Русские Вести

Фильм «Волга-Волга» — киносимвол эпохи сталинского кино


24 апреля 1938 года на экраны страны вышла третья комедия Григория Александрова «Волга-Волга». На этот раз — сатирическая и посвящена она была самодеятельному искусству.

«Волга-Волга» — одна из первых советских музыкальных комедий — веселила несколько поколений кино- и телезрителей. Сегодня она кажется некоторым немного наивной, но это не умаляет обаяния игры легендарных актёров Любови Орловой и Игоря Ильинского. Песни из фильма распевались по всей стране. «Волга-Волга» была чемпионом среди картин, пользовавшихся сталинской симпатией. Он смотрел её бесчисленное количество раз и даже подарил копию фильма во время войны президенту Соединенных Штатов Америки Франклину Рузвельту.

Об этом фильме и эпохе сталинского кино расскажем в нашей статье.

Какое кино бывает?

Кино — это не просто зрелище, но как любое искусство, оно всегда агитирует за что-то. И всё искусство можно отнести в двум большим классам: либо оно «агитирует за счастье», либо оно «агитирует за несчастье», поскольку любое искусство оставляет в душе людей свой след, рождает своё настроение: либо увеличивая счастье, воодушевляя людей становиться лучше, либо уменьшая счастье, рождая депрессии и безысходность.

Кинематограф на сегодняшний день — это агитационная площадка, где, в зависимости от реализации режиссёром идеи фильма, может пропагандироваться тот или иной образ мышления, ведущий либо к счастью, либо к несчастью.

Не стоит заблуждаться, что есть какое-то «нейтральное» искусство, как говорят, «показывающее жизнь» какой она есть — это всё наглое враньё, либо недопонимание. Ведь любой сценарист выбирает алгоритмику действий персонажей из виденного им в жизни по своей собственной нравственности, режиссёр также выбирает пути донесения идей фильма до зрителя, оператор выбирает ракурсы — и все делают это по своей нравственности, во многом транслируя её своим зрителям. Нет фильмов беспристрастных. Даже документальное кино избирательно высвечивает определённые моменты и затеняет другие. Пора уже это понимать и исходя из этого строить свою политику в отношении кинематографа.

Фильм «Волга-Волга» — киносимвол эпохи сталинского кино

Многие кинокритики согласны с тезисом, что кино должно просвещать, то есть нести людям идеи, которые могут помочь сформироваться им как Человеками с большой буквы, пробуждать лучшие чувства и настраивать на лучшее, потому что в противном случае оно будет убивать человечность в людях.

Советское кино

Советское кино очень неоднородно и его можно разделить на несколько периодов, которые достаточно ощутимо отличаются друг от друга.

Кинематограф в СССР принял на себя воспитательную и просветительную миссию литературы и вместе с тем, освоив те средства экранной выразительности, которые формируют язык кино, поднялся до уровня подлинного искусства.

Становление советского кино — беспрецедентное явление в истории искусства.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино…» — провозгласил Ленин в марте 1922 года в беседе с наркомом народного просвещения А.В. Луначарским.

Эти слова позже процитировал И.В. Сталин в своём «Приветствии к пятнадцатилетию советского кино» 11 марта 1935 года. Именно он стал первым и главным последователем Ленина в развитии советской киноиндустрии. Этому делу Сталин посвятил около двадцати пяти лет своего пребывания у власти (1928—1953 годы).

Первое из опубликованных высказываний И.В. Сталина о кино относится ещё к 1924 году:

«Плохо обстоит дело с кино. Задача — взять это дело в свои руки» (Партия о кино / Под ред. Н.А. Лебедева. М., 1939 С. 41).

В результате после доклада Сталина съезд принял развёрнутую резолюцию о кино, которая вошла особым разделом в общую резолюцию «Об агитпропработе», а советское государство взяло ориентир на ускоренное развитие киноиндустрии как важнейшей области культуры и искусства.

В этой резолюции, принятой на XIII съезде РКП (б) 1924 года, Сталин провозглашает:

«Кино должно явиться в руках партии могущественным средством коммунистического просвещения и агитации. Необходимо привлечь к этому делу внимание широких пролетарских масс, партийных и профессиональных организаций» (Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б)-ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917—1953 гг. / Под ред А.Н. Яковлева. М., 1999..С. 252,).

