…Есть у нашего народа одна нерастиражированная пословица: в ком стыд, в том и совесть. И если под этим углом внимательно вглядеться в суть производимых над нами всяческих экспериментов, проявляется вполне осязаемая картина: умышленная замена стыда бесстыдством на самом деле- прицел в совесть.
К написанию этой статьи меня побудила дерзкая зимняя выходка кучки россиян, которые, сняв штаны, вдоволь накатались в столичном метро на глазах у растерянной публики. То есть, по сути, провели пробную атаку на культурные коды огромной древней страны.
И вот по данной причине мне было интересно, как отреагируют на откровенный вызов те, кому положено реагировать по званию и по призванию. Московские полицейские - представьте только! - оказались «взволнованы», а невольные зрители – в молчаливом шоке. Юные беспорточники, взбодрённые таким эффектом, а главное, полагаю, как и было им заранее обещано - полнейшей безнаказанностью из-за отсутствия состава преступления, опубликовали в соцсетях фотоотчеты с чувством глубоко удовлетворения. Главный «козел-провокатор» этого полураздетого стада – некто Марк Веселый – пообещал, что проведённый флэшмоб –только начало, и что они- НАД законом, поскольку «нормы морали законом не регулируются». В ближайшем отделении полиции он получил порцию нравоучения и снова гордо вышел в люди, пообещав интернет - фанатам обязательно повторить подземный променад в следующем году.
В отечественных СМИ на сей счёт - почти тишина.То ли власти всерьёз опасались тиражирования почина, то ли мелочью посчитали, недостойной внимания. А ведь эти, кем-то воспитанные детки, нарезая круги по московской подземке, по сути, провели социально-психологический эксперимент на наличие или отсутствие стыда и защитной реакции у народа. И вот по причине «неактуальности» для общественного обсуждения в наших СМИ темы бесстыдства как нормы поведения, мне кажется, самое время поразмышлять о факторе стыда как надёжной скрепы против всяких толерантных «вирусов».
Иногда для того, чтобы понять большое, необходимо вглядеться в малое. В том смысле, что чьи-то преимущества могут открыть глаза на твои недостатки. В чём для меня прелесть нашего российского жизнеустройства - так это в том, что у любого из нас всегда есть возможность самоустыдиться, поглядев на житие соседа с не такими, как у тебя, привычками. Особенно когда он хоть и поменьше тебя, а поздоровее жить умудряется. Имеются, слава Богу, в России места, где здравый смысл и традиции предков поставлены выше права на вседозволенность и где атаки без штанов «не прокатят». Впрочем, гражданин Весёлый и его компания могут в любой момент проверить мои прогнозы на собственных пятых точках.
По духу своему я принадлежу к русской культуре, в ней воспитана и ее ценности исповедую. Однако в жилах моих течет еще и кровь небольшого, но древнего ингушского народа. Прошлым летом, побывав на родине отцовских предков, мне удалось сделать кое-какие жизненные зарисовки. И, на фоне вышеописанной столичной клоунады, в моей памяти всплывают наиболее контрастирующие эпизоды из ингушских воспоминаний…
Первое сентября 2015г., лицей ингушской столицы – г.Магас. Сама, будучи лицеисткой одного из небольших городов Нижегородской области, я и эту школу представляла по типу среднероссийских: небогато обставленное зданьице как внутри, так и снаружи – этакая территория госэкономии на детях – т.е., практически, на всем. Однако... Добротно отремонтированное здание создает впечатление недавно построенного, хотя в нем уже успели отучиться мои старшие родственники. Чистота внутри почти стерильна, в т.ч. и в дамской комнате – именно так хочется назвать это малопубличное место. Вид из окна пленяет дизайном почти английского сада. На кожаном диванчике тихо смеются лицеистки (у ингушек громко выражать свои эмоции не принято – признак невоспитанности), вдруг все они, как по команде, встают – мимо них спешит куда-то учительница. Здесь существует неписанный закон: при старших надо вставать, везде и на протяжении всей жизни, даже если ты не ребенок, а пенсионер со стажем…
Здесь тоже встречаются надписи на стенах, но каков же смысловой контраст! По-русски - «Пока мы едины- мы непобедимы!», по- ингушски – «Я люблю тебя, моя Ингушетия!»… Верх уличной дерзости – «Магомед + Амина». И нигде я не встретила «указателя» проследовать по универсальному среднерусскому маршруту на три буквы. Там никому в голову не приходит рядом с именем девушки писать оскорбление, впрочем, девушки и сами повода стараются не давать - с детства знают всем известное в Ингушетии четверостишье: «А девушка, верная чести своей, сравнима с надежностью трех крепостей». Те, кто с этим не согласятся, рискуют потерять вслед за честью не только семью, но и жизнь, лишить которой могут ближайшие родственники, дабы не позорила репутацию рода (и эта тема основана на вполне реальных событиях). По ночным клубам здесь молодежь не тусуется по причине их отсутствия- об этом мне с гордостью рассказывали ингушские родственники.
