Русские Вести

Город гончаров


Город Скопин в письменных источниках впервые упоминается в 1597 году – это и принято за формальную дату его основания. Однако, в «Списке Русских городов дальних и ближних» историком В. Н. Тихомировым создание города датируется между 1387-1392 годами. Среди городов Рязанской земли он упоминается как городок Ломихвост. Птицу скопу, от которой происходит название города, иначе диалектно называли ломихвостом за то, что при атаке на рыбу над водой она резко тормозит и ее хвост при торможении зрительно «ломается». Так что весьма вероятно, что в этом списке речь идет именно о городе Скопине. А вообще, как свидетельствуют археологические исследования, укрепленное поселение близ города существовало уже в XII веке. А на реке Проня существуют курганы со славянскими захоронениями IX века. На территории района обнаружены и стоянки доисторических охотников каменного века: найдены их каменные топорища, скребки, наконечники стрел.

От обычных крынок к высокому искусству

– У нас город такой древний, с такой историей, что мы до сих пор, вскапывая огороды, находим какие-то предметы из глубин веков, а уж керамики всякой – и не сосчитать, – не без гордости рассказывал таксист, подвозивший меня на VIII Международный фестиваль гончаров.

Глиняная посуда в здешних местах делалась ещё во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. В середине XIX в. скопинские гончары отказались изготовлять грубые горшки и стали проявлять доселе невиданную в России фантазию в этом деле. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. В 1900 г. скопинская керамика была представлена даже на выставке в Париже, два года спустя – в Петербурге. В 1913 году изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. Фигурные сосуды вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина. Скопинские «художества» активно раскупались на ярмарках в Рязани и Москве.

Мастера овладевали разной техникой исполнения – гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования. Сегодня скопинская керамика представлена более чем в 40 музеях страны.

Первый фестиваль гончаров в городе прошёл в 2002 году. Придумал его тогдашний директор Скопинской фабрики художественной керамики Владимир Дмитриевич Телышев. Начинание поддержало управление культуры и туризма города, сейчас им руководит Марина Евгеньевна Ретюнская, и с тех пор оно занимается организацией этих фестивалей.

Мероприятие проходит один раз в три года. Большую помощь оказывают народные художники, которые входят в состав жюри – Татьяна Константиновна Голованова, Татьяна Васильевна Лощинская.

В XVIII веке у скопинских гончаров появился обычай выставлять образцы лучших изделий в окнах мастерской или на столбах у ворот, что служило своеобразной вывеской и рекламой. Мастера старались превзойти друг друга и показать наиболее сложные и оригинальные работы. Во второй половине XIX в. это были большого размера шары, выточенные на гончарном круге, сложные по исполнению декоративные вазы, фигуры львов, других зверей и птиц, часто фантастических. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Фёдор и Василий Оводовы. Они узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняли его у липецких мастеров и стали делать глазурованные изделия. Легенда гласит, что кто-то из мастеров Оводовых ставил глиняные трубы в имении графа Бобринского и, насмотревшись на архитектурный декор, вылепил и поставил перед своей мастерской льва с разинутой пастью и лапой, положенной на шар. Братья придумали также пропускать глину через сито, а из получившейся «лапши» делать пышные гривы.

Кувшин дружбы

В этом году на фестиваль приехали 120 мастеров из Ленинградской, Московской, Белгородской, Курской областей, Калининграда, Республики Алтай, Краснодарского края, Чувашии, Дагестана, Тамбова, Липецка, Рязани и Узбекистана. Последний представлял Бахтиёр Назиров,призёр президентского конкурса среди предпринимателей и ремесленников «Ташшабус-2003» и «Ташшабус-2010». Бахтиёр Назиров – давний участник скопинского фестиваля. Он выставляет свои непревзойдённые изделия, проводит мастер-классы и является членом жюри. Интересуюсь у мастера, как он добивается такого лазурного и насыщенного изумрудного цвета своих блюд и кувшинов.

– Все краски – природные, – рассказывает Бахтиёр Назиров. В наших краях, в Ферганской долине, растёт сорокакорень. Может, биологи называют его как-то иначе. Это растение надо собрать, сжечь при 1400 градусах. Тогда из сажи образуются кристаллы. Их надо смолоть на шаровой мельнице, прокрутить в барабане. Получится «мука», которая при добавлении кобальта и марганца используется для приготовления голубой краски. Если же надо получить изумрудный цвет, то в процессе приготовления надо добавить сожженную медь и кварцевый песок.

«Я каждый раз с радостью приезжаю в Скопин, мне интересно видеть, что творят российские гончары, говорит Бахтиёр Назиров. Они все талантливые. В этот раз, проводя мастер-класс, я слепил узбекский кувшин, а Любовь Скользнева, молодой гончар из Липецка, украсила его в русских традициях. Получился такой кувшин дружбы».