Похожее утверждение присутствует в «Приветствии И.В. Сталина работникам советской кинематографии» 11 января 1935 года, посвящённое пятнадцатилетию советского кино:

«Кино в руках Советской власти представляет огромную, неоценимую силу. Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе социализма, организовывать массы на борьбу за социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность».

Именно при И.В. Сталине советское киноискусство достигает своего первоначального расцвета, создаются фильмы, к настоящему моменту признанные шедеврами не только отечественного, но и мирового кино, над которыми работают такие знаменитые режиссёры, как С. М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, Г.В. Александров, Л.Д. Луков, М.Е. Чиаурели и другие, возникает большое количество кинотехникумов, сети кинотеатров распространяются по всему Советскому Союзу, ударными темпами растёт производство художественных и документальных фильмов на киноконцернах «Мосфильм» и «Ленфильм», развивается техническая сторона киноиндустрии, появляется звуковое кино, осуществляется несколько совместных советско-американских кинопроектов, советские фильмы впервые показывают на международном кинофестивале в Каннах и Венеции.

В советском предвоенном кино прямой идеологический заказ безусловно имел место, однако это было время и художественных удач. К тому же следует помнить, что любое кино — идеологизированно, поскольку несёт вполне определённые идеи. В этот период появился первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (1931) режиссера Н. Экка (настоящая фамилия — Ивакин, 1902—1976). Фильм не просто выполнил определённый социальный заказ, отобразив проводимую государством борьбу с беспризорностью и продемонстрировав технические новшества кинематографа, но и смог рассказать трогающую душу историю, в которой действовали не манекены, а живые люди. Не случайно герои её — и положительный по всем статьям Николай Сергеев (Николай Баталов), и мечущийся Мустафа (Йыван Кырля), и даже Жиган — главарь шайки (Михаил Жаров продемонстрировал в этой роли эффект отрицательного обаяния) были любимы зрителями. А фильм был закуплен многими странами и принёс известность нашему кино за рубежом.

В это же время постепенно расширялась жанровая палитра отечественного кинематографа. Конечно, учитывая влияние социально-политических причин, понятно, что историко-революционный жанр занимал особое место.

Нельзя не отметить выдающуюся картину братьев Васильевых «Чапаев» (1934). Опора на фольклорные мотивы и создание подлинно народного характера Борисом Бабочкиным (1904—1975), романтика и жестокость гражданской войны и, конечно, развитие монтажного мышления (незабываемо построение эпизода «психической атаки»), сделали фильм хрестоматийным.

Развивался приключенческий фильм — ленты В. Вайнштока (1908—1978) «Дети капитана Гранта» (1936) и «Остров сокровищ» (1937) были одними из первых в этом жанре и пользовались огромным успехом, не в последнюю очередь благодаря музыке Н. Богословского («Остров сокровищ») и И. Дунаевского («Дети капитана Гранта»). Этому композитору принадлежит и часть успеха первых советских кинокомедий Григория Александрова (1903—1983) — «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940).

Александров, познакомившись с опытом Голливуда, сумел создать увлекательные киномюзиклы на основе отечественных реалий. После этих лент за границей узнали, что Россия «может смеяться». В фильмах Александрова появилась Любовь Орлова (1902—1975) — первая звезда советского кино, сочетавшая драматический, хореографический и музыкальный таланты, но, главное, воплотившая на экране образ красоты и удачи.

Музыкальная комедия — любимый жанр довоенного кино

Наверное, это самый удачный и любимый жанр довоенного кино. Этих фильмов сравнительно немного, но каждый становился событием. Скороспелки-конъюнктурщики в этом жанре не держались, ибо «вытянуть» неудачный фильм за счёт идеологии тут было трудно. Вот только некоторые удачные фильмы:

  • «Волга-Волга» (1938)

  • «Свинарка и пастух» (1941)

  • «Веселые ребята» (1934)

  • «Трактористы» (1939)

  • «Цирк» (1936)

  • «Весна» (1947)

В 1938 году на экраны страны вышла третья комедия Александрова «Волга-Волга». На этот раз — сатирическая и посвящена она была самодеятельному искусству. Маленький городок на Волге полон народных талантов.

