Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки. А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику, которого постигла трагическая судьба.
«Белое золото»
Слово «фарфор» пришло к нам из турецкого языка, и означает оно особый вид керамики. Сегодня мы называем так изделия из этого восхитительного материала. Они легки и хрупки настолько, что в тонких местах просвечивают на яркий свет. А при лёгком ударе по ним, слышится высокий мелодичный звон, очень приятный для слуха.
Чтобы получить фарфор, нужно, грубо говоря, смешать растёртые в порошок кварц, полевой шпат, мелкозернистую и белую глины в особых пропорциях, а затем подвергнуть изделие из этой смеси обжигу высокой температурой. Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.
Все изделия из фарфора (кроме бисквитных – фигурок и скульптур «под мрамор») покрывают глазурью. Это особое покрытие, придающее им изумительный стекловидный блеск. Оно наносится для защиты от условий внешней среды, а также в эстетических целях.
За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!
Как появился восхитительный фарфор
В истории не сохранилось имени мастера или мастеров, впервые получивших фарфор. Зато достоверно известно, что он возник в Китае в 7-ом века нашей эры. А некоторые учёные высказывают версию, что он появился пятью столетиями ранее этой даты. Как бы то ни было, китайцы с древних времён умели получать фарфор, который сейчас относится к типу мягкого, и делать из него художественные изделия, украшения и посуду. Она и прославила фарфор далеко за пределами Китая: сначала в арабских странах, а затем и в Европе.
Фарфор был неотъемлемой частью китайской культуры, поэтому секрет его получения хранился в тайне. Мастера, раскрывшего тайну, карали смертью. Эта мера пресечения была столь эффективна, что европейцы так и не узнали секрета. Они столетиями пытались самостоятельно получить фарфор, но у них ничего не выходило. И лишь в 1708 году немецкий изобретатель Э. В. Чирнгауз экспериментальным путём получил яшмовый фарфор твёрдого типа. В последующие несколько лет его состав и способ получения совершенствовался, что, в конце концов, позволило Европе производить качественный белый фарфор.
Фарфоровые статуэтки
Фарфоровые изделия до 18-го столетия завозили из Китая. Знатные леди и джентльмены с большой охотой покупали посуду и элементы декора, но самым желанным приобретением были статуэтки. Благодаря своей красоте, элегантности и, конечно же, дороговизне, они считались предметами роскоши и богатства, ими украшали виллы аристократов и дворцы королей.
Поначалу европейские мастера, осваивая новый для себя материал, копировали китайский стиль и сюжеты. Однако приблизительно с середины 18-го века они начали отдаляться от восточных традиций, и вскоре на рынках фарфоровых изделий появились статуэтки в стиле рококо: пастушки, танцовщицы, кавалеры и музыканты. Они покорили аристократию своей утончённостью, чего не хватало строгим китайским фигуркам.
В ту эпоху были весьма популярны коллекционные фигурки производства немецкой «Мейсенской фарфоровой мануфактуры». Они были настолько милыми и трогательными, что окончательно вытеснили китайский стиль. Фабрика «Каподимонте» в Италии прославилась своими портретными бюстами из бисквита. А «Севрская фарфоровая мануфактура» во Франции получила широкую известность благодаря своим античным статуэткам и любовным сюжетам.
Фарфор в России
Россия не отставала от Европы в производстве «белого золота». Напротив, открывшаяся в 1744 году в Петербурге «Невская Порцелиновая мануфактура» (позже Императорский фарфоровый завод), была одним из первых в Европе предприятий по изготовлению керамических и фарфоровых изделий. Правда, начало её работы было бесславным: приглашённый из Швеции «специалист» Х. К. Гункер не смог должным образом организовать производство и за 4 года работы изготовил всего 6-7 чашек из керамики (не фарфора)!
После такого провала на должность руководителя мануфактурой был назначен ученик Гункера Дмитрий Иванович Виноградов – талантливый химик, который проходил обучение в Марбургском университете в Германии вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. После длительных экспериментальных поисков в 1748-ом году ему удалось получить настоящий фарфор. С этого началось производство отечественной посуды из «белого золота», а через два года табакерок и других элементов декора. Они помечались клеймом Виноградова – латинской буквой W.
Но слава Виноградова была недолгой: в 1758 году он скончался от болезни на 38-ом году жизни. И хотя он оставил после себя налаженное производство фарфора и научный труд о керамике, жизнь его была лишена счастья. Историки говорят, что Виноградов сильно завидовал головокружительным успехам своего товарища Михаила Ломоносова, и от этого часто злоупотреблял алкоголем. Длительные запои вынудили барона Ивана Черкасова (управляющего Порцелиновой мануфактурой) держать учёного взаперти и под караулом, чтобы он завершил свой научный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина».
Труды Д. И. Виноградова принесли большую пользу российской фарфоровой промышленности: разработанные им технологии и рецепты ещё долгое время использовались на других заводах и фабриках, открытых вскоре после «Невской порцелиновой мануфактуры» в столице, Москве, Киеве.
Наибольшего развития фарфоровое производство в России получило в 19-ом веке: тогда было открыто несколько новых предприятий, работавших по новейшим технологиям того времени. В начале 20-го столетия все они были национализированы, и некоторые из них существуют до сих пор.
Любава