На открытии фестиваля присутствовали знатные гости: епископ Скопинский и Шацкий владыка Питирим, депутат Рязанской областной думы Пётр Константинович Алабин, Татьяна Константиновна Голованова, почётный житель Скопина, народный художник Российской федерации, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, Юрий Владимирович Швецов, генеральный директор Скопинской фабрики художественной керамики, Ольга Валерьевна Новикова, Михаил Константинович Шелковенко, заслуженный художник РФ, почётный гражданин Рязани, член геральдического Совета при президенте РФ, кавалер ордена Дружбы, Виктор Леонидович Грушоновицкий, председатель Рязанского отделения Союза художников России, Раиса Алексеевна Лысенина, заслуженный художник РФ, скульптор, почётный член Российской и Петровской академии художеств, Ралия Рифгатовна Мусина, профессор МГХПА имени Строганова, член Всероссийского художественного Совета по народным художественным промыслам, председатель жюри фестиваля.

Как Феникс из пепла

Долгое время шло соревнование между гончарами Оводовыми и Желобовыми. А под конец жизни Желобов сам признал первенство мастера Фёдора Оводова. И случилось это вот как. Шла свадьба. Женился племянник Оводова. На праздничном столе стоял большой золочёный самовар, внутри него горели угольки. Самовар кипел. Гончары пили чай. Когда угли погасли, Фёдор Иванович взял самовар в руки и бросил его на пол.
– На счастье, – весело сказал он. Самовар разлетелся на мелкие кусочки, и тогда все сидевшие за столом (а среди них было много гончаров) поняли, что самовар-то был сделан из глины. Вот как пошутил мастер Оводов, и Желобов оценил шутку и его талант.

К концу XIX века Скопин был уже сложившимся центром гончарного производства, изделия которого своей самобытностью привлекали внимание коллекционеров и музеев.

В период Первой мировой войны художественный промысел в Скопине резко сократился. Большинство гончаров были призваны в армию, да и спрос на их изделия упал. Правда, некоторые мастера-виртуозы еще работали, но делали простую бытовую посуду. В 1948 г. работники Научно-исследовательского института художественной промышленности приехали в Скопин, чтобы помочь восстановить знаменитый гончарный промысел. В те годы в Скопине жил известный гончар Михаил Михайлович Пелёнкин. После демобилизации он устроился работать на угольной шахте. Посчитал, что в такое трудное время никому не нужны сказочные квасники да кувшины. А получилось всё иначе. Нашли его сотрудники института и предложили снова стать гончаром. И радостно, и страшно было Михаилу Михайловичу: за годы войны отвык от гончарного круга. Казалось, что уже и глину «не вытянуть», но сел за гончарный круг и руки привычно смяли пластичный кусок глины. На помощь энтузиастам, восстанавливавшим скопинскую керамику, пришёл и Дмитрий Михайлович Желобов, сын знаменитого мастера. Уж давно он был на пенсии, был стар, но чувствовал, что его мастерство потомственного гончара в такое время очень нужно людям. Так все вместе стали возрождать искусство скопинских гончаров.

– Да, наша Скопинская фабрика художественной керамики ещё недавно переживала трудные времена. Мы даже боялись, не закроется ли она, – рассказывает Марина Евгеньевна Ретюнская. – Но недавно генеральным директором стал Юрий Владимирович Швецов и уже появились некоторые обнадёживающие итоги. Отремонтирована крыша цеха, установлено отопление. У фабрики появились заказы. Пользуются особым спросом садово-парковая скульптура, керамическая посуда, различные сувениры. Это из разряда ширпотреба, но есть и авторские работы. И мы очень надеемся, что наша фабрика будет только расцветать.

Скопинские гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потёки, за что глазурям дали название «потёчные». Применение потёчных глазурей и стало основным отличием скопинских изделий.

В Скопине произошло соединение двух гончарных ремёсел – посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями. Скопинский промысел практически единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX века. Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.

Молодо – не зелено

В Скопине есть детская художественная школа имени П.М. Боклевского, обучаются в ней 100 человек. Её коллектив признан образцовым в Рязанской области. 5 учеников – губернаторские стипендиаты. Учителя постоянно участвуют в творческих выставках. Есть свои авторские разработки по керамике. В рейтинге школ дополнительного образования, которые относятся к ведомству по культуре, она неизменно в десятке лучших. Только за этот год ученики и их преподаватели получили 150 дипломов в различных конкурсах. В каких конкурсах только ни участвовали дети и их учителя! Это и международные (в Казахстане их работы заняли 7-е место), и неоднократные в Москве и Рязани. Скопинская керамика – предмет для изучения обязательный для всех учащихся школы.

Чем особенно гордится директор школы Надежда Павловна Костина, так это коллекцией образцов с иллюстраций здешнего художника П.М. Боклевского к произведениям Гоголя. Удивительно, как 10-11 летние дети смогли в керамике добиться сходства с персонажами, написанными художником!