«В то время появился лозунг биться за самодеятельность, — вспоминал Александров. — Самодеятельному творчеству масс уделялось большое внимание. А многие не понимали его значения как формы общественной деятельности, как одного из путей направления энергии и инициативы народа в творческое русло. Главным препятствием на пути самодеятельности, как указывалось, был бюрократизм».

Сюжет комедии прост и незамысловат. В маленьком городке на Волге живёт какое-то невообразимое количество народных талантов. И на них — всего один бюрократ по фамилии Бывалов, который делает всё, чтобы помешать развитию молодых дарований.

Настоящий фурор произвела комедия «Волга-Волга», соединившая элементы джаза и трюковые эффекты, высмеивающая бюрократический стиль руководства и бескультурье, скрывающееся за маской солидной должности:

«Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности»; «Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта…»; «Закройте дверь!»; «Очистите палубу!»; «Прекратите безобразие!»

Выразителем народных настроений в фильмах Григория Александрова и других комедиографов становится музыка — эмоциональная, яркая, энергичная, призывная. Прежде всего — исполненная оптимизма музыка Исаака Дунаевского. Она составляла, по признанию самого композитора, «стержень сюжета, цементируя не только музыкальное, но и общее содержание…».

Музыкальная комедия устраивала Григория Александрова хотя бы потому, что допускала известный схематизм в обрисовке образов, сглаживала конфликтность.

«С каждым днём все радостнее жить» — эти слова из песни Василия Лебедева-Кумача и Дунаевского в фильме «Цирк», вышедшем в 1936 году, как нельзя более точно выражали смысл их произведений.

Эта комедия, безусловно, одна из самых народная. Она построена не столько на тексте, диалогах, сколько на эксцентрике, гротеске. В комедии не так много говорят, в ней больше поют, танцуют, попадают в нелепые положения, и зал постоянно хохочет. Это комедия ситуаций, а не комедия слов. Источник комического, того, что вызывает смех, здесь вещи, события, а не люди, не их высказывания, речи.

Пожалуй, именно в этом фильме Александров с наибольшей полнотой воплотил те приёмы эксцентрики и гротеска, которыми он овладел, работая рядом с великим Эйзенштейном. Именно в этом фильме он максимально насытил кино элементами бурлеска, мюзик-холла, оперетты, освоенными им во время командировки в США. Когда специалисты кино называют Григория Александрова родоначальником отечественных киномюзиклов, они не ошибаются.

Режиссёр придумал и снял с присущим ему размахом именно то зрелище, какое, как он предполагал, должно понравиться высоким инстанциям. Истово запевшее на все голоса население маленького русского городка, должно было являть образ благоденствующего народа всей страны. В фильме речь идёт лишь о несоответствии местного начальника и творческих возможностей мелководиев. На олимпиаде, в центре, в Москве соответствие будет установлено, там восторжествует гармония верхов и низов, Стрелка будет награждена и прославлена, Бывалов — посрамлён (как актуально это и сегодня, когда многие местные вопросы решаются только в Москве).

Несложная, орнаментированная музыкальными номерами фабула фильма приобретает теперь жанровые признаки кинопутешествия. Стилевое и жанровое единство придаёт комедии фольклорная окраска, опора на традиции озорных ярмарочных представлений, проступающая и в обрисовке характеров персонажей, и в постановке музыкальных комических номеров.

Бывалов в этой стихии всеобщего веселья выглядит чужим и архаичным. Это реликт, это, как сформулировал Александров, «отрицательный герой в положительной среде». Но как бы ни старались авторы умалить его роль, из него не удается сделать ископаемого дурака. Недаром образ стал вполне узнаваемым для зрителя (чиновник-бюрократ — он и сегодня бюрократ, который узнаваем нами повсюду).

И тут следует отметить, что в зависимости от отношений и качеств героя или героев фильма и окружения можно классифицировать кинопроизведения, а в отношении советского кино — периодизировать его.

Таблица. Периоды развития кино в России

«Волга-Волга», относящаяся к классу фильмов «положительные герои в положительном окружении», чрезвычайно понравилась Сталину. Он смотрел её так много раз, что запомнил реплики наизусть.

