт.
На чём была основана музыка Глинки, Рахманинова, Бородина, Римского-Корсакова? Она была основана на русской песне. Римский-Корсаков собрал и обработал сто русских народных песен. А сегодня разве учат с детских лет этой культуре? Нет, мы променяли свою глубокую культуру на дешёвую популярную песню. Но русская песня – это родник,который никогда не иссякнет на нашей земле.
Беседу вела Ирина Ушакова