На Кавказе издавна имеется жизненное напутствие: «На Родине твои поступки – это лицо твоей семьи. А за её пределами – они лицо твоего народа». То есть ты не имеешь права позорить ни твою семью (а это не только живые, но и ушедшие предки), ни твой народ. Конечно, там об этом сегодня помнят далеко не все.Те же молодые ингуши в Москве - почти что притча во языцах, по части неадекватного поведения в общественном месте. Однако недовоспитанный молодняк гарцует за гранью дозволенного, как правило, вне пределов исторической родины. Ибо родина предков живо напомнит о силе традиций.
Но если на Кавказе об этом говорят, то у нас и не вспоминают. Вы где-нибудь видели кавказцев, стесняющихся своих традиций? В Ингушетии я буквально окунулась в колорит ингушской музыки. Она там звучит отовсюду, даже на телефонах кавказские рингтоны. Поэтому, вероятно, и надписей английских на стенах домов я не видела…
В этой маленькой северокавказской республике, о которой мы толком мало, что знаем, принят бескомпромиссный «сухой» закон. Алкоголь строго запрещен не только к продаже, но и к производству, потому что заниматься спаиванием своего народа здесь, видимо, считается постыдным и греховным, а потому недопустимым. Руководство республики брезгует пополнять бюджет за счет «пьяных» денег и разрушенных судеб своих же земляков. Возможные слабости чиновников блокируют Советы Старейшин: как решат что-нибудь для пользы народа – сразу к Президенту на обсуждение. Вредные для народа законы, обязательные почему-то для исполнения на среднерусской возвышенности, здесь могут и проигнорировать. При необходимости старики «встряхнут», невзирая на чины…
А ведь еще совсем недавно – каких-то сто лет назад – в православной России ослабление собственного народа тоже считалось делом постыдным. Хотела бы я спросить нашего Президента и всю вертикаль власти: почему так? Почему на единой, вроде бы, территории такая противоположная жизненная стратегия? Разве может в таких условиях сохраниться единое государство? И что будет с русским народом – стержнем и гарантом существования всех остальных малых народов?.. Ведь повсеместно сегодня за пределами МКАД на территории «русской» России, злачные места видны зачастую прямо из окон ни разу за полвека не ремонтированных школ. «Пьяный» сервис льется во все щели с утра до ночи и постоянно «мутирует».
Недавно вот ОНФ (Общероссийский Народный Фронт) Нижегородской области собирал «круглый стол», чтобы изобрести методы увещевания чиновников на предмет сокращения «разливаек» - это когда на законной, вроде бы, основе (индивидуальное предпринимательство такое нынче в моде), вам нальют любого алкоголя в любом объеме. Причем помещение заранее арендуется у муниципалитета с прицелом именно на «пьяный» доход. И почему-то активистам ОНФ не приходит в голову мысль о запрете продажи алкоголя в регионе, по примеру той же Ингушетии. Дело-то уже доехало до абсурда: дети в моем родном городе воруют теперь не конфетки, а элитный алкоголь из супермаркетов. Недавно в Нижнем Новгороде старшеклассники избили сверстника, за то – внимание! – что он не пил, не курил, а вел здоровый образ жизни!