Пришлась «Волга-Волга» по душе и миллионам зрителей. Они и сегодня не устают восхищаться её великолепной музыкой, талантливыми героями и их безудержным весельем.

Время 30-х годов — это время массовой культуры, отвечающее на запросы общества. И когда современные критики в своих публикациях негативно относятся к кино того периода, то, впрочем, большой вопрос, отличается ли по уровню духовных запросов современный массовый зритель, взращённый на телевизионных сериалах, клипах, боевиках, от советского массового зрителя того времени? Такое впечатление, что, по сути, отличается.

Мы переживаем период, когда отечественное кино, за редким исключением, не поднимает зрителя к высотам культуры, а подстраивается под его запросы. Или сознательно формирует именно такие низменные запросы?

Чем же ещё запомнился этот фильм и почему именно он был послан президенту США? Напомним, что данный фильм снят как кинопутешествие, и пока герои фильма плыли из Мелководска в Москву, перед зрителем предстают кадры достижений СССР: фильм показывает нам канал Волга — Москва, Химкинское водохранилище, Московское море, Речной вокзал в тот момент, когда все эти уникальные гидротехнические сооружения только были созданы.

Фильм «Волга-Волга» — об успехах СССР

В подробностях можно рассмотреть шлюз № 3 канала им. Москвы в Яхроме, он поднимает суда на уровень 8 метров . Гидроузел архитектора Мовчана — две большие башни, украшенные каравеллами из красной меди, 12-метровыми копиями парусного корабля Христофора Колумба «Санта-Мария». В ноябре 1941 года советские войска при отступлении взорвали башни. В 1942-м их восстановили. А каравеллы реконструировали в 1991-м.

В подробностях можно рассмотреть шлюз № 3 канала им. Москвы в Яхроме, он поднимает суда на уровень 8 метров. Кадр из фильма

Мы видим и арочный мост Рижского направления через канал им. Москвы. Уникальность железнодорожной конструкции в том, что у неё очень большие — 120-метровые — пролёты. На конец 1930-х годов только в Испании имелся мост, величина пролётов которого была больше, чем у детища известного советского инженера Александра Бачелиса. Мост был по­строён к 1937 году в рекордно короткие сроки — за 13 месяцев. В день технического испытания в «Известиях» напечатали: «Одновременно были пущены четыре тяжёлых паровоза с американскими платформами, гружёными камнем. Мост блестяще выдержал испытание!»

В фильме «Волга-Волга» в кадр попадает створный знак «Московское море». А ещё нам показывают гигантскую, 37-метровую, статую Ленина, обозначавшую начало канала Волга — Москва. Раньше на противоположном берегу стоял такой же гигантский, 37-метровый, Иосиф Сталин.

В изначальной версии «Волги-Волги» есть монументы и Сталина, и Ленина. Их создал наш известный скульптор Меркуров. Начал он с уменьшенных, 8-метровых, копий, в 1936 году их выставили на обозрение у Большого театра. В 1937-м были изготовлены уже две 37-метровые скульптуры, а копии отправились на международную выставку в Нью-Йорк. Но в хрущёвское время после развенчания «культа личности» на «Мосфильме» картину порезали. И на месте, где была скульптура Сталина, появился… кадр с титрами: «На пристани «Большая Волга» участники олимпиады пересаживались на московские теплоходы».

От Сталина там остались только ноги. Кстати, «поработали» над картиной и в 1985 году. Тогда началась антиалкогольная кампания, и из фильма вырезали больше половины песни «Водовоз».

Нам показывают гигантскую, 37-метровую, статую Ленина, обозначавшую начало канала Волга — Москва.

Северный речной вокзал показан в кинокартине во всей красе (Ленинградское шоссе). Это памятник архитектуры — ажурная конструкция по проекту известных архитекторов 1930-х годов Рухлядева и Кринского. По форме — гигантский корабль, плывущий вдоль Химкинского водохранилища. Строился вокзал до заполнения водохранилища водой, готов был в марте 1937 году. Северный речной вокзал стал символом того, что Москва получила выход к Волге и связь с северными и южными морями. В крыльях здания — два фонтана, которые так и назывались — «Север» и «Юг». «Север» — белые медведи, а «Юг» — дельфины.

