«В русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин».
М. Горький
«...Федор Иванович Шаляпин всегда будет тем, что он есть: ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она – Русь, вот каков ее народ – дорогу ему, свободу ему!». (М.Горький)
Так воспринимали Шаляпина лучшие люди его времени, не скупясь на самые высокие сравнения при оценке искусства артиста. Пушкин, Толстой — рядом с этими гигантами русской литературы ставил Шаляпина Горький. Мощь пластической лепки певцом своих образов Б. В. Асафьев сравнивал с силой выразительности скульптурного резца Микеланджело, ритм речи и пения Шаляпина — с гоголевской прозой. «Художник типа Гёте» — это определение творческой личности Шаляпина можно встретить на многих страницах, посвященных артисту, - рассказывает библиотекарь отдела социально-гуманитарной литературы Ольга Сустретова.
Писатель и журналист А. Л. Лесс, составивший множество литературных портретов видных представителей любимого им музыкального театра, написал и о Шаляпине.
В предисловии к книге Лесса, Игорь Бэлза (советский музыковед, композитор и литературовед) написал об эмоциях своего отца, вызванных спектаклями, в которых играл Шаляпин: «Во многих ролях видел его отец и всегда уходил из театра потрясенным не только тем художественным событием, каким был каждый шаляпинский спектакль, но и открытием нового тайника человеческой души. Особенное впечатление производили на отца пушкинские образы, созданные Шаляпиным, начиная, разумеется, с Бориса Годунова.
...Известен случай, когда Шаляпин в узком «корсаковском» кругу один исполнил «Моцарта и Сальери» (у рояля был Рахманинов). Великий артист воплотил оба образа. До него это удалось сделать только Пушкину».
О Шаляпине говорят, когда вспоминают композиторов Глинку, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, художников Репина, Валентина Серова, Виктора и Аполлинария Васнецовых, Врубеля, Коровина, Головина, писателей Горького, Леонида Андреева, Бунина, Чехова.
Федор Иванович Шаляпин. Портрет работы Кустодиева Б. М. 1921 г.
Коровин К.А. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1921
Его имя не сходит с печатных страниц, когда возникает речь о недавнем прошлом нашей художественной культуры, потому что он воплотил в себе многие важнейшие ее черты, о нераздельности литературы, музыки, театра, живописи, скульптуры.
Детство и юность Федора Ивановича Шаляпина описаны много раз.
Сам артист неоднократно намеревался написать автобиографию, в которой были бы запечатлены далеко не обычные факты истории восхождения мальчика из социальных низов до высот мировой невиданной славы. Наконец, незадолго до Февральской революции, им, в содружестве с Алексеем Максимовичем Горьким, его другом, была написана широко известная книга «Страницы из моей жизни», рассказ в которой был доведен до начала первой мировой войны.
Значительно позже, находясь в эмиграции, Шаляпин вновь вознамерился писать мемуары, затрагивая в них с большой широтой тему творчества. Эта книга была создана в Париже и вышла в свет там в 1932 году под названием «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)».
Вспомним и мы страницы из биографии великого русского артиста.
13 февраля (1 по старому стилю) 1873 года в Казани, в Суконной слободе, на Рыбнорядской улице, в маленьком флигеле дома Лисицина, у архивариуса уездной земской управы Ивана Яковлевича Шаляпина родился сын Федя.
Из детства в памяти Шаляпина сохранилось, как прекрасно, просто и задушевно пела мать и как он ей подпевал. Песня звучала повсюду. Казалось, что окружающие не расстаются с нею ни на минуту — ни в труде, ни в отдыхе, ни в будни, ни в праздник. А так как маленький Федя жадно ловил песни, мгновенно запоминая их, и с тонкой проникновенностью выводил их своим звонким детским голоском, то его всегда просили: «Спой!» И он пел.
Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства.
19 сентября 1890 года Шаляпин переехал из Казани в Уфу и начал работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского. Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии.
В 1896—1899 годах Шаляпин пел в частном оперном театре мецената С.И.Мамонтова и приобрёл широкую известность. В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
В 1900-1901 гг Ф.И. Шаляпин пел в Большом театре в Москве и в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре «Ла Скала»: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель» было высоко оценено.
В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и другие) порой превращались в политические демонстрации. В 1907—1908 годах гастролировал в США и Аргентине.
С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С. И. Зимина в Москве и А. Р. Аксарина в Петрограде. В годы Первой мировой войны певец на собственные средства открыл два лазарета для раненых солдат, не афишируя свою благотворительность.
В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный».
С 1918 года Шаляпин стал художественным руководителем бывшего Мариинского театра и в 1918 году он первым получил звание Народного артиста Республики.
С июля 1922 года Шаляпин на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский в «Письме к Горькому» писал:
«Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!»
В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста (звание возвращено в 1991 году) и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.
В 1933 году вышел фильм «Дон Кихот» (Великобритания, Франция, режиссер Г. В. Пабст). В классической истории Мигеля де Сервантеса великий русский артист и знаменитый оперный бас Федор Иванович Шаляпин сыграл роль Дон Кихота и исполнил романс Даргомыжского и три песни композитора Жоржа Ибера.
Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938 года от лейкемии. Его старшая дочь Ирина вспоминала «Мы были с папой, стояли рядом у его кровати до последнего вздоха. Утром он метался и очень страдал, был в полусознании. Часам к четырем с половиной мы снова собрались у его изголовья. Ему сделали множество уколов, чтобы успокоить его страдания. Его последние слова были о русском театре, и сам он спросил: «Где я? В театре?». Потом он замолк, его глаза смотрели наверх, в одну точку. Он лежал уже спокойно и дышал с трудом, потом... перестал дышать. Это был конец. Умер спокойно. Ни одной судороги. Заснул. ...Похоронили отца на кладбище Батиньоль. Когда гроб опускали в могилу, кто-то из родных бросил в нее горсть русской земли».
На медной доске было выгравировано на французском языке:
«Федор Шаляпин
Оперный артист
Командор
ордена Почетного легиона
1873-1938»
Впоследствии эта надпись была изменена:
«Здесь покоится
Федор Шаляпин
гениальный сын земли русской».
29 октября 1984 года по желанию Ф.И.Шаляпина быть похороненным на родине, его прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
В фондах Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина имеется множество книг, посвященных Шаляпину, некоторые из них были использованы при подготовке материала:
Дмитриевский, В. Фёдор Шаляпин. Царь-бас Фёдор Иванович / В. Дмитриевский. – М.: Олимп, 1998. – 460 с.
Лесс, Ал. Рассказы о Шаляпине / Ал. Лесс. – М.: Советская Россия, 1973. – 174 с.
Фёдор Иванович Шаляпин в 3-х томах. Том первый: Литературное наследство. Письма. – М.: Искусство, 1976. – 670 с.
Фёдор Иванович Шаляпин в 3-х томах. Том второй: Воспоминания о Ф.И. Шаляпине – М.: Искусство, 1977. – 556 с.
Янковский, М. Шаляпин / М. Янковский. – Л.: Искусство, 1972. – 372 с.
Ольга Сустретова