Фотографии: Марина Круглякова/ТАСС.
В борьбе за будущее древнего белокаменного Георгиевского собора в Юрьев-Польском наметились позитивные сдвиги. В распоряжении «Культуры» оказался документ, свидетельствующий о том, что многострадальный памятник передают в оперативное управление Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. А это означает первый шаг к спасению собора, состояние которого уже долгие годы вызывает тревогу у специалистов.
«Культура» на протяжении нескольких лет писала об этой драматичной истории: памятник, построенный в XIII столетии, разрушался буквально на глазах. При этом он находился на балансе муниципального Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея, увы, не обладавшего достаточным бюджетом для достойного содержания объекта. Что и говорить — сам музей по старинке отапливали углем: тут уж не до роскоши. Между тем Георгиевский собор без преувеличения является уникальным памятником: во-первых, это последний белокаменный храм, возведенный перед татаро-монгольским нашествием. Его заказчиком — как, возможно, и строителем — был внук Юрия Долгорукого, великий князь Святослав Всеволодович. Во-вторых, необычна сама история собора: целиком покрытый красивейшей белокаменной резьбой, он рухнул через 200 лет после постройки — по неизвестной причине обрушились своды и частично фасады. Приказом великого князя Ивана III в Юрьев-Польский был отправлен мастер Василий Ермолин, который восстановил храм, но при этом несколько исказил пропорции: собор стал выглядеть приземистее. Кроме того, Ермолин переставил местами белокаменные узоры: в итоге первоначальная композиция оказалась утрачена. Тем не менее мастер использовал подлинные материалы, поэтому храм не превратился в «новодел» и до сих пор считается одним из важнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси.
Владимиро-Суздальская земля вообще знаменита своими белокаменными памятниками. Восемь из них — церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор во Владимире, палаты Андрея Боголюбского в Боголюбове и церковь Покрова на Нерли, а также Суздальский кремль с Рождественским собором и Спасо-Евфимиев монастырь, также расположенный в Суздале, — в 1992 году попали в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы включить в этот список и Георгиевский собор, однако результатов это не принесло. Между тем храм в Юрьев-Польском продолжает разрушаться: покрываются плесенью и трескаются стены, отламываются куски белокаменной резьбы. Внутри храма — холодно и сыро, даже жарким летом. Храм грозит обрушиться во второй раз — и в этом случае оправдаться будет нечем, ведь у нас, в отличие от предков, есть и современные технологии, и научные знания, способные его сохранить.
Правда, нельзя сказать, что Георгиевский собор не пытались спасти. Реставрационные работы проводились и в середине XX века, и позже, в 1980-е. В 2008–2009 годах белокаменную резьбу покрыли раствором, которая начала отваливаться вместе с кусками каменных узоров: позднее признали, что памятник был поврежден в результате неквалифицированной реставрации. В 2019-м тендер на разработку проектной документации выиграли «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». Два года спустя проект, вызвавший бурную дискуссию среди неравнодушных к судьбе собора, был согласован научно-методическим советом по культурному наследию при Минкультуры РФ, однако памятник до сих пор ожидает реставрации.
И вот теперь Георгиевский собор передали в оперативное управление Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, что кажется логичным и давно ожидаемым шагом, ведь у этой институции большой опыт работы с памятниками белокаменного зодчества — с тем же Суздальским кремлем и Спасо-Евфимиевым монастырем, которые входят в состав музея. Согласно документу, оказавшемуся в распоряжении «Культуры», за Владимиро-Суздальским музеем-заповедником на праве оперативного управления закрепляется «нежилое здание — Георгиевский собор, 1234–1471 гг., площадью 193,9 кв. м». В документе говорится: «...в месячный срок с даты издания распоряжения (документ датируется 20 июня 2024 года. — «Культура») передающей и принимающей сторонам обеспечить подписание актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов». Кроме того, указывается, что в течение пяти рабочих дней с даты издания распоряжения заявление о государственной регистрации права оперативного управления должно быть подано в территориальный орган Росреестра. А еще «в срок не позднее 14 дней со дня государственной регистрации права оперативного управления» необходимо «обеспечить в установленном порядке внесение соответствующих сведений в реестр федерального имущества». Из этого следует, что Георгиевский собор буквально на днях перейдет Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. И хочется надеяться, что в его долгой сложной истории начнется новая, более счастливая глава.
Марина ИВАНОВА