Герои кинокартины идут по парадной лестнице, оформленной интересными майоликовыми панно округлой формы, и заходят в здание вокзала. На этих панно — Москва будущего. Например, вид Дворца Советов, который в 1937 году начали строить на месте снесённого храма Христа Спасителя. Во второй половине 1930-х годов был принят к реализации генеральный план реконструкции города.

И в фильме «Волга-Волга» отлично видно, как строят новую Москву — показательный социалистический город, не похожий на мировые буржуазные столицы.

Герои кинокартины идут по парадной лестнице, оформленной интересными майоликовыми панно округлой формы, и заходят в здание вокзала.

В кадрах фильма зритель может увидеть и несколько других, современных для того времени речных пассажирских судов, которые вкупе с впечатляющими панорамами сооружений Волго-Дона, по задумке создателей фильма, должны были свидетельствовать о больших достижениях советских людей. Также можно увидеть и первые советские речные трамвайчики — предтечу послевоенных теплоходов.

Таким образом, авторам фильма удалось создать картину-праздник, показать, как страна строит своё будущее. Потому и был послан этот фильм президенту США, чтобы на Западе видели, как страна, находясь в изоляции, с оптимизмом смотрит в завтрашний день.

Интересные факты о фильме «Волга-Волга»

Тихий ход Америки

С фильмом связан и такой занятный эпизод. В 1942 году в Москву прилетел помощник американского президента Гопкинс. Сталин пригласил его с послом США Гарриманом посмотреть «Волгу-Волгу». Гости от души смеялись, и Сталин как бы в знак своего особого расположения передал с Гопкинсом экземпляр фильма президенту США Рузвельту.

Президент посмотрел «Волгу-Волгу» и не понял, почему Сталин прислал ему именно эту картину. Он попросил перевести слова песен. Может быть, разгадка там? Посмотрели фильм ещё раз.

Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга»:

Америка России подарила пароход,
С носа пар, колёса сзади…
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход, —

Рузвельт воскликнул:

«Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт».

По другой версии, Рузвельт решил, что СССР упрекает Америку за низкое качество поставок по ленд-лизу.

Итак, она звалась…

Мало кто знает, что главная героиня получила своё имя в честь… композитора картины Исаака Дунаевского. Дело в том, что все друзья звали его исключительно Дуней, поэтому и письмоносицу решено было назвать так же. К слову, практически вся музыка была написана Исааком Дунаевским заранее. То есть композитору рассказывали, что и как будет сниматься, а он тут же садился за рояль и выдавал музыкальную партию.

Цитаты из фильма:

Да потому, что без воды — и ни туды, и ни сюды!

Автора! Автора!

Успокойтесь, товарищи. Была бы песня — автор найдётся.

Товарищи Дуни, немедленно сознавайтесь, кто из вас написал песню!

Передай своей Дуне, что она дура!

Ну, что ты скажешь о «Смерти Изольды»?

Очень уж долго помирает.

Классически.

Фильм  – «Волга-Волга»

Весь фильм «Волга-Волга» о великой русской реке и великой стране просто пронизан бодростью и оптимизмом, молодым задором и этаким русским, именно русским, удальством.

Фильм так назван неслучайно, поскольку река Волга для каждого русского человека является одним из главных элементов «русского кода». Её пишут художники, о ней снимают фильмы, она была рубежом в русских войнах.

Благоговейное отношение к Волге имеет глубокие исторические корни. В древности её называли Ра, что значит «щедрая», а также Итиль — «река рек». Называли её также и святой, и матушкой.

Волга не раз играла решающее значение в истории России. Это мощнейшая товарная магистраль. В Гражданскую войну волжане стали оплотом большевизма. В обороне Царицына принимал участие сам Сталин, за что город и был назван Сталинградом. В Великую Отечественную войну Волга стала рубежом, дальше которого фашистам не удалось пройти. Доступ к бакинской нефти, через Волгу, стал одним из главных факторов Победы.

Но этот фильм и о народе, который своим трудом преобразил облик реки. При этом фильм говорит нам и о том, что наш народ талантлив, и таланты обязательно должны раскрываться. В Советском Союзе художественная самодеятельность была в почёте, устраивались разные конкурсы и культурные программы для трудящихся масс.