– Скопинская керамика образная, – говорит Надежда Павловна, – Но все образы зверей, птиц, обитателей подводного мира, никогда не бывают злыми, пугающими. Они всегда добродушны, правда, могут быть и с хитрецой. Гончарами дети становятся только к четвёртому году обучения. Тогда вырабатывается умение чувствовать глину, особенно при работе на круге. Многие наши ребята поступают в Рязанское художественное училище или в Абрамцевское. Из нынешних учеников я бы отметила Софью Сударикову, Юлию Сергееву, Екатерину Тришкину. Талантливые девчонки. Но традиции традициями, а от жизни тоже не отстаем. Преподаватель Ирина Михайловна Савина была на курсах повышения квалификации в Петербурге, изучала там новые технологии и материалы. И мы их используем. Всячески поощряем у детей творческую инициативу в сочетании с традициями нашей скопинской керамики.

«Детская» часть фестиваля проходила как раз в здании детской художественной школы. Участники были разделены по возрасту. Самые младшие лепили птицу скопу, те, кто постарше – сказочных обитателей подводного мира.

В композиции Степана Жиделёва из подмосковной Балашихи, помимо обитателей морского дна, нашлось даже место затонувшему якорю.

– Степан очень способный человек, – говорит руководитель кружка керамики «Пехорские гончары» Центра искусств и ремёсел Ольга Яковлевна Шонина. – Он занимается в нашем Центре изобразительным искусством с шести лет. А потом вдруг перешёл на керамику и добился здесь больших успехов.

Глина – это для души

В первый день фестиваля участники выставляли свои привезённые работы в Доме культуры. Во второй день они трудились над своими изделиями, которые потом оставили в дар городу: такова традиция фестиваля. Алексей Писарчук приехал на фестиваль из города Жуковского Московской области. Изначально он выучился на артиста театра и кино. Но как-то увидел по телевизору передачу, в которой демонстрировалась работа гончара. Это запомнилось. А однажды в дождливую ненастную погоду он, будучи в Вятке, зашёл в художественный салон, где среди прочего выставлялась и керамика. Рядом была комната для работы гончара. Алексею дали попробовать поработать на круге. И это решило его судьбу. Сегодня он уже возглавляет две студии керамистов в своём городе.

Все мастера, приехавшие на фестиваль, трудились в одной мастерской, и там царила поистине атмосфера творчества, с дружескими шутками и подначками, ведь многие знакомы друг с другом давно.

А в краеведческом музее в эти дни открылась выставка Музея керамики Богородска Нижегородской области.

– Я приезжаю на этот фестиваль, чтобы увидеть, как работают другие. Перенять их опыт и технологии, – говорит Ольга Яковлевна Шонина. – Нам задаётся определённая тема и очень интересно увидеть разный подход. В этот раз у нас была тема «Традиции в приёмах и трактовках современных сюжетов». А другое задание – копирование изделий мастеров скопинской керамики из музея. Надо правильно оценить пропорции изделия, применить технологию. Это непросто, но очень интересно.

– Главным условием участия в фестивале – следование традициям тех мест, откуда прибыл мастер, – говорит Ралия Рифгатовна Мусина, – Посмотрите, какое разнообразие и форм, и цветовых гамм представлено на выставке. Уровень мастеров высокий. Приятно, что победителями стали супруги Якушкины, мастера из Скопина. В этом городе сильны гончарные традиции. Очень порадовали работы Алексея Максименко из Краснодарского края, Николая Подрезова из Ленинградской области. В каждом фестивале появляются новые темы, новшества, но опора на традиции гончарства – это то, что непременно должно быть в каждой работе. Задача фестиваля – воспитывать вкус у молодёжи и не потерять связующую нить с прошлыми достижениями. Увы, но в 90-е годы было много утрачено из наработанного ранее. Больше такого допустить нельзя.

Примечательно, что нынешний фестиваль проходит в Год народного искусства и культурного наследия народов России. Уже сам факт внимания к этой части культуры нашей страны обнадёживает. Такие разнообразные фестивали по всей России могут стать, в том числе, отправной точкой развития регионов, сделать их туристически привлекательными.

Но и самим городам надо много поработать для этого. Лично у меня не сложилось никакого впечатления о лице старинного Скопина. Оно большей частью скрыто под пластиковым сайдингом, и это досадно. Правда, исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования – городского округа города Скопин Ирина Алексеевна Ланина сказала, что сейчас московская организация как раз разрабатывает проект обустройства городской среды и думает над тем, как вернуть городу его исторический облик. И именно город должен диктовать предпринимателям условия использования исторических зданий, а не предприниматели уродовать их фасады, исходя из собственных предпочтений. Следующий шаг – строительство доступных гостиниц и хороших внутригородских дорог. И как хотелось бы, приехав в этот город с историей, отведать каких-то местных блюд русской кухни! Мы ведь можем на основе своих традиций сделать даже сеть быстрого питания. А пока что шаурма и прочие восточные блюда продаются на каждом углу, а вот блюда русской кухни приходится ещё поискать. И если руководство города, его интеллигенция, будут заинтересованы в развитии своей малой родины, то всё сложится. Тем более, что сейчас существует очень много различных программ господдержки…

Татьяна Савватеева

Источник: www.stoletie.ru