И ведь что интересно: только наш народ пытается в сознание прийти - через тот же ОНФ - тут же, как черти из засады, выскакивают чиновники министерства промышленности и торговли РФ, требуя исключить из законодательства понятие "прилегающих территорий", в пределах которых магазинам и кафе запрещается продавать алкоголь. По мнению замминистра минпромторга В.Евтухова, это исключение поможет спасти бизнес. Свободно продавать спиртное можно, по его словам, только на кладбище. То есть, по логике этого товарища, ради грязных денег вполне допустимо превратить наши земли в братские могилы? Ведь от льющегося по России вина сегодня только на кладбище и свободно… К примеру, на ближайшем от моего дома городском кладбище после новогодних «каникул» в прошлом году за день похоронили дюжину мужчин среднего в целом возраста (а таких кладбищ в 120-тысячном городке – уже несколько), и это вам не официальная статистика, а жизнь, как она есть. С чем это связано, понятно, думаю, даже ежу. А уж тем более - управленцу из кадрового президентского резерва- ленинградцу В.Евтухову. Тогда у меня вопрос: в чём состоит конечный замысел его деятельности?..
...А тем временем, несмотря на постсоветские кризисы, Ингушетия стабильно держится среди лидеров по рождаемости. Там, как и в Центральной России, школ не хватает. Но не потому, что их закрывают из-за сельской малокомплектности, как у нас, а из-за острой нехватки, ввиду многолетнего «бэби-бума». В ингушских школах дети учатся не в две, а в три смены. Вы можете себе представить, чтобы на встрече с В.В. Путиным руководитель какого-нибудь среднерусского федерального округа главной проблемой озвучивал необходимость строительства новых школ? А вот А. Хлопонин - Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе, в сентябре прошлого года обозначил перед лидером страны именно эту задачу, требующую скорейшего решения – строительство новых школ…
Вспоминая Ингушетию, я теперь часто задаюсь вопросом – а что вообще постыдного осталось у русского народа, к которому отношу себя и я? Что с нами происходит? Ведь законное не всегда есть полезное. Почему ингушам это понятно, а русским – неважно?
Есть такое понятие в алгебре - асимптота. Образно говоря, это то, к чему вы стремитесь, но никогда не достигните. И в жизни реальной асимптота трезвости, самоуважения и возрождения русского народа – всего лишь ежедневно насаждаемые нам мифы. Лично я не верю в случайность исторических побед. Народ-победитель мирового фашизма способен выбраться из любого тупика. Того-то и боятся. Московские шалунишки без штанишек являются своеобразным лакмусом: совершенно очевидно, что идет проверка, насколько наше население готово к дальнейшим прививкам толерантности. На языке биологии это понятие означает всего лишь неспособность организма к сопротивлению извне, т.е., по сути, обретению иммунодефицита. Эти чудаки мнят себя демократическим тараном, хотя на самом деле перед нами самовыражались банальные «палочки Коха», замеряя общественную реакцию на воздействие очередной дозы бесстыдства.
В нью-йоркском метро аналогичное шоу начиналось так же, с нескольких бесстыжих клоунов. Теперь там носятся без штанов уже сотни завербованных бездельников, приучая к бесстыдству 21-ого века вместо нравственной «архаики». То есть, по сути, публично расчеловечивая, и прежде всего - молодое поколение. Понятно, что сценарий разложения пишется теми, кто отлично проштудировал наши культурные коды и выбрал единственно правильную мишень: победив стыд, убить в человеке совесть.
Кстати, на странице предводителя московских беспорточников по кличке «Марк Веселый» насчёт себя любимого- все «стерильно». Никакой личной информации, которую так активно вытягивают из нас создатели соцсетей, у него на стене нет. Не за что зацепиться, при желании. Чувствуется, что обосновался в интернете с прицелом на более активное будущее.А почему бы ему не продолжить этот эктремальный тур, скажем, по той же Ингушетии? Правда, я не уверена, что там эта ошибка не смоется кровью, поскольку такой перфоманс вполне может стать для его участников причиной недолгих радостей…
Сравнивая жизненные уклады ингушей и русских, невольно задаешься вопросом: а возможно ли сосуществование на единой территории народов с такими неодинаковыми ценностями? А в России ведь еще более ста народов… И если мы сами себя не уважаем, не пресекаем бесстыдство, подчиняемся вредным законам, а не здравому смыслу, если нам не совестно зарабатывать на вымирании собственного народа - тогда и от других, пусть малых, но куда более сплочённых народов, уважения тоже ждать не следует. Ни уважения, ни поддержки- в случае форс-мажора на мировой арене.
Иногда, чтобы понять большое, необходимо вглядеться в малое. И, глядя на чьи-то достоинства, увидеть свои недостатки. Без злобы и зависти, как и следует сильным…
Мария Аушева