Современные оппозиционные либералы, которые развалили могучий и великий СССР по указке Запада, критикующие советский строй, говорят, что этот фильм — миф, сказка. Но таковы они все — нет фильмов без художественного вымысла и без идей, без той или иной идеологии.

Сталинское кино было не безделкой и не развлечением, и не просто окном в жизнь для каждого зрителя, от мала до велика, кино было окном в будущее. И люди стремились жить такой же полной и насыщенной жизнью, как герои любимых фильмов, приближая это желанное будущее.

Кем были герои, которым хотелось подражать? Тружениками, созидателями своей страны и своей судьбы, неотъемлемой от судьбы народной. Ткачиха Таня Морозова в «Светлом пути» Г. Александрова и учитель Степан Лаутин в «Учителе» С. Герасимова, танкист Клим Ярко в «Трактористах» И. Пырьева и шахтер Харитон Балун в «Большой жизни» Л. Лукова, председатель сельсовета Александра Соколова в «Члене правительства» А. Зархи и И. Хейфица и телеграфистка Машенька Степанова в «Машеньке» Ю. Райзмана представлялись такими же реальными лицами, как летчик Валерий Чкалов, ткачиха Дуся Виноградова или метростроевка Татьяна Федорова. Советское кино было теснейшим образом связано с действительностью, открывая в ней такие явления и события, которые говорили о преобразовании мира и человека к лучшему.

Оно было источником позитивной энергии, веры в человека, любви к жизни. Отличительной особенностью русской культуры, проявившейся в советском кино, были взаимоотношения главных героев и их окружения, общества.

Своего пика развитие русского кинематографа внутри советского достигло в 1940 — 50-ых годах, поскольку фильмы той поры отразили идеалы Русской цивилизации: торжество Справедливости, Правды, жизнь по-совести. Когда фильмы «сталинской поры» привезли в 1990-ых годах в Америку, то многие кинокритики высказались однозначно: «Это какая-то другая цивилизация».

И были правы в этой своей оценке.

После государственного переворота 1953 года (о нём https://inance.ru/2015/02/iuda/) в кино появились не только откровенные алгоритмы спаивания населения, но алгоритмы, свойственные Русской культуре, стали вымываться из кино, постепенно замещаясь алгоритмикой поведения, свойственной Западу: око за око, сила наша да будет законом правды, рабы повинуйтесь своим господам и т.п.

Процесс был растянут во времени, поэтому не особо заметен населению, которое к тому же активно спаивалось средствами кинематографа и государственной политики. Незаметно ушли из кино яркие и притягательные образы людей будущего (с точки зрения их нравственно-моральных качеств), а на их место пришли разнообразные псевдогерои. Этот процесс изменения советского кино отражён в таблице, которую мы приводили выше. И, хотя главная струя (мейнстрим) современного отечественного кино, принадлежит всё к тому же классу фильмов, где «отрицательные герои находятся в отрицательном окружении», надежда есть.

Послесловие

Сегодня начинает возвращаться кино русской культуры, что мы отметили фильмами последнего периода таблицы, хотя, конечно, в эти годы выходили и такие фильмы как «Левиафан» или «Географ глобус пропил», после которого московский школьник, посмотревший фильм, пошёл в школу с отцовским ружьём и застрелил учителя, причём именно географа. Не это ли яркий пример того, как искусство, агитирующее за несчастье, воздействует на общество? Но важнее, что стали появляться фильмы, характерные больше для «сталинского периода» развития нашего кино, когда Русская культура показала свой потенциал развития.

Мы считаем, что в будущем будут востребованы фильмы, в которых положительные герои действуют в положительном окружении, решая общие задачи и развиваясь в процессе этого, поскольку именно такая алгоритмика поведения — наиболее востребована в обществе на обозримую перспективу.

Мы вступили в интересное время, когда будущее всё в большей степени зависит от усилий каждого человека, его деятельности и осмысленности своей жизни. Уходит то время, когда можно было сбросить ответственность на других: начальников, надсмотрщиков, рабовладельцев, хозяев. Наступает время конкуренции мировоззрений, поэтому роль кино в деле реализации того или иного варианта будущего — огромна, поскольку через него, в том числе, формируется культура мышления, внедряются те или иные алгоритмы поведения в психику людей, те или иные образы будущего.

Источник: whatisgood.ru