Навязано мнение: культура вне политики. Ложное мнение. Не мы ли наблюдаем процессы, как под целенаправленным культурно-информационным воздействием возникают гражданские конфликты, рушатся экономики, в пыль превращаются государства. Однако, мнение устойчиво. Его продолжают внедрять, лелеять, пропагандировать, цементируя при этом медийное пространство. И света в конце тоннеля как будто бы нет.
Тем парадоксальней событие, что состоялось в Петербурге 22 июня. Михайловский театр представил «Реквием» Верди. Я была одним из очевидцев, специально приехала в этом день в Петербург. Дело в том, что еще месяц назад прошла информация: Владимир Федосеев даст концерт под открытым небом на Дворцовой площади. Услышать такой концерт – сокровенная моему сердцу мечта.
Увы, накануне концерта планы города резко изменились (предположу, виной тому – подготовка к фестивалю «Алые паруса»). Новой площадкой стал Михайловский театр, тем более, что оркестр, хор Михайловского театра, приглашенные солисты – действующие лица концерта.
«Реквием» Верди – эффектен, но и коварен для исполнителя. В нимбе «целебной силы песнопения» звёзд мировой оперы, в заоблачных высотах мифотворчества. Пророчили, буквально с первых дней после премьеры (1874, Милан): «Реквием» переживет все оперы великого мастера трагедии и мелодрамы». Драматургия, многочисленные ариозо, ансамбли с типично итальянской кантиленой, контрастность пассажей ... всё-всё завораживает, пленяет, будоражит.
В афише Михайловского театра – читаем: «Реквием» Верди в память жертв блокадного Ленинграда с каноническим текстом (католической мессы, включая стихотворение монаха-францисканца XIII века) в переводе на русский язык. Невольно смятение охватывает. Исполнение на русском языке? То есть с риском утраты благозвучия, темпов?..
Еще на Площади искусств, на подступах к служебному подъезду театра журналисты «Первого» канала, «России 1», телекомпаний Петербурга останавливали Владимира Федосеева, старались задержать у микрофона. «Что значит для вас предстоящий концерт?»
... «Там, где кончаются слова, начинается музыка».
В искусстве дирижирования важен ауфтакт. Тайна. Секунды первого жеста – рукой или дирижерской палочкой, в которые дирижер вкладывает всю свою энергию, всю волю для разворачивания последующего музыкального действа.
Ауфтакт Владимира Федосеева в вечер «Реквиема» в Михайловском театре – длиною в девятьсот дней. Так медленно, так меланхолично грустно, на призрачно-прокрадывающемся вздохе скрипок осуществлялось вступление в музыку, что казалось: оркестр как её источник совсем даже не очевиден. Быть может, то ангелы парят под плафоном?.. И вдруг – взрыв! Сумасшедшее фортиссимо! Раскаты знаменитого Dies Irae («Дня гнева») подхватывают хор. Хор поет широко, страстно... место уступая истаивающим в молитве ариям солистов. В каждом звуке – палитра чувств. Гнева, отчаянья, сопротивления, мужества, стремленья к высочайшим идеалам. Воздействие их потому еще проникновенно, что они – подлинны. Исповедальны. Как-то в суматохе дней и не задумываешься... но ведь Владимир Федосеев, Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского, полный кавалер Ордена заслуги перед Отечеством... мальчишкой пережил блокаду! В 1944-м с семьей, отец работал на военном заводе, в прошлом – пекарь императорского Двора, был вывезен по «Дороге жизни» на «большую землю». И вот сегодня с партитурой «Реквиема» Владимир Федосеев перелистывает свою блокадную книгу. Страницы фресками проявляются на стенах вселенского собора. Религиозность «Реквиема» Верди перевоплощается в религиозность блокадного Ленинграда. Ибо невозможно человеку без помощи Всевышней выдержать, пройти сквозь ад кромешный той блокады, тех девятисот дней, не в его, человека, это природе.
«Реквием» Верди – шедевр эпохи романтизма. Как всякий драгоценный антиквариат, приобретает внезапные смыслы в свете истории. Вот почему так важна ювелирная отточенность оправы, сценографии концерта (постановщик - Сергей Новиков, видеоконтент – Дмитрий Костяев). На заднике сцены экран, сообразно тематическим частям музыки транслирует апокрифическую хронику блокадного Ленинграда. В кулисах – бегущая строка, выдержки из документов архива... «После поражения Советской России дальнейшее существование этого населенного пункта не представляет никакого интереса, - из секретной директивы Гитлера, № 1601. - Путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки его предполагается сравнять с землей»... И как сквозное действие - сквозь клубы тумана, рассыпающихся сумерек как вестник Победы гарцует на белом коне по брусчатке Красной площади маршал Жуков. Из 1945-го – в настоящий день.
Картина за картиной, образ за образом, метафора за метафорой монументальность музыкального действа трансформировалась в художественно-публицистическую акцию. В финале, на пике взвинченности Dies Irae – апофеоз. Авиация НАТО ковровой бомбардировкой бьёт по городам Ирака, Югославии, факельное шествие как реинкарнация нацизма движется по Крещатику.
Концерт - предупреждение.
Концерт - послание граду и миру.
Граду. «Реквием» Верди в Михайловском театре в день вторжения фашистских захватчиков на русские земли есть кульминация торжеств в ознаменование 75-й годовщины снятия фашистской блокады с Ленинграда. Продолжение парада войск Санкт-Петербургского территориального гарнизона ,что состоялся на Дворцовой площади 27 января с участием двух с половиной тысяч военнослужащих и восьмидесяти образцов боевой техники.
Миру. В ответ на тотальное продвижение «коллективным Западом» культуры либерального глобализма с её символическим идолом – бронзовой статуей сатане в Детройте (открыт 25 июля 2015), Россия представляет идеалы нравственности, гуманизма, высоты духа.
Марина Алексинская
Источник: http://zavtra.ru/blogs/gradu_i_miru
Реквием Джузеппе Верди - Театр «Ла Скала» 2013г. Даниэль Баренбойм
Реквием Джузеппе Верди для солистов, хора и оркестра. Солисты Аня Хартерос, Элина Гаранка, Йонас Кауфман и Рене Папе, а также хор и оркестр театра «Ла Скала». Дирижёр - Даниэль Баренбойм